Реализация принципа индивидуализации в ДОО

1076
Реализация принципа индивидуализации в ДОО

Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.

Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского. Формулируя цель обучения как принцип "научить всех всему", педагог уже в то время осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться соответственно к каждому ребенку. Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности, который определяет отношение к ребенку как "к части природы, стремление сделать его (ребенка) с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любых воспитательных отношений".

Для реализации принципа индивидуализации в ДОО прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией дошкольного образования. Таковыми являются: индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация.

Индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей.

Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития ребенка, его физических умений, умственных способностей, а также от характера влияния на него окружения.

Индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрел в индивидуальном опыте.

Таким образом, социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста может быть рассмотрена в следующих направлениях:

  • как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляемому собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;
  • как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, использует полученные данные при решении разнообразных жизненных "проблем");
  • как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе которого информация, полученная ребенком из различных источников, приобретает статус субъектного (персонального) знания;
  • как результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.

Приступая к реализации принципа индивидуализации, педагоги МБДОУ "Детский сад № 31 "Голубая стрела"" г. Туапсе Краснодарского края, а также МБДОУ "Детский сад № 26 "Петушок"" муниципального образования Туапсинского района проанализировали образовательную ситуацию и вывели следующие положения, которые следует учитывать в практике работы, во взаимодействии с детьми и их родителями.

Индивидуализация детей дошкольного возраста – активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту.

Существует индивидуальный стиль поведения ребенка. Необходима постановка индивидуальной задачи для конкретного воспитанника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также типом темперамента и гендерной принадлежностью.

В полной версии статьи вы узнаете:

  • на что нацелен принцип индивидуализации;
  • когда проявляется индивидуализация;
  • какие развивающие центры внутри группы можно организовать для каждого возраста;
  • какие психолого-педагогические условия необходимы для реализации принципа индивидуализации.

А также:

  • увидите пример плана индивидуальной работы;
  • узнаете, что такое карта интересов семей дошкольников;
  • узнаете, как составить дневник индивидуальных наблюдений за детьми.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Реализация принципа индивидуализации в ДОО" полностью вы можете в журнале "Справочник старшего воспитателя" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль