Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности

1393
Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности

В качестве одного из основных психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДО рассматривается организация профессионального взаимодействия педагогов с детьми. Представленный инструментарий позволяет не только оценить взаимодействие взрослого и детей в образовательном процессе, но и выявить причины низких результатов, а также определить пути повышения эффективности организации образовательной деятельности педагога.

В педагогической практике и методике организации образовательного процесса в ДОО в нашей стране наработан опыт по оценке воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды. Данный опыт представлен в методической литературе такими авторами, как К.Ю. Белая, О.А. Скоролупова, С.Л. Новоселова и др. Проблема взаимодействия воспитателя с дошкольниками ставилась в контексте психологических исследований: выделение стилей и моделей педагогического взаимодействия детей и педагогов ДОУ (В.Г. Маралов), изучение стилей общения воспитателя с детьми в совместной деятельности (Т.Н. Репина, Л.Н. Башлакова). Т.И. Чирковой была модифицирована и адаптирована для ДОО система анализа категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях Н. Фландерса. Однако результаты данных исследований не получили распространения в широкой практике оценки и анализа эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В существовавшей долгое время учебной модели организации образовательного процесса основной формой работы с детьми выступало учебное занятие. Соответственно, и эффективность образовательного процесса оценивалась через анализ организации и результатов проведенного занятия. Для этого использовались различные методы, такие как оперативный контроль, экспертная оценка условий труда воспитателей. В качестве инструмента оценки использовались различные карты анализа занятий, прогулок, досугов, праздников. Основными критериями анализа занятий, как правило, выступали: соответствие программного содержания развитию и возрасту детей, познавательный эффект, развитие психических процессов и воспитательная ценность занятия, выполнение гигиенических требований к организации, эстетика, использование наглядных пособий, разнообразие методов и приемов и др. Оценивались речь педагога, качество выполнения заданий (работ) детьми, поведение детей на занятии.

На сегодняшний день основными задачами, стоящими перед дошкольным образованием, являются формирование общей культуры воспитанников, комплексное развитие личности, включающее развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей. В нормативных актах сформулирован ряд требований к условиям реализации ООП ДО, которые как раз направлены на то, чтобы создать условия для решения поставленных задач.

В соответствии с одним из психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДО взаимодействие педагога с детьми должно основываться на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете его зоны ближайшего развития; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

На смену учебной модели организации образовательного процесса в детском саду, в которой определяющим являлось педагогическое воздействие воспитателя на дошкольников, приходит новая образовательная модель, предполагающая совместную деятельность взрослого и детей в процессе овладения образовательным содержанием. В связи с этим, с одной стороны, встает вопрос о принципах организации и содержании эффективного взаимодействия взрослого с детьми в детском саду, с другой стороны – об оценке его эффективности, которая позволила бы дать качественную характеристику деятельности воспитателя.В рамках современной модели организации образовательного процесса в детском саду проблема разработки инструментария, направленного на оценку взаимодействия воспитателя с детьми в процессе реализации ООП ДО, является очень актуальной.

ВАЖНО! В полной версии статьи, опубликованной в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №10 читайте:

  • Определение взаимодействия воспитателя с детьми
  • Инструментарий оценки взаимодействия воспитателя с детьми
  • Параметры оценки
  • Критерии и показатели параметров, их обработка
  • Интерпретация результатов оценки
  • а также Приложение "Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности"

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ?
Статью "Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности" читайте в №10- 2015 г. журнала "Справочник педагога-психолога. Детский сад". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль