Особенности гиперактивных детей

9513

Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и воспитателям, и родителям. К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение, но и взять на себя ответственность за их состояние и поведение.

Как правило, беспокойство проявляется достаточно рано. Отмечая активное поведение детей в 2–3 года, родители час­то объясняют это живостью характера, шаловливостью и особенностями воспитания. Однако как только они сталкиваются с необходимостью соблюдения ребенком режима дня, расписания занятий, правил поведения, начинаются проблемы и конфликты.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Существуют несколько разновидностей синдрома дефицита внимания – с гиперактивностью и без гиперактивности. Следует отметить, что гиперактивность может быть и без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания (СДВ) – пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15­–20%. При этом он в 3–5 раз чаще встречается среди мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины возникновения СДВ. Исследователи считают, что причиной синдрома является комплекс различных неблагоприятных факторов.

 

Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца – нередко эти проблемы принимают драматический характер. Учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребенка, и родители оказывают на него все большее давление. Неудачи, неумение регулировать свое поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка.

Следует понимать, что диагностировать СДВ нелегко. Как правило, для постановки этого диагноза используют опросники для родителей, результаты которых не всегда дают объективную информацию. Во-первых, родители могут оценивать поведение ребенка, не замечая признаков гиперактивности; во-вторых, сами формулировки вопросов позволяют трактовать их по-разному; в-третьих, разные родители (в силу своих психологических особенностей) по-разному реагируют на поведение детей.

Особенности поведения ребенка с диагнозом СДВ

Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведем классические описания этих симптомов.

Симптомы

невнимательности

гиперактивности

импульсивности

  • недостаточно внимателен к деталям;
  • с трудом удерживает внимание;
  • создается впечатление, что он не слушает говорящего;
  • имеет трудности организации;
  • избегает выполнения задания;
  • теряет предметы;
  • отвлекается на внешние раздражители;
  • забывчив
  • не может усидеть на месте, когда это требуется;
  • шумно играет;
  • чрезмерно разговорчив
  • быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;
  • проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;
  • прерывает и вмешивается в чужие разговоры

Однако следует понимать, что оценка жалоб на подобные проявления в поведении детей должна делаться с учетом состояния родителей, того, насколько им свойственны терпеливость, спокойствие и доброжелательность. Увы, есть родители, которых такое поведение раздражает, и они не готовы проявить терпение. Диагноз СДВ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка постоянно в течение полугода.

Одно из главных проявлений СДВ – нарушение внимания, важнейшей психической функции, обеспечивающей деятельность и обучение ребенка. В старшем дошкольном возрасте избирательное внимание еще не сформировано, однако уже в 3–4 года ребенок реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. У старших дошкольников (детей 5–6 лет) достаточно хорошо развито произвольное внимание, но оно еще не слишком продолжительное (10–15 мин) и поддерживается за счет положительных эмоций.

Одно из главных проявлений СДВ – нарушение внимания, важнейшей психической функции, обеспечивающей деятельность и обучение ребенка.

У детей с СДВ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но на систематических занятиях при подготовке к школе проявляются сразу. Невнимательность дает о себе знать и во время коллективных игр. Непоседам они быстро надоедают. Отвлекаясь, эти дети мешают остальным, в результате чего возникает конфликт. С другой стороны, во время любимых занятий и игр, с которыми удается успешно справляться, они могут подолгу удерживать свое внимание.

Благодаря избирательности внимания мы выделяем из окружения значимые для себя конкретные предметы и явления. произвольное внимание – сознательная сосредоточенность на чем-либо – требует от человека интеллектуальной и волевой активности.

Импульсивность также проявляется у гиперактивных детей в самых разных ситуациях. Они нетерпеливы, бурно выражают свои эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца. Дети с СДВ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники, и стремятся к социальному взаимодействию. Но при этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся. Их поведение сложно предсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому им трудно общаться со сверстниками. Кроме того, у детей с СДВ может быть нарушена грамматическая структура речи. Они торопятся высказаться, из-за чего их речь плохо воспринимается, поэтому сложно понять, чего они хотят, когда говорят. Это осложняет их общение со сверстниками и взрослыми.

Подготовка гиперактивного ребенка к школе

В социальном, личностном и эмоциональном развитии гиперактивных детей отмечается ряд проблем, которые необходимо учитывать при их подготовке к школе. В основе комплекса трудностей гиперактивного ребенка лежит его неспособность произвольно регулировать свою деятельность, невозможность предугадывать ее последствия.

Такой ребенок при восприятии ситуации, как правило, схватывает только ее внешние проявления, при этом у него отсутствует внимание к деталям. К 7–8 годам у гиперактивных детей формируется устойчивый стереотип обработки информации: они быстро перескакивают от поверхностной оценки одной ситуации к другой и игнорируют стадию анализа деталей – то есть охотно делают то, что у них получается лучше. В дальнейшем эти дети продолжают тренировать быстрое поверхностное узнавание, тогда как анализ деталей, повышающий эмоциональную значимость информации и облегчающий запоминание, не практикуется, и способность анализировать оказывается в дефиците.

Залогом успешного формирования всех школьно значимых функций у гиперактивных детей является развитие произвольной регуляции деятельности. Принцип работы с такими детьми на первый взгляд прост: необходимо проявлять терпение и спокойствие. Важно, чтобы родители умели обеспечить внешнюю организацию деятельности ребенка, не беря на себя повышенную ответственность за его действия, не включаясь эмоционально. 

Залогом успешного формирования всех школьно значимых функций у гиперактивных детей является развитие произвольной регуляции деятельности.

Как правило, родители чрезмерно опекают гиперактивных детей, оправдывая это их неспособностью организовать свою деятельность. Нужно учиться устанавливать с ребенком договоренности относительно выполнения всех требований его режима, особенно тех, которые вызывают трудности. Сам ребенок должен принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать. Он должен иметь возможность пользоваться правом высказывать собственные пожелания – лучше уступать ребенку в мелочах ради того, чтобы он соблюдал основные компоненты режима. Желательно, чтобы определенный обговоренный режим повторялся изо дня в день.

Дети с дефицитом внимания, которых много контролируют взрослые, часто считают, что все предъявляемые требования нужны не им, а родителям. Важно обращать внимание ребенка на то, что существуют определенные правила, которые придуманы не родителями, и что взрослые следуют им так же, как он сам. Таким образом, ответственность с родителя может быть перенесена на ситуацию, что уменьшит напряжение между взрослыми и детьми. То же самое рекомендуется делать и с функцией контроля за различными составляющими режима. Например, функцию контроля времени можно переложить на нейтральный объект­ – таймер. Его можно установить так, чтобы он звонил за 10 минут до начала выполнения какого-то задания или окончания игры. При этом режим дня может быть зафиксирован на специальных рисунках-плакатиках. Таким образом, ребенок будет получать предупреждение о том, что нужно, к примеру, постепенно заканчивать игру и переключаться на другую деятельность. Если пользоваться этим приемом регулярно, то постепенно ребенок привыкает работать, планируя свои действия по таймеру, и проблемы бесконечных напоминаний не будет. Так, без упреков и наказаний можно помочь гиперактивному ребенку сформировать навыки самостоятельной работы.

Дети с дефицитом внимания, которых много контролируют взрослые, часто считают, что все предъявляемые требования нужны не им, а родителям.

Важным компонентом работы с гиперактивным ребенком перед школой является повышение его социальной компетентности и развитие навыков общения. В старшем дошкольном возрасте можно обучать ребенка таким способам игры, которые включали бы анализ действий и нахождение причинно-следственной связи в его собственном поведении. Можно предлагать ему проигрывать конкретные житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, моделирующим эти ситуации, оценивать поведение героев рассказа, анализировать правила их поведения.

Гиперактивного ребенка важно научить оценивать собственные чувства, эмоционально адекватно реагировать на разные ситуации.

Гиперактивного ребенка важно научить оценивать собственные чувства, эмоционально адекватно реагировать на разные ситуации. Для этого при чтении с ним книг, просмотре фильмов, рисунков важно учить его оценивать эмоциональное состояние и чувства героев, сравнивать их с тем, что чувствует и переживает он сам. Полезно обсуждать с таким ребенком те или иные ситуации, стараться вместе с ним разбираться в том, что происходит, когда он гуляет, плохо себя чувствует, переживает тревогу, страх, обижен. Это будет стимулировать его эмоциональное развитие и постепенно научит разбираться в собственных чувствах.

Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком

Задача взрослых (родителей, воспитателей) при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. При этом необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания.

Задача взрослых (родителей, воспитателей) при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность.

Гиперактивные дети, как правило, имеют большой опыт неудач, конфликтов, трудностей общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Хвалят их гораздо реже, чем других детей. Поэтому дети с СДВ особенно чувствительны к критике и вообще к эмоциональной окраске обращенной к ним речи. Для них важно не столько то, что говорится, сколько то, как это говорится. Родители, воспитатели должны быть особенно внимательны к интонационной окраске своего голоса при обращении к ним. Даже критика должна быть позитивной.

В разговоре с гиперактивным ребенком недопустимы (в критических случаях в том числе) унижение, грубость, злость. Взрослому ни в коем случае нельзя говорить с ним между делом, раздраженно, показывая своим видом, что ребенок отвлекает его от более важных дел, чем общение с ним. Если у взрослого нет возможности переключиться на разговор, следует извиниться и пообещать поговорить с ребенком позже. Если же такая возможность имеется и можно отвлечься хотя бы на несколько минут, следует отложить все дела: пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность им. При этом нужно помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты. В них не должно быть признаков недовольства, раздражения, нетерпения.

3 основные ошибки в воспитании гиперактивного ребенка:

  1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого лечением.
  2. Недостаток твердости (но не жестокости) в воспитании, спокойствия и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.
  3. Недостаточное внимание к формированию произвольной регуляции деятельности и поведения.

Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывая, что то, о чем он говорит, интересно и важно. Не нужно оставлять без внимания его просьбы. Если их нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться или ограничиваться коротким «нет». Лучше объяснять, почему они невыполнимы.

 

Памятка родителям и воспитателям

Как реагировать на сложные ситуации, возникающие с гиперактивными детьми

  1. Научитесь не придавать проступку ребенка чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что надо всегда идти у него на поводу. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых.
  2. Никогда не наказывайте ребенка, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослого.
  3. Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «ты себя плохо ведешь – ты плохой» порочна. Она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, заставляет его бояться.
  4. Обязательно объясните, в чем состоит его проступок и почему так себя вести нельзя.
  5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, вызывает обиду и боль.
  6. Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, подчеркивая его недостатки.
  7. Жесткое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.
  8. Обратитесь к специалисту (педиатру или неврологу), если ребенок проявляет все признаки невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

М.М. Безруких, 
д-р биол. наук, проф., акад. РАО, директор Учреждения Российской академии образования «Институт возрастной физиологии»

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль