Программа профилактики профессиональной деформации педагогов «Помоги себе сам»

11830

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилиза­цией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого явления:

  • несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями;
  • несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации;
  • отсутствие соответствующего вознаграждения за работу, которое воспринимается работником как непризнание его труда, что может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к профессиональному выгоранию педагогов ДОУ;
  • несоответствие между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы

Программа профилактики профессиональной деформации педагогов средствами социально-культурной деятельности «Помоги себе сам» направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия посредством социально-культурной деятельности. Все развиваемые в предусмотренных программой тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.

Предлагаемая программа нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости.

На заметку психологу

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Программа базируется на основных положениях концепции музыкально-рациональной психотерапии, предложенных В.И. Петрушиным и направленных:

  • на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний;
  • воздействие на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы через дыхание, движение, ритм и словесное подкрепление;
  • предоставление возможности самовыражения с помощью пения и творчества.

Использование музыки, движения и слова позволяет снизить эмоциональное напряжение и повысить устойчивость педагога в неблагоприятных ситуациях; преодолеть коммуникативные барьеры и развить эмпатические умения; создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, выработки адекватной самооценки; развивать способности к самопознанию и творческой самореализации.

Предлагаемая программа нацелена

  • на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение
  • эмоциональной устойчивости

Цель программы: создание условий для профилактики возникновения профессиональной деформации у педагогов средствами социально-культурной деятельности.

Задачи программы:

  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;
  • создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности;
  • направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения;
  • развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения осознавать «что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
  • формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражение чувств, принятия решений;
  • формирование умения принимать и оказывать поддержку окружающим;
  • развитие способности к творческому самовыражению педагога;
  • развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению профессиональной деформации.

Программа рассчитана на педагогов и специалистов, изъявивших желание участвовать в групповых тренинговых занятиях.

Сроки внедрения: 1–2 занятия в неделю продолжительностью 1 час в течение 2–4 месяцев. Музыкальная составляющая программы требует от ведущего владения способами музыкального выражения либо привлечения специалиста (музыкального руководителя, учителя музыки).

Успешность проведения занятий зависит:

  • от формирования группы на добровольной основе;
  • позитивной личностной направленности ведущего;
  • включения фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками группы;
  • осуществления обратной связи.

Основные формы проведения занятий:

  1. Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т. д.).
  2. Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
  3. Творческие (арт-терапия и т. д.).
  4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  5. Беседы, дискуссии.

Основные блоки программы: диагностический, развивающий и блок контроля. Первоначальная диагностика и динамика изменений отслеживается с помощью диагностического блока и блока контроля по следующим показателям: изменение уровня самооценки, толерантности, роста мотивации на самопознание, увеличение эмоциональной стабильности.

В содержание развивающего блока входят конспекты пятнадцати занятий, в каждое из которых включены двигательные, ритмические и дыхательные упражнения, восприятие и исполнение музыки, творческие задания, музыкальные медитации. Участники группы воспроизводят, импровизируют с помощью голоса, ощущают благотворное воздействие слуховых и зрительных образов, активизируют внутренние защитные силы организма в процессе установления определенного дыхания, расслабляются в ходе музыкально-медитативных упражнений.

Работа по программе предполагает следующие результаты:

  • развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики возникновения профессиональной деформации;
  • формирование позитивного профессионального имиджа педагога;
  • самостоятельное оказание профилактической помощи, позитивно влияющей на эмоциональное состояние педагогов и учащихся;
  • получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;
  • осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения большинства педагогов;
  • создание в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.

Предлагаемая программа носит обобщенный характер. Реализация ее в рамках конкретного учреждения позволяет разнообразить содержательную часть за счет подбора музыкальных произведений для восприятия, расширения спектра двигательных образов, вариативности музыкально-медитативных упражнений в зависимости от характера эмоциональных проблем участников группы.

Программа может быть востребована не только психологами, но и руководителями образовательных учреждений, педагогами для повышения эффективности их педагогического труда.

Программа «Помоги себе сам» может быть реализована на базе любого образовательного учреждения как коррекционный и профилактический комплекс работы с педагогами (см. приложение 1).

Проведение занятий осуществляет педагог-психолог, педагог, владеющий способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умением петь. При отсутствии таких умений для обеспечения музыкального оформления привлекается музыкальный руководитель.

Реализация программы требует создания специальных условий: помещения достаточной площади для свободного передвижения участников группы, расположения их по кругу и объединения в микрогруппы по 3–5 человек; наличие музыкального инструмента; текстов формул и песен по каждой теме занятия.

Основные принципы реализации программы:

  • добровольное участие (участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы);
  • новизна (оригинальность вводимых упражнений и постоянная смена партнеров при выполнении заданий);
  • самодиагностика (самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем);
  • активность (постоянная активность участников группы);
  • диалогизация взаимодействия (полноценное общение на занятиях группы, основанное на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу);
  • доверительность и конфиденциальность (открытость и искренность членов группы).

Правила работы в группе

Для реализации основных принципов программы перед участниками выдвигаются конкретные правила работы в группе.

Правило «здесь и теперь»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т. к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Во время занятий нельзя что-либо записывать, зачитывать, а также выходить за дверь.

Правило «круга»: во время работы участники должны видеть друг друга. Каждый участник должен находиться в равном положении относительно любого другого участника.

Правило инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, соответствующая внутреннему запросу присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше привезли, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.

Правило включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».

Правило эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует «здесь и сейчас», то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые успокоили бы, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.

Не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека; а во-вторых, он ограничивает свободу личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

Правило «я – высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник любую фразу произносит только от своего имени, т. к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка – ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников. Это может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости.

Правило личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы, – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы – это его выбор, за который он несет ответственность.

Правило личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него будет возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал – неприемлемо. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т. к. разговоры о них вне работы ведут к снятию напряжения, необходимого при групповой работе.

Правило презумпции здоровья: участники берут на себя ответственность в признании себя здоровыми людьми.

Правило постоянства: занятия пропускать нельзя.

Осуществление комплекса диагностических мероприятий

Важным этапом работы по программе является осуществление комплекса диагностических мероприятий, в котором выделены следующие составляющие:

  • предварительная диагностика с целью комплектования группы;
  • изучение личностных особенностей и психических состояний участников группы на начальном этапе работы;
  • получение обратной связи в ходе занятий;
  • итоговая диагностика эффективности программы.

Первоначальное ориентировочное выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости осуществляется с помощью анкеты оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз». В начале и в конце работы участникам предлагается ряд методик с целью изучения их личностных особенностей и психических состояний: личностный опросник FPI; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; модифицированная методика Т.П. Гавриловой «Незаконченные рассказы» (выявление уровня эмпатии между участниками группы); методика К. Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессиональной деятельности), шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

Для получения обратной связи в ходе занятий можно применять наблюдение за реакцией участников группы, ведение дневников, построение рельефа эмоционального состояния личности и др.

Выбор данных методик определялся необходимостью изучения следующих показателей:

  • уровень самооценки и ее изменение (при необходимости);
  • толерантность личности;
  • мотивация педагогической деятельности (соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации);
  • способность к эмпатии;
  • уровень тревожности.

Критерием оценки развития дошкольников и эффективности программы является достижение участниками группы определенного (высокого, среднего, низкого) уровня развития по каждому из показателей.

Содержание занятий программы

Многие рекомендации по снятию стрессовых состояний приводят к подавлению человеком реакций на раздражение, что лишает его разрядки и часто приводит к возникновению неврозов. Под воздействием музыки, которая используется на данных занятиях как сопровождение и активная форма работы, педагоги получают возможность катарсической разрядки своих негативных переживаний.

Программа учитывает взаимообусловленность физического и психического здоровья человека. Разминка с помощью дыхательных и ритмических упражнений создает у участников группы определенный настрой, вводит в тему занятия.

Двигательные упражнения и танцы позволяют педагогам осознать возможности своего тела и чувства, снимают эмоциональное напряжение и помогают легко устанавливать контакт с другими членами группы.

5 правил составления и эффективного использования формул самовнушения

  1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из коротких фраз.
  2. Большое значение имеет начало формулы. Это могут быть следующие слова: «Я могу...», «Я верю в то, что...».
  3. Формулу необходимо повторять несколько раз.
  4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произнесенных слов.
  5. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Задания на перевоплощение в животное, явление природы связаны с действием децентрации. Педагоги, таким образом, смещают центр ситуации с себя и переносят его во внешнюю среду, избавляясь от эмоционально отрицательного состояния.

Каждое занятие программы включает:

  • подготовительный этап – настройка группы на работу;
  • основной этап – выполнение упражнений на самопознание, переосмысление жизненных позиций, релаксацию, выражение определенных образов в движении и танце;
  • заключительный этап – подведение итогов работы, анализ эффективности, озвучивание творческих домашних заданий.

Музыкально-медитативные упражнения дают участникам возможность припомнить травмирующие жизненные ситуации и отреагировать их с помощью музыки.

Слушая музыкальные произведения, педагоги «раскодируют» мысли и чувства, заложенные композитором.

Включение в занятия исполнения специально созданных формул музыкального самовнушения (психологической устойчивости, защиты от негативных мыслей, позитивной самооценки) способствует гармонизации внутреннего мира участников группы. Разученные коллективно формулы могут быть использованы педагогами по окончании работы группы при возникновении стрессовой ситуации или как их предупреждение.

Совместное интонирование, работа в парах, по кругу позволяют подстраиваться друг к другу, развивать чувство эмпатии.

Творческие задания, постоянная импровизация являются средством развития рефлексии, самопознания и самореализации каждого участника занятий.

 

Приложение 1

Программа «Помоги себе сам»

Занятие № 1. Тема: «Мое прошлое»

Задачи:

  • установление атмосферы доброжелательности между членами группы;
  • выяснение профессиональных проблем участников;
  • ознакомление с задачами комплекса занятий.

Оснащение: магнитофон, тексты песни.

Содержание:

  1. Дыхательное упражнение «Привет солнцу». Участники группы настраиваются на работу, делая вдох, затем задержка дыхания, выдох на слог «Ха!».
  2. Ритм своего имени и фамилии. Каждый член группы пробует подобрать ритм к собственной фамилии, имени. Затем идет дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
  3. Свободный танец «Мое прошлое» или «Мой самый тяжелый день». Педагогам предлагается вспомнить свой самый тяжелый день и выразить свои воспоминания движением.
  4. Восприятие музыки. С целью выяснения психологического пространства индивида проводится прослушивание музыкального произведения (по выбору ведущего). Далее выслушиваются впечатления всех участников группы.
  5. Исполнение песни «Приходите, споем» (см. приложение 2). После пения ведущий рассказывает о целях и задачах занятий.
  6. Домашнее задание. Участникам необходимо подобрать музыкальные произведения, которые наиболее полно характеризуют их эмоциональный настрой и душевное состояние.

Занятие № 2. Тема: «Не жди подарка от судьбы»

Задачи:

  1. ознакомление с формулами психологической устойчивости;
  2. развитие самопознания.

Оснащение: тексты формул, магнитофон.

Содержание:

  1. Дыхательное упражнение «Привет солнцу».
  2. Ритм-игра «Ладушки». Участники воспроизводят предложенный ритмический рисунок. С помощью игры идет настройка на занятие, активизация внимания.
  3. «Стоп-кадр». Во время исполнения произвольного танца дается команда «Стоп!», после которой необходимо замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.
  4. Музыкально-медитативное упражнение «Зеркало»*.
  5. Исполнение формул психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы» (см. приложение 3). Участники концентрируют внимание на более близких формулах, воспроизводя их в поэтической или музыкальной форме.
  6. Творчество. Мелодизация собственного имени: участники должны пропеть свое имя. Оценивается, прежде всего, выбор мелодии.

Занятие № 3. Тема: «Хоровод кошек»

Задачи:

  • снятие тревожности;
  • усвоение формул психологической устойчивости.

Содержание:

  1. Дыхательная медитация. Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпадающих с ритмом пульса или к нему приближенных (4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка).
  2. Ритм движущейся кошки. Педагоги должны придумать ритмический рисунок, передающий движения животного, и представить другим.
  3. «Крадущаяся кошка». Участникам предлагается представить себя кошкой, которая крадется за добычей. Движение по кругу, плавно, постепенно.
  4. Релаксация «Дерево»*.
  5. Исполнение формул психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду» (см. приложение 3).
  6. Творчество. Мелодизация образов животных «Хоровод кошек». В результате данного упражнения оценивается способность к перевоплощению, умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

Занятие № 4. Тема: «Цветок»

Задачи:

  • обучение психокоррекционным техникам, снимающим эмоциональный стресс и негативные переживания;
  • побуждение желания взаимодействовать.

Оснащение: краски, карандаши, мел, листы бумаги, магнитофон, тексты формул.

Содержание:

  1. Дыхательное упражнение «Засыпающий цветок». На 1-2-3-4 – вдох, на 1-2-3 – выдох.
  2. Ритм человека, подходящего к цветку. Участники выбирают цветок, близкий им по эмоциональному состоянию.
  3. «Любование цветком». Участники группы по кругу медленно, плавными движениями передают друг другу воображаемый цветок, любуясь им и наслаждаясь ароматом.
  4. Восприятие музыки. Рисование. Изображение с помощью любых материалов впечатлений от прослушанной музыки.
  5. Исполнение формул защиты от беспокойства и плохих мыслей «Опасенья все твои пусты» (см. приложение 3).
  6. Творчество. Мелодизация природных явлений. Выполнение упражнения «Летний дождь»: каждый член группы передает с помощью звуков ощущения от летнего дождя.

Занятие № 5. Тема: «Прогулка по лесу»

Задачи:

  • обучение технике релаксации при воспроизведении ритмообразующих движений в музыке;
  • развитие способности к самоанализу.

Содержание:

  1. Дыхательное упражнение «Недоенная корова». Участники выполняют упражнение следующим образом: делают глубокий вдох, затем поют (мычат) мелодию на выдохе.
  2. Ритм звуков, услышанных однажды на прогулке. Создание собственного ритмического рисунка.
  3. Танец «Прогулка по сказочному лесу». Участники группы, двигаясь в медленном темпе, представляют себя в сказочном лесу, выражают в движениях великолепие природы.
  4. Релаксация «Осенний лес»*.
  5. Исполнение формул защиты от беспокойства «Постарайся не спешить» (см. приложение 3).
  6. Творчество. Мелодизация четырех стихий: педагоги должны сочинить «Песню ветра».

Занятие № 6. Тема: «Встреча и разлука»

Задачи:

  • дальнейшее сплочение группы;
  • обучение педагогов жестово-мимическим формам контакта.

Содержание:

  1. Дыхательное упражнение «Аромат роз». Участники группы осуществляют полное дыхание с закрытыми глазами, представляя перед собой букет роз. Задержав вдох на вершине, необходимо поймать ощущение легкости и душевной приподнятости.
  2. Ритм действий человека при встрече и разлуке. Участникам группы дается задание: «Представьте, что за дверью происходит встреча друзей, которые не виделись очень долго. Какой ритм вы слышите? А теперь передайте свои варианты восприятия ритма разлуки».
  3. Танец «Встреча и разлука». Исполняется одними руками на музыку вальса, сначала индивидуально, затем в парах.
  4. Музыкально-медитативное упражнение.
  5. Исполнение формул психологической устойчивости «Устойчиво стою я на земле» (см. приложение 3).
  6. Творчество. Мелодизация различных движений человека, связанных с событием «Встреча друзей».

Приложение 2

Приходите, споемМузыка и слова В. Судакова

Приходите, споем,
Это лучше беседы.
Можно петь о своем
И слышать соседа.

Приходите, споем
В одиночку и вместе,
И пускай о своем,
Важно – общую песню.

Наши песни легки
Для солиста и хора,
Важно, чтоб для души,
А не только для горла.

Приносите свое –
Вместе дышится легче,
С вами вместе споем
Задушевную песню.

Сколько черных слоев
На душе накипело,
А как только споем –
Все прошло, улетело.

Песни все хороши.
В них и радость, и горе.
Их споем для души
В нашем маленьком хоре.

Приложение 3

Формулы психологической устойчивости
(В.И. Петрушин)

1. Не жди подарка от судьбы

Не жди подарка от судьбы, судьба зависит от борьбы.Учти ошибки прошлых дней и стань умнее и сильней.

2. Твердо по жизни я иду

Твердо по жизни я иду, в жизни добьюсь я чего хочу,Свой недуг смогу я переломить, жизнью счастливой я буду жить.

3. Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей

1. Опасенья все твои пусты

Опасенья все твои пусты, беспокойства все твои напрасны,Они плод твоих пустых фантазий, никогда не суждено им сбыться!Отгони пустые страхи, отгони! И на жизнь свою иначе посмотри,Нет причин, чтоб так серьезно волноваться!И прекрасной жизни нам нельзя пугаться!

2. Постарайся не спешить

Постарайся никогда не спешить,И отрешись навеки от всякой суеты.Заранее все готовь, вставай чуть-чуть пораньше.Чтоб, не спеша успеть, все, что хочешь сделать ты.

В дополнение к статье  

Музыкально-медитативное упражнение «Зеркало»(В.И. Петрушин)

Музыкальное сопровождение: А. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен. Концерт № 1 для ф-п с орк., II часть; Л. Бетховен. Концерт № 3 для ф-п с орк., II часть.

Используется одно из произведений на выбор.

  • Удобно сели, закрыли глаза, расслабились и успокоились.
  • Мысленно повторили про себя фразу «Я совершенно спокоен».
  • Ваше дыхание ровное и безмятежное.
  • Мысленно представляете перед собой чистый экран вашего сознания.
  • Этот экран превращается в зеркало.
  • Вы сосредоточиваетесь на ощущениях и образах вашего лица.
  • Вы внимательно смотрите на себя в зеркало и видите свое лицо таким, каким оно обычно бывает.
  • Постарайтесь посмотреть на себя, как на незнакомого человека.
  • Смотрите на себя без предубеждения и внимательно изучайте.
  • Внимательно всматривайтесь в самого себя и неторопливо пытайтесь ответить на вопросы:
    – Какое обычно выражение вашего лица?
    – Какое настроение стоит за ним?
    – Что несет миру этот взгляд?
    – Не кажетесь ли вы себе изможденным или старым?
    – Есть ли у вас морщины на шее?
    – Не потухли ли ваши глаза?
    – Как вы спали последнюю ночь?
    – Чувствуете ли вы себя счастливым?
  • Внимательно смотрим на себя глазами умудренного жизнью человека, от вашего взгляда ничто не может ускользнуть.
  • Смотрим на себя спокойно и немножко отстраненно, не любуясь собой и не казня себя, просто наблюдаем и открываем в себе новые черты, не известные ранее.
  • Какими мы кажемся себе и какие мы есть на самом деле?
  • Доходим до самых глубин своей души и смотрим на нее в упор.
  • Сквозь плоскую полоску зеркала видим свою душу такой, какая она есть.
  • Созерцаем свою собственную основу и отчетливо видим:
  • На что нацелены ваши внутренние силы?
  • Чего вы боитесь в жизни?
  • Чему больше всего радуетесь?
  • Из-за чего вы гневаетесь?
  • Какие у вас есть отрицательные качества и привычки?
  • От чего вам хотелось бы избавиться?
  • Можете ли вы сказать про себя, что чем старше вы становитесь, тем моложе себя чувствуете?
  • Каким человеком вы хотели бы стать?
  • Сейчас вы увидели в зеркале себя таким, каким вам хотелось бы быть.
  • Извлеките из глубин вашей души свои лучшие душевные силы и состояние, вы видите, как меняется и светлеет ваше лицо.
  • Вы почувствовали возвышение вашей души и ваши глаза засветились по-иному – весело и дружелюбно.
  • Вы чувствуете в вашей душе необратимые изменения к лучшему.
  • А теперь постарайтесь запомнить это состояние и выражение вашего лица, которое засветилось внутренним светом, вы почувствовали себя необыкновенно благородным и красивым человеком.
  • Повторите себе: «Я всегда хочу быть таким, как сейчас».
  • Широко и светло улыбнитесь своему отражению в зеркале.
  • Запомните эту улыбку и ваш прекрасный образ, который вы сотворили себе сами.
  • Ничто в жизни вам не может помешать быть таким, каким вы сейчас являетесь.
  • Весь ваш облик гармонирует с этой прекрасной музыкой, которую вы сейчас слышите.
  • Постарайтесь и впредь внутренне походить на образ того человека, который вы сейчас видите перед собой.
  • Ваше мысленное зеркало с каждым разом будет превращать вас в другого человека все лучше и эффективнее.
  • Через все наносное в вашей жизни к вам пробьется свет ваших лучших духовных качеств.
  • Вы должны жить, и вы уже живете той самой жизнью, которая приносит вам радость и удовлетворение. Чем лучше вы узнаете себя, тем легче вам будет этого добиться.
  • Каждый вечер, засыпая, перед вашим внутренним зеркалом рисуйте себе образ, каким бы вы хотели быть, и перечисляйте свои желаемые качества.
  • В конце концов, вы обязательно станете таким, каким себя видите.
  • Любите и цените себя, и тогда другие будут тоже любить и ценить вас.

Релаксация «Дерево» (В.В. Ткачева)

Музыкальное сопровождение: С.В. Рах­манинов «Второй концерт для фортепиано» или «Звуки природы, щебет птиц».

Психолог:

«Вы – дерево. Внизу ваши корни. По ним, как по ручейкам, бегут к вам соки земли. Вы – дерево. Вы тянете их к себе вверх. Они бегут по стволу все выше и выше, все сильнее и сильнее к вашим ветвям и листьям.

Соки земли наполняют каждую вашу клеточку живительной силой. Они стремятся вверх к каждому стебельку, к каждому листочку. Они стремятся ввысь к солнцу.

Вы наполняетесь этими живительными силами, выпрямляется ваш ствол, ваши ноги-корни крепче хватаются за землю. Они становятся устойчивее. Ваши кисти-ветви становятся более упругими и ловкими, каждый листочек-пальчик наполняется внутренней силой.

Эта внутренняя сила – ваша правда, ваш жизненный путь, ваша цель. Вы – сильное крепкое дерево. Повторяйте за мной: «Я – сильное крепкое дерево. Никакая буря не вырвет мои корни. Никакой жизненный ураган меня не свалит.

У МЕНЯ ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО! У МЕНЯ ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!

У МЕНЯ ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!»

 

Релаксация «Осенний лес» (В.В. Ткачева)

Музыкальное сопровождение: Э.Григ «Пер Гюнт» (музыкальные отрывки).

Психолог:

«Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза и поста­райтесь представить себе то, о чем я буду вам рассказы­вать. Ваша главная задача: рисуя в своем воображении картины и образы, которые я буду описывать, отклю­читься от своих проблем, забыть о них и... ОТДЫ­ХАТЬ... Итак, начали...»

Психолог читает текст:

«Прохладный ветерок освежает лицо. Воздух прозра­чен и чист. Нет ни пылинки. Вы на опушке леса. Пах­нет грибами и сухими листьями. Лес стоит зачарован­ный в своем удивительном осеннем убранстве. Золотые и багряные листья, шелестя, падают на землю. Кругом тихо. Только слышно как под ногами шуршат листья, да вдруг скрипнет сухая ветка. Ваш взгляд скользит вверх...

В вышине среди ветвей удивительная голубизна и чистота. Простор. Свобода. Совершенство линий при­роды.

Праздничность убранства осеннего леса проникает в глубину вашей души, выметая из ее самых дальних уголков все, что мешает вам радоваться лесному празд­нику. Все лишнее уходит вниз. "Вниз, вниз, вниз", – го­ворите вы.

Вокруг вас сказка! Сказка леса! А кто же вы? Вы на этом празднике – сказочная королева! Вихрь разно­цветных листьев начинает кружить вас, поднимая вверх, к кронам деревьев. Все выше и выше, вот уже и вер­хушки деревьев коснулись кончиков пальцев ваших ног. Вы парите над лесом. Вы вершите его судьбу. Вы прекрасны, молоды и полны энергии. Вы сильны и властны.

– Да здравствует сказочная Королева лесного тор­жества! – слышится внизу переливающимся многоголо­сием.

– Будь счастлива, Лесная Королева! – И этой здравице вторит эхо: "Будь счастлива! Будь счастлива! Будь счастлива!" (Повторяйте за мной.)

"Я БУДУ СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА СЕЙЧАС!" – отвечаете вы и... посте­пенно просыпаетесь».

После релаксации психолог расспрашивает каждого из участни­ков группы об ощущениях. Обязательно выясняет, возникал или нет образ, предложенный им. Представления, всплывающие в сознании участников группы, могут частично или полностью не совпадать с образами, пред­лагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочув­ствие каждого участника.

 

 

В.М. Чернышова, канд. пед. наук, зав. лабораторией «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» ТОГОАУ ДПО ИПКРО, г. Тамбов

С.Ю. Лифанова,
педагог-психолог МДОУ «Золотой ключик», г. Тамбов

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль