Проектирование профилактической работы с трудными подростками в образовательной организации

362
Проектирование профилактической работы с трудными подростками в образовательной организации

Отклоняющееся от нормы поведение детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Подростки и молодежь нуждаются сегодня в особой заботе государства, в помощи со стороны воспитателей и наставников, повышается значение воспитательной и психологической работы в образовательных организациях. Рассмотрим программу мониторинга, разработанную в КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".

Данный мониторинг призван оценить масштабы и характер проблемы в регионе (Кировская область), проанализировать особенности и меру эффективности деятельности ОО, направленную на профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков.

Теоретические основы мониторинга

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу:

  • "трудновоспитуемый ребенок" (Ю.В. Гербеев, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов);
  • "трудный подросток" (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин);
  • "педагогически запущенный ребенок" (Г.П. Медведев, О.В. Свиридов);
  • "социально-педагогически запущенный ребенок" (И.А. Невский);
  • "подросток с асоциальным поведением" (В.Ф. Володько, И.А. Фурманов);
  • "подросток с отклоняющимся поведением" (В.Н. Кудрявцев).

Термин социальное отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего они и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.

Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Позитивные – служат средством, механизмом развития системы, повышения уровня ее организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Негативные – дезорганизуют систему (Я.И. Гилинский).

Виды социальных отклонений (К.Ю. Добрин):

  • корыстной направленности (хищения, кражи, спекуляции – в основе материальная выгода),
  • агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои, убийство – направлены против личности),
  • социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружение в мир иллюзий, разрушающих психику, самоубийство – уход от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы).

Виды социальных отклонений (Г.И. Забрянский):

  • невыполнение социальных обязанностей;
  • нарушение норм морали;
  • нарушение норм права (не уголовного);
  • нарушение уголовного закона.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся – это и есть девиантное поведение.

Виды девиантного поведения:

  • непротивоправное (уголовно ненаказуемое, собственно девиантное);
  • преступное (делинквентное, уголовно наказуемое);
  • криминальное (противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела).

В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ, опубликованной в №10 журнала "Справочник классного руководителя" ЧИТАЙТЕ

Стадии развития отклоняющегося поведения
Концепции воспитания "трудных" подростков
Цели, задачи, объект мониторинга "Трудный подросток"
Примерные программные действия
Инструкция по организации и проведению мониторинга
В приложении - Форма для аналитической работы классного руководителя, Форма для подачи сведений лицу, ответственному за проведение мониторинга и обобщение сведений по ОО, Анкета для родителей и др.


ВАЖНО Методические рекомендации к построению проекта "Трудный подросток" будут опубликованы в следующем номере.

НЕ ПРОПУСТИТЕ самое ИНТЕРЕСНОЕ - ПОДПИШИТЕСЬ на журнал "Справочник классного руководителя" прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль