• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Организация работы с детьми, получающими образование в форме экстерната, семейного образования, индивидуального обучения на дому

Организация работы с детьми, получающими образование в форме экстерната, семейного образования, индивидуального обучения на дому

17298

Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение образования. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании" образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной и вне образовательного учреждения – в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Автор статьи предлагает примерные планы мероприятий по организации альтернативных форм получения общего образования.

Экстернат

Экстернат – это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении (далее – ОУ), имеющем государственную аккредитацию.

Организация экстерната регулируется требованиями следующих нормативно-правовых актов:

  • положение о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1884;
  • положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 10 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 03.12.1999 № 1076);
  • положение о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении" (приказ Минобразования России от 03.12.1999 № 1076).

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май – июнь) аттестации.

Преимущество экстерната в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки к поступлению в вуз, позволяет совмещать учебу в школе и в другом учебном заведении. Обучение в форме экстерната может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.

Специфика получения образования в форме экстерната:

  • классно-урочная система полностью заменяется лекционно-семинарской;
  • сроки обучения сокращены;
  • программа обучения включает базовые общеобразовательные учебные предметы;
  • в процессе обучения учащиеся работают с текстами учебников, пособий, используют лекционный материал;
  • получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

Экстернат преимущественно выбирают обучающиеся следующих категорий:

  • имеющие проблемы со здоровьем, инвалиды;
  • получающие аттестат о среднем образовании параллельно с обучением в учреждениях культуры, спорта и т. д.;
  • спортсмены, часто выезжающие на соревнования и сборы;
  • работающие, чья профессиональная деятельность обязательно требует получения среднего образования;
  • граждане с неординарными жизненными обстоятельствами (например, женщины, оставившие школу в связи с рождением ребенка; выезжающие за рубеж или вернувшиеся из-за рубежа).

Решение о предоставлении гражданам возможности получить общее образования в форме экстерната в конкретном ОУ принимает его учредитель. Это решение отражается в уставе ОУ.

Экстерны могут посещать практические занятия и лабораторные работы вместе с обучающимися по очной форме, но при большом количестве экстернов посещение таких занятий может быть организовано для них специально.

Учебные занятия для экстерна могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги на основании Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования.

Примерный план мероприятий по организации экстерната в школе

Мероприятия

Срок

Ответственный

Изучить:

1. Закон РФ "Об образовании" (ст. 10 "Формы получения образования").

2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 23.06.2000 № 1884

До 1 сентября

Директор школы

Издать приказы по школе:

  • "О внесении изменений в Устав школы";
  • "Об утверждении Положения об экстернате образовательного учреждения";
  • "Об утверждении списка документов для поступающих в экстернат";
  • "О создании аттестационных комиссий для проведения промежуточной аттестации экстерна"

Разместить на школьном сайте информацию о предоставлении гражданам возможности получения образования в форме экстерната, учебные материалы, нормативно-правовые документы

Подготовить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в форме экстерната и нормативно-правовую документацию на обучение в форме экстерната за курс:

  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего полного образования

Утвердить формы заявлений родителей (законных представителей):

  • об обучении в форме самообразования с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации на базе образовательного учреждения экстерном по всем предметам;
  • о сдаче задолженности по учебным предметам

Предоставить в управление образования копию приказа по образовательному учреждению о зачислении экстерна

Сентябрь

Разработать многовариантный учебный план экстерна в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ

Август

Заместитель директора по УВР

Организовать экстернат на основе технологий дистанционного образования
(дистанционных технологий)

В течение учебного года

Разработать методические рекомендации для экстернов:

  • об организации самостоятельной работы по учебным дисциплинам;
  • приемах работы с текстом;
  • методах психологической организации и подготовки

В течение учебного года

Разработать для экстернов учебные и методические пособия, тематические планы, опорные конспекты, в т. ч. и в электронном виде, помогающие в освоении учебных дисциплин и дающие возможность проходить полугодовую аттестацию
в дистанционном режиме

В течение учебного года

Обеспечить экстернов учебниками, методическими пособиями, рабочими тетрадями

В течение учебного года

Утвердить график промежуточной аттестации каждого экстерна и ознакомить под роспись

Не позднее чем за 2 недели до начала промежуточной аттестации

Утвердить расписание экзаменов экстернов с указанием даты и места проведения консультации, даты и места проведения экзамена, состава аттестационной комиссии

За 2 месяца до экзамена

Организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда

В течение учебного года

Использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ

В течение учебного года

Утвердить на заседании педагогического совета формы проведения промежуточ­-ной аттестации по основным предметам федерального компонента базисного
учебного плана (билеты, реферат, собеседование, тестирование, контрольная
работа и др.)

За 2 месяца до экзамена

Утвердить на заседаниях предметных методических объединений в соответствии с ранее определенными формами экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по предметам

За 2 месяца до экзамена

Фиксировать посещаемость в журнале учета "Проведение консультаций экстернов"

Постоянно

Фиксировать результаты промежуточной аттестации экстерна в протоколах экзамена с пометкой "Экстернат"

По факту

На заседаниях педагогического совета рассмотреть вопросы о переводе экстерна в следующий класс, о допуске к государственной (итоговой) аттестации, об окончании соответствующей ступени обучения, получении документа об образовании

По факту

Организовать курсы подготовки к ГИА и ЕГЭ для экстернов

До 1 февраля

Составить график учета рабочего времени и перечень документов, подтверждающих выполнение графика при проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии, лабораторные и практические занятия, консультации в пределах двух часов перед каждым экзаменом)

По факту

Провести разъяснительную работу с родителями детей, переводящихся на экстернатную форму обучения

По факту

Директор школы

Подготовить справку о промежуточной аттестации экстерна в общеобразовательном учреждении

До 1 августа

Заместитель директора по УВР

Перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам

До 1 июля

Выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании по итогам экстернатной формы обучения

До 1 июля

Семейное образование

В соответствии с п. 4 ст. 52 Закона РФ "Об образовании" родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в ОУ.

Отношения между ОУ и родителями (законными представителями) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут пригласить преподавателя, обратиться за помощью в ОУ, а также обучать ребенка самостоятельно. Родители (законные представители) информируют ОУ о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией ОУ возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации. ОУ осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора семейной формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в ОУ указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося. Личная карта и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в ОУ в течение всего срока обучения. ОУ в соответствии с договором предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке ОУ, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестации.

ОУ вправе расторгнуть договор при условии невыполнения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обучение в данном ОУ. По решению педагогического совета ОУ и с согласия родителей (законных представителей) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения. При осуществлении образования в семье ответственность за усвоение ребенком общеобразовательных программ несут родители (законные представители).

Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется ОУ самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета ОУ по результатам промежуточной аттестации. При наличии медицинского заключения, по желанию обучающегося и по решению педагогического совета ОУ аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения). Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

В настоящее время получение образования в семье регулируется нормативными правовыми актами, издаваемыми на уровне субъекта РФ и муниципального образования. Такая форма, как семейное образование, должна быть прописана в уставе ОУ. С родителями, подающими заявление на обучение ребенка в семье, заключается договор, а дети продолжают оставаться учащимися данного образовательного учреждения со всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством и уставом данного ОУ.

Федеральное законодательство не предусматривает выплату компенсаций за семейную форму обучения детей. Тем не менее, такие компенсации могут быть введены на уровне законодательства субъекта РФ. Что касается финансирования расходов муниципальных школ на "ведение" детей, обучающихся по семейной форме обучения, то оно осуществляется в обычном порядке с учетом требований и нормативов по обучению детей в форме экстерната. В соответствии с п. 1.7 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 23.06.2000 № 1884, деятельность ОУ, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

Примерный план мероприятий по организации семейного образования

Мероприятия

Срок

Ответственный

Разработать положение о семейной форме получения образования

До 1 сентября

Директор школы

Разместить на школьном сайте информацию о предоставлении возможности получения образования в семье

Подготовить проект договора, регулирующего отношения между ОУ и родителями (законными представителями) по организации семейного образования, который не должен ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством

Внести изменения в устав школы: порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по семейной форме получения образования

Провести собеседования с родителями учащихся, желающих получить образование в семье

Осуществить прием в ОУ детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора семейной формы получения образования

Издать приказ о зачислении учащихся в ОУ с указанием формы получения образования. Копию приказа хранить в личной карте обучающегося

До 5 сентября

Разработать и утвердить на заседании научно-методического совета школы индивидуальные программы для обучающихся

Октябрь

Заместитель директора по НМР

Провести промежуточную аттестацию по желанию обучающихся и по решению
педагогического совета школы по индивидуальным программам

В течение учебного года

Заместитель директора
по УВР

Ознакомить выпускников 9-х и 11-х классов, получающих образование в семье, с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных учреждений РФ

Март

Предоставить обучающимся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Обеспечить обучающимся получение методической и консультативной помощи, необходимой для освоения общеобразовательных программ

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Создать клуб "Семейное обучение".

Цель работы клуба: повышение уровня образовательного процесса и совершенствование образовательно-досуговой деятельности учащихся, обучающихся
по семейной форме обучения, оказание помощи родителям, участвующим в образовательном процессе по семейной форме обучения

До 1 октября

Обеспечить обучающимся возможность посещения лабораторных и практических занятий

В течение учебного года

Обеспечить обучающимся возможность принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах

В течение учебного года

Организовать круглый стол "Хочу учиться по-другому…"

Сентябрь

Организовать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса обучающихся в семье

В течение учебного года

Организовать промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся

В течение учебного года

Провести педагогический совет по переводу обучающихся в последующий класс по результатам промежуточной аттестации

Май

Индивидуальное обучение на дому

Индивидуальное обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, при этом процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Такой режим рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в ОУ. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база, регламентирующая порядок воспитания и обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов на дому:

  • постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверж­дении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
  • письмо Минобразования России от 28.02.2003 № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения";
  • письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";
  • письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха";
  • письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";
  • письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
  • письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".

В зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся организация их образовательного процесса может иметь особенности, такие как:

  • разные сроки освоения образовательных программ;
  • вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в ОУ, на дому и комбинированно);
  • гибкость моделирования учебного плана.

Ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на домашнее обучение (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в ОУ по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае для организации индивидуального обучения больных детей на дому необходимы: письменное заявление родителей на имя директора ОУ и медицинское заключение лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных, явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), администрация ОУ имеет право осуществлять индивидуальное обучение в условиях данного учреждения.

При назначении учителей для обучения больных детей преимущество отдается учителям, работающим в данном классе, либо учителям, прошедшим соответствующую курсовую подготовку. При невозможности организовать обучение больного ребенка на дому силами своего педагогического коллектива администрация ОУ имеет право привлечь педагогических работников, работающих в других ОУ.

Примерный план
мероприятий по организации образовательного процесса
в форме индивидуального обучения на дому

Мероприятия

Срок

Ответственный

Разработать положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

До 1 сентября

Заместитель директора по УВР

Приказом по школе назначить ответственного из числа администрации за организацию образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

Директор школы

Издать приказ по школе "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" на каждого учащегося

До 5 сентября

Провести тарификацию учителей, работающих в форме индивидуального обучения на дому

Согласовать на заседаниях предметных методических объединений учителей тематическое планирование для обучающихся в форме индивидуального обучения на дому

Заместитель директора по УВР

Утвердить циклограмму деятельности заместителя директора по УВР по контролю обучения на дому

Директор школы

Оформить на каждого учащегося журнал индивидуальных занятий

Заместитель директора по УВР

Провести родительское собрание по организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

Директор школы

Составить расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменно согласованное с родителями

Заместитель директора по УВР

Подготовить учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ)

Составить план внутришкольного контроля организации и осуществления образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

До 1 сентября

Подготовить рекомендации психолога, логопеда по организации образовательного процесса и по работе с детьми в форме индивидуального обучения на дому

До 15 сентября

Осуществлять контроль распределения и использования денежных средств, предназначенных на организацию образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

В течение учебного года

Директор школы

С.М. Курганский,канд. пед. наук, доц. каф. естественно-математического образования
Института развития образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, заслуженный учитель РФ

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль