text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

  • 16 октября 2015
  • 491
Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью, нарушениями координации и моторики, сниженной концентрацией внимания и др. В образовательном процессе у таких детей возникают сложности с самостоятельным выполнением полученного задания и пониманием фронтальных инструкций учителя, обобщением полученных навыков, общением со сверстниками, возможностью работать в группе с другими детьми, обращением за помощью и привлечением внимания учителя.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% – по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20–30% адаптируются относительно (они нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2–3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Прикладной анализ поведения (АВА) и ресурсный класс

ABA, или прикладной анализ поведения, – это наука, в фокусе внимания которой находится поведение человека. Суть поведенческого подхода заключается в следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая.

Но люди с аутизмом могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.

ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение).

Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем.

Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение детей с аутизмом (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т. п.

Прикладной анализ поведения позволяет воздействовать на поведение человека шестью разными способами:

  1. усиливать или подкреплять желаемое поведение и уменьшать проявление нежелательного, например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение;
  2. обучать новым навыкам – при помощи систематического повторения инструкций и подкрепления желаемого поведения можно обучить ребенка навыкам самопомощи, социальным навыкам или навыкам коммуникации;
  3. поддерживать и обобщать новые навыки – обучение навыкам самоконтроля и процедурам самопроверки поможет поддержать и обобщить навыки, необходимые для успешной работы и учебы;
  4. обобщать полученные навыки и переносить их из одной ситуации в другую, например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе;
  5. адаптировать материалы для занятий и окружающую среду так, чтобы снизить вероятность появления нежелательного поведения;
  6. снизить вероятность появления нежелательного поведения, которое может угрожать здоровью и жизни ребенка и/или его окружения.

Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

В полной версии статьи читайте:

  • в каких направлениях методы ABA-терапии оказывают поддержку детям с аутизмом,
  • что такое ресурсный класс,
  • организация работы в ABA-классе,
  • примеры занятий и заданий для детей-аутистов,
  • особенности подготовки к школе,
  • варианты проведения уроков,
  • результаты работы ABA-класса.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма" полностью вы можете в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.