Столичный опыт в области системы оценки качества образования

5923

В условиях всё возрастающего спроса на качественное современное образование, стремительного становления и развития рынка образовательных услуг проблематика формирования адекватной и эффективной системы оценки качества обретает особое значение.  Оценивание деятельности образовательного учреждения по результатам итоговой аттестации его выпускников или аккредитационным показателям является уже явно недостаточным для такого многокомпонентного и многофакторного феномена как образовательный процесс. Складывающиеся в настоящее время общероссийская, региональные, муниципальные системы оценки качества образования генерируют новые подходы, новые модели не просто к пониманию принципов или процедур оценки, но – её миссии в развитии отечественного образования в целом. Вместе с тем, на сегодняшний день одной из острейших проблем в этой области остаётся отсутствие единого понятийного поля, слабая концептуальная разработка, низкая компетентность руководителей образовательных учреждений в использовании результатов оценки при управлении учреждением.

В этой связи инновационный опыт в определении подходов и принципов оценки качества образования представляет наибольший интерес. Очевидно, что успех будет ожидать те системы оценки качества образования, которые в наибольшей степени влияют на принятие адекватных управленческих решений и которые позволяют потребителям образовательной услуги получать объективную и качественную информацию о деятельности образовательных учреждений. Столичная система образования уже достаточно долгое время ведёт активный поиск новых подходов, разрабатывает новые принципы оценки качества образования. Научная рефлексия такого поиска, управляемый характер апробации предлагаемых идей позволяют создавать действительно инновационные продукты в области оценки качества образования.

Идеи и опыт в области оценки качества образования могут быть полезными регионам в разработке собственных моделей оценки качества образования.

В Государственной программе города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование» значительное место уделено определению современных стандартов качества образования, инструментов его независимой и объективной оценки.  Департамент образования Москвы активно ведет работу по формированию новых подходов и принципов оценки и управления качеством образования в Москве.

К сентябрю 2011 года  уже разработана, апробирована системы критериев, аналитических показателей, индикаторов оценки качества образования на уровне образовательных учреждений, включая дошкольные, начинается внедрение этой системы. В этом процессе приняли участие 135 образовательных учреждений, из них десять — дошкольных.

Результатом  проведенных работ стала  функционирующая в настоящее время Информационная система управления качеством образования в городе Москве, получившая название Московский регистр качества образования. Система обеспечивает открытость и доступность информации о деятельности образовательных учреждений города и образовательном процессе для всех пользователей с учетом их прав и полномочий. Прежде чем говорить о самой системе оценки, хотелось бы обозначить проблемы существующих подходов к системной оценке качества образования, и то, каким образом они решаются через единую информационную систему оценки качества, разработанную Московским центром качества образования.

Все чаще педагогическое сообщество выступает с просьбой «оставить их в покое и дать возможность заняться все-таки образованием», а не составлением бесчисленного количества отчетов как для внутришкольного контроля, так и для контроля во внешние проверяющие инстанции. Дублирование данных, нерегламентированная периодичность сбора данных часто приводит к тому, что предоставляются неполные сведения или несопоставимые сведения, а иногда и недостоверные. Безусловно, это не позволяет проводить качественный системный анализ и оперативно принимать объективные управленческие решения на любом уровне.

Рынок программного обеспечения для образовательных учреждений позволяет автоматизировать отдельные процедуры ведения баз данных и школьной документации. Но зачастую специализированное программное обеспечение не является инструментом для аналитики образовательной деятельности и оставляет учреждение в некотором смысле автономным и закрытым от общественности («образование само в себе»).

Очевидно, что единая для всех школ система сбора, хранения и обработки информации, периодичность ее сбора, разграничение доступа к информационным потокам этой системы освободит педагога и администрацию школы от составления многочисленных статистических и аналитических отчетов похожих один на другой.

Достоверность данных может быть обеспечена только независимым мониторингом качества образования. Разработанные педагогическими коллективами образовательных учреждений контрольно-измерительные материалы по предметам школьного цикла часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим измерителям.

Московский центр качества образования выполняет эту функцию, что позволяет в единой информационной системе «Московский регистр качества образования» обеспечить полноту и достоверность данных. База данных единой информационной системы представлена постоянно пополняемым банком унифицированных измерительных материалов полностью соответствующих требованиям, предъявляемым к педагогическим измерителям. Это позволяет школам получить достоверную информацию о качестве обучения учащихся по всем предметам школьного цикла в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и формировать тематическое планирование по учебным предметам в соответствии с образовательными стандартами нового поколения.

Пользователями единой информационной системы являются:

  1. Обучающиеся, родительское сообщество.
  2. Образовательные учреждения (администрация и педагоги).
  3. Окружные управления образованием, методические службы и другие учреждения, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
  4. Департамент образования города Москвы.

При разработке новых подходов и принципов независимой системы оценки качества образования крайне важными оказались аналитические и статистические данные из информационных баз, поддерживаемых структурами Департамента образования города Москвы, среди которых:

  • данные международных исследований;
  • данные городского мониторинга уровня обученности;
  • данные государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11 классов;
  • итоги международных, региональных олимпиад и конкурсов, в том числе, конкурсов профессионального мастерства;
  • данные общественно-государственной экспертизы деятельности образовательных учреждений и педагогов в рамках ПНП «Образование»;
  • данные государственной аккредитации образовательных учреждений;
  • данные социологических исследований в области столичного образования;
  • данные внутришкольной оценки качества образования на уровне обучающихся и образовательных учреждений.

Сегодня в образовании обнажается и другая острая проблема: в силу отсутствия единых концептуальных оснований оценки качества образования, нет возможности проводить объективный анализ работы школ на уровне города.

В Московском регистре качества образования система критериев, показателей и индикаторов едина как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне округа и города в целом, и опирается на требования Федеральных государственных образовательных стандартов.

Информационные потоки образовательного пространства города обрабатываются и структурируются в рамках единой информационной системы по следующим уровням:

  1. Уровень обучающегося (воспитанника) (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающегося (воспитанника)).
  2. Уровень педагогического работника (квалификационные характеристики, результативность деятельности, портфолио педагога).
  3. Уровень образовательного учреждения (ресурсное, кадровое, организационно-правовое обеспечение, оценка качества образования на уровне образовательного учреждения).
  4. Уровень окружного управления образования (интегративные показатели результатов образовательной деятельности образовательных учреждений округа).
  5. Уровень Департамента образования города Москвы (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений города, мониторинг уровня достижений образовательных учреждений города).

Это позволяет управлять качеством образования на всех уровнях на основе единых подходов к оценке, планированию и прогнозированию образовательных результатов, разрабатывать нормативные и программные документы, принимать управленческие решения с учетом полученных результатов и выявленных проблем.

Другой важной проблемой, оказывающей влияние на уровень качества образования, является отсутствие унифицированного инструмента для объективной оценки готовности и стартовых возможностей ребенка-дошкольника к школе. Обладая необходимой информацией о возможностях и способностях каждого первоклассника, образовательное учреждение может выстроить качественный образовательный процесс как в адаптационный период, так и на протяжении дальнейшего обучения ребенка.

Впервые в Москве в информационном пространстве Московского регистра качества образования реализована интеграция дошкольного и начального общего образования. Основой интеграции стала преемственность между Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, что представляется чрезвычайно важным с точки зрения преодоления проблемы преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования.

В Московском регистре качества образования реализован инструментарий оценки развития ребенка от 2 до 7 лет, в котором по соответствующим позициям оценки и проводимым диагностикам с учетом психофозиологических и возрастных особенностей появилась возможность построения карты развития воспитанника от 2 до 7 лет.

Принципиальными позициями данной оценки являются:

  • оценка уровня развития интегративных качеств воспитанника (например, среди них: любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и другие);
  • оценка уровня освоения основных образовательных областей;
  • оценка уровня сформированности базовых компетенций (например, среди них: функциональная грамотность, организационная компетенция, социальная компетенция и другие).

Таким образом, школа, обладая неоценимой объективной информацией о выпускнике дошкольного учреждения, может обоснованно комплектовать классы, рекомендовать родителям соответствующую образовательную программу, минимизировать мероприятия, направленные на определение уровня готовности детей к школе, исключить субъективность и ситуативность оценки, выстроить качественную индивидуальную траекторию развития младшего школьника.

Традиционная система оценки учебных достижений обучающихся в образовательном учреждении сводится к выставлению отметки в журнал (пусть даже электронный), которая является обязательной для отчетности учителя, но очевидно, что не отражает объективной уровень школьной успешности. В конечном итоге администрация образовательного учреждения владеет поверхностной информацией об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений школьников, результатах деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом.

Информационная система управления качеством образования позволяет учителю, руководителю образовательного учреждения, окружной системы образования не только получать объективный «скрин» качества, но осуществлять на этой основе оперативную коррекцию образовательного процесса.

Кроме того, для осуществления своевременного оперативного влияния на образовательный процесс, весьма важной для учреждения может оказаться система внутришкольного аудита качества образования, которая позволит:

  • провести внутренний самоаудит на уровне класса, параллели и всего образовательного учреждения;
  • сформировать и пополнять портфолио педагога с учетом личных достижений и достижений обучающихся;
  • спрогнозировать состояние качества обученности в образовательном процессе.

Прозрачная и унифицированная система критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования позволяет выстраивать рейтинг образовательных учреждений по окружным управлениям образования, объективно принимать управленческие решения на уровне образовательного учреждения для качественного изменения работы педагогического персонала.

Таким образом, упорядочивание информационных потоков, разграничение прав доступа к ним и полномочий по их эксплуатации даёт возможность выстроить открытую логичную систему взаимодействия, направленную на повышение качества образования. Московский регистр качества образования, представляющий собой информационную систему управления и являющийся инновационным продуктом, в ближайшей перспективе становится действенным инструментом модернизации столичного образования.

А.И. Рытов,
директор ГУ «Московский центр качества образования»

Е.В. Латыпова,
эксперт ГУ «Московский центр качества образования»

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль