Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школе

433
Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школе

Психологические особенности детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенным среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, характеризующимся нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Обусловлено это нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС), мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Дефицит внимания – это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время.

Нарушение внимания проявляется в том, что такие дети не заканчивают начатое дело, отвлекаясь на другое; преждевременно прерывают данное им задание, не закончив его; постоянно меняют игры, быстро теряя к ним интерес. Они не желают делать что-либо неинтересное для них в данный момент, у них нет никакого чувства ответственности. Большинство из них отличаются забывчивостью, они часто теряют или забывают вещи.

Гиперактивность – двигательная расторможенность, которая возникает как следствие утомления и низкого тонуса.

Проявляется она в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: таким детям трудно усидеть на месте, они бесконечно ерзают на стуле, часто меняют позы, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи, могут без разрешения покинуть свое место. Они болтают и шумят больше всех, даже во время спокойных игр.

Импульсивность – склонность к поспешности, к совершению необдуманных поступков.

Дети с СДВГ быстро «загораются», реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и родственников. Во время занятий они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения, не выслушивают до конца указания, перебивают. В различных ситуациях им недостает терпения ожидать своей очереди.

С первых дней обучения в школе такие дети сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных особенностями их здоровья. Неспособность длительное время слушать учителя, выполнять инструкции, соблюдать правила, неумение сосредоточиться на выполнении задания в течение необходимого времени, неусидчивость, обилие лишних движений, повышенная отвлекаемость, частое прерывание деятельности, неспособность удерживать развиваемую мысль – все это приводит к негативным оценкам со стороны учителя. В результате дети ощущают свою неуспешность, что в дальнейшем не лучшим образом сказывается на отношении к школе вообще и к учебной деятельности в частности.

Как правило, основные трудности у детей с СДВГ обычно возникают в следующих обстоятельствах:

  • при выполнении работы по заданному образцу, в соответствии с инструкцией;
  • во время участия в настольных и подвижных играх, предполагающих соблюдение определенных правил, очередности хода;
  • при выполнении вербальных заданий, а также заданий, требующих сосредоточения на слуховой информации (ответе другого, слушании рассказа), самопроверке.

Чтобы облегчить детям с СДВГ процесс обучения в школе, необходимо особым образом выстроить этап их подготовки к ней в старшем дошкольном возрасте. Основной акцент нужно делать на устранении дефицита внимания и формировании навыков планирования, регуляции и контроля деятельности – как на уровне выполнения конкретного задания, так и на общем поведенческом уровне (в части соблюдения заданных норм и правил).

Общие принципы работы с детьми с СДВГ

Поскольку у детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю – поэтому часто нарушают правила поведения, не замечая этого за собой. Соответственно, перед началом любой работы необходимо в доступной форме данные правила обозначить, например, когда один говорит – другие слушают.

Важно, чтобы выдвигаемые требования были поняты детьми и приняты. Поэтому следует обсудить необходимость применения каждого правила и его значимость для каждого конкретного ребенка – поскольку, чтобы принять то или иное правило, ему нужно найти в нем смысл. Даже если дети не дают содержательный ответ на вопрос о том, для чего нужно выполнить то или иное условие (требование), важно уже то, что они пытаются понять смысл его соблюдения.

После того как дети высказали свое мнение, педагог должен помочь им прийти к более точному объяснению с помощью наводящих вопросов. Например, при обсуждении правила групповой работы "Когда один говорит – другие слушают" можно задать вопрос: Как бы тебе хотелось, чтобы другие вели себя в то время, когда ты говоришь?".

Когда становится очевидным, что правила приняты, можно переходить к обсуждению того, каким образом будет отслеживаться их соблюдение. Поскольку, как уже отмечалось, для детей с СДВГ характерно нарушать предъявляемые требования, необходимо обозначать каждый такой случай – для того, чтобы впоследствии они могли делать это самостоятельно. Вместо негативно окрашенных замечаний здесь целесообразно употреблять нейтральные типа: "Дима, я вижу, что ты сейчас меня не слушаешь".

В полной версии статьи читайте:

  • Жетонный метод оценки и контроля поведения ребенка.
  • Создание условий для успешного выполнения детьми с СДВГ заданий и упражнений.
  • Примеры коррекционных игр.
  • Как решить проблему неусидчивости.
  • Речевое программирование.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школе" полностью вы можете в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" № 11. Подпишитесь на него прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль