Викторина «Пять минут…» на музыкальные произведения из кинофильмов Э. А. Рязанова

623
Викторина «Пять минут…» на музыкальные произведения из кинофильмов Э. А. Рязанова

Имя выдающегося кинорежиссера Эльдара Александровича Рязанова широко известно в России и в странах бывшего Советского Союза. Кинокартины «Мастера российской кинокомедии» (так называют Э. Рязанова кинокритики-искусствоведы) горячо любимы старшими поколениями, заставшими воочию премьеры таких известных фильмов, как: «Карнавальная ночь» (1956), «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) и др.

<……….>

Жизненные вопросы, затрагиваемые в этих кинокартинах, сюжетная драматургия, взаимоотношения персонажей, блестяще сыгранные выдающимися актерами советской эпохи, не перестают быть актуальными и способны оказать влияние на подрастающие поколения, задев потаенные струны души юных зрителей. После просмотра всего лишь одного-двух фильмов, как правило, возникают 2 горячих желания: пересмотреть их снова, чтобы лучше понять и открыть для себя новые нюансы в области человеческих взаимоотношений и актерской игры; продолжить знакомство с другими кинопроизведениями режиссера.

<……….>

Одним из секретов популярности кинокартин Э. Рязанова является музыка. Музыкой пронизан буквально каждый его фильм. В кульминационные моменты сюжета сочетание правильно подобранных композиций в разы усиливают эффект каждого кадра.

Услышав музыкальные произведения, песни и узнаваемые лейтмотивы из кинокартин можно с большой долей вероятности назвать те фильмы, в которых они звучат. Многие из них западают в сердце и души зрителей и становятся впоследствии настоящими хитами, по праву заслуживающими звание народных.

Большое влияние в области звукового оформления кинокартин Э. Рязанова оказал известный композитор А. Петров. Сам режиссер называет А. Петрова, сочинившего большинство музыкальных произведений для его фильмов, полноценным соавтором.

Вместе с ним Э. Рязанов проработал более пятидесяти лет и создал пятнадцать кинокартин. Как говорит сам режиссер: «При каждой нашей встрече Петров поражал меня своей неиссякаемостью, своим мелодическим талантом, его разнообразием»[1].

Во времена советской эпохи музыку и песни к кинофильмам заказывали специально. Режиссер приглашал поэта и вместе с ним обсуждал, в каком месте фильма будет первая песня, затем вторая, третья и так далее. О чем эти песни должны быть? Обсуждали содержание. А после этого сочиненные стихи вручались специально приглашенному композитору. Тот придумывал музыку, мелодию, делал оркестровки, искал исполнителей.

Однако, приступая к работе над фильмом «Ирония судьбы, или с легким паром!», Э. Рязанов поломал бытовавший ранее устоявшийся шаблон. Режиссер хотел, чтобы в этой кинокартине были исполнены стихи его любимых поэтов: Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Е. Евтушенко и др. Он отобрал эти стихи и вручил их известному композитору того времени – М. Таривердиеву. Как говорит сам Э. Рязанов: «К счастью, мы с ним (М. Таривердиевым) очень совпали в музыкальных вкусах, и он написал восемь поразительных “шлягеров” к фильму “Ирония судьбы”. В этой кинокартине больше песен, чем в каком-либо другом фильме»[2].

М. Таривердиев участвовал во всех записях этих песен. Он исполнял партию фортепиано, вкладывая свой темперамент и виртуозный талант пианиста. Единственным музыкальным произведением, прозвучавшим в фильме, текст которого не был ни в одном из стихотворных сборников, вышеперечисленных любимых поэтов Э. Рязанова, стала всем известная песня «Если у Вас нету тети». Режиссер вспоминает: «Это была бродячая песенка, которую исполняли в разных творческих компаниях. Я ее слышал неоднократно, и она мне очень нравилась, особенно ее текст. Автором текста был журналист А. Аронов»[3].

Творческая деятельность Э. Рязанова не останавливается и по сегодняшний день, выходят в свет новые кинокартины, которые также полны искренности и доброй, положительной энергетики. Среди относительно недавних работ режиссера стоит назвать «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

Э. Рязанов выделяет этот фильм среди других тем, что в процессе работы над ним ему посчастливилось работать с выдающимся композитором А. Рыбниковым, который написал такие музыкальные произведения к кинокартине, как: «Танец Андерсена и Тени», «Песня нищих», «Песня молодого Андерсена» и др. Все мелодии композитор стилизовал под датские народные песни.

На протяжении всего творческого пути Э. Рязанова окружают композиторы, обладающие высочайшим уровнем мастерства. Написанные ими музыкальные произведения могут послужить основой для приобщения молодого поколения к фильмам великого кинорежиссера.

Сценарий музыкальной викторины

Предлагаем сценарий мероприятия (музыкальной викторины), которое будет посвящено песням, романсам и знакомым мелодическим темам из кинокартин Э. Рязанова.

Ориентировочная длительность (1 часть – музыкальная викторина) – 45 мин. Продолжительность можно увеличить, добавив творческую часть. Примерная продолжительность второго мероприятия (2 части – творческого конкурса) также составит 45 мин.

Общие цели классного мероприятия:

  • Ознакомление обучающихся с музыкальными произведениями из кинофильмов Э. А. Рязанова.

  • Создание условий для товарищеского соревнования в классе.

  • Создание условий для коллективной работы обучающихся над общими творческими заданиями.

Задачи:

  • Развитие у обучающихся чувства мелодии и ритма.

  • Совершенствование слухового восприятия.

  • Тренировка музыкальной и текстовой памяти.

  • Развитие творческого воображения у обучающихся.

  • Развитие навыков распознавания музыкальных и текстовых фрагментов произведений непосредственно связанных с фильмами Э.А. Рязанова.

  • Обучение взаимодействию в коллективе.

Первую и вторую части мероприятия рекомендуется проводить с интервалом в несколько дней, например, через неделю-две. Для выполнения задания целесообразно разделить класс на небольшие группы по 3–4 человека.

Оборудование: СD-проигрыватель или компьютер (с CD-проигрывателем или выходом в Интернет), подключенный к колонкам для лучшего слухового восприятия музыкального материала. Список песен-мелодий.

План проведения

1 часть – музыкальная викторина

Преподаватель демонстрирует обучающимся список из двадцати песен-мелодий из кинофильмов Э. Рязанова. Данный список необходимо раздать участникам викторины (по 1–2 списка на группу из 3–4 человек) в печатном виде или вывесить его на доске класса для общего обозрения. Далее с помощью CD-проигрывателя или компьютера, проигрываются музыкальные произведения именно в том порядке, в котором они указаны в списке. Длительность звучания каждой композиции не должна превышать 1 мин.

После краткого ознакомления с музыкальными произведениями преподаватель проигрывает их все в случайном порядке. Длительность звучания каждой композиции также не должна превышать 1 мин. (это необходимо для соблюдения хронометража классного мероприятия). Ученики должны угадать их и отметить правильные ответы в своих списках.

Далее следует подведение итогов. Преподаватель раскрывает порядок проигранных музыкальных произведений, а каждая группа участников викторины подсчитывает количество правильных ответов. Одна правильно угаданная песня или мелодия приравнивается к одному баллу. По итогам викторины определяется победитель – группа обучающихся, набравшая наибольшее количество баллов.

По желанию детей преподавателем может быть проведена вторая часть классного мероприятия – творческая.

2 часть – творческое испытание

Каждой из групп дается задание: сделать «блиц-сообщение» – совместно приготовить небольшую историю создания определенной мелодии (песни) из кинофильма Э. Рязанова и продемонстрировать ее (не говоря названия) на аудио- или видео- носителе, или исполнить самостоятельно.

Обучающимся предоставляется на выбор несколько мелодий (песен) из кинофильмов Э. Рязанова. Нужно следить за тем, чтобы музыкальное произведение, выбранное одной группой, не совпало с выбором других.

После «блиц-сообщения» каждой группы, другие участники музыкальной викторины должны отгадать, что это за мелодия (песня), ее название и фильм, в котором она звучит. За каждый правильный ответ группе присваивается один балл. Если никто не угадал, то балл присваивается группе, которая была автором «блиц-сообщения». Каждой группе (включая выступление с исполнением песни или ее аудио-, видео- демонстрацией) в среднем отводится 4–5 мин.

По итогам двух частей классного мероприятия (музыкальной викторины и творческого испытания) преподавателем выявляется группа-лидер, набравшая наибольшее количество баллов и группы, занявшие второе и третье место.


[1] Из интервью Э. Рязанова телеканалу «Культура» 16 июня 2012 года.

[2] Из интервью Э. Рязанова телеканалу «Культура» 16 июня 2012 года.

[3] Из интервью Э. Рязанова телеканалу «Культура» 16 июня 2012 года.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль