text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

  • 19 октября 2015
  • 997
Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Термин "дети с ограниченными возможностями здоровья" не вполне корректен, так как возможности полноценной жизнедеятельности, обучения, передвижения есть у самого гражданина (ребенка), а не у здоровья.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и систем организма. Ограничения жизнедеятельности у гражданина (ребенка) возникают в связи со значительными нарушениями здоровья.

В документах Всемирной организации здравоохранения используется понятие "дети с особыми потребностями, обусловленными нарушениями здоровья".

Вместе с тем, принимая во внимание, что термин "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" используется в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", допустима следующая трактовка понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" – это несовершеннолетние, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за нарушений здоровья и/или патологических состояний в соматической, психической и сенсорных сферах. Данная формулировка была согласована с Минздравом России осенью 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения.

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Вместе с тем все дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

Новый стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации, результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО; адаптированные программы) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Адаптированные программы разработаны для детей с наиболее часто встречающимися тяжелыми нарушениями здоровья: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и сочетанной патологией (далее – обучающиеся в ОВЗ).

Адаптированные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, способностей обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. В нем учтены возрастные, типологические и индивидуальные особенности, образовательные потребности детей с различными тяжелыми нарушениями здоровья.

Стандарт является основой:

  1. для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  2. разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  3. определения требований к условиям реализации АООП НОО, в т. ч. на основе индивидуального учебного плана;
  4. определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
  5. разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  6. объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям ФГОС НОО ОВЗ, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  7. проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  8. осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
  9. разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

В полной версии статьи читайте:

  • какие задачи решает стандарт;
  • из каких частей состоит адаптированная программа для детей с ОВЗ;
  • варианты адаптированной программы в зависимости от вида заболевания;
  • как выбрать подходящий вариант АП.

А также:

  • какие требования предъявляются к образовательной среде для детей с ОВЗ;
  • особенности программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • коррекционные курсы "адаптивная физическая культура".

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.