Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС

1 ноября 2019
72425
Средний балл: 0 из 5

Создание специальных образовательных условий является значимой частью реализации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации действующих стандартов дошкольного образования. Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС — педагогически организованное пространство, выступающее средством развития дошкольников и способствующее их успешной социализации. Развивающая предметно-пространственной среды (далее — РППС):

  • описывается в организационном разделе ООП ДО наряду с режимом дня и календарным графиком;
  • включает групповое, межгрупповое пространство и территорию детского сада;
  • должна соответствовать принципом вариативности, насыщенности, доступности, безопасности, трансформируемости и полифункциональности.

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС

В соответствии с актуальными нормативами и требованиями времени образовательное пространство дошкольной образовательной организации должно быть подчинено возрастным и индивидуальным потребностям развития дошкольников, что позволит активизировать их познавательную активность, расширение знаний и компетенций, социальную адаптацию. Все элементы предметно-развивающей среда в ДОУ по ФГОС — оборудование, дидактические пособия, игрушки, материалы для художественно-эстетического развития, спортивный инвентарь — должны характеризоваться высокой образовательной ценностью, насыщенностью, сочетаемостью и обеспечивать возможность широкого выбора воспитанниками различных видов деятельности.

Педагогическое пространство выполняет важные функции:

  • информационная — каждый предмет знакомит ребенка с определенным понятием, расширяет его знания об окружающем мире и людях, транслирует социальный опыт и служит источником освоения действительности;
  • стимулирующая — правильно организованная среда стимулирует малышей к действиям, положительно влияет на его двигательную активность, побуждает к исследованиям;
  • деятельностная — используя все возможности образовательного пространства, дети осваивают продуктивную, оздоровительную и творческую деятельность, формируя собственное восприятие себя и мира.

Структура РППС влияет на все воспитательно-образовательные компоненты без исключения: деятельностный, нравственно-ценностный и познавательный. Гармонично обустроенная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС облегчает процесс педагогического труда и открывает новые возможности для свободного развития дошкольников, а именно:

  • осознания свойств и характеристик предметов из зоны ближайшего окружения, возможности их использования и применения;
  • расширение знаний о мире природы, временах года, профессиях, особенностях социальных отношений;
  • систематического предметного экспериментирования, которое осуществляется как во время самостоятельной деятельности детей, так и под контролем воспитателя;
  • формирования круга личностных интересов, проявления креативности и творческой инициативы.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп

 (чек-лист для проверки)

Создаем развивающую среду шаг за шагом

 (алгоритм проектирования РППС)

Таким образом, РППС становится не просто пространством, обеспечивающим условия для ведения эффективной педагогической работы, а значимым инструментом развития детей дошкольного возраста. Администраторам, руководителям детского сада следует сделать все возможное, чтобы обеспечить привлекательность предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС для воспитанников, поскольку именно от этого фактора напрямую зависит уровень детской активности. РППС должна обеспечивать условия для:

  1. Познавательной деятельности — систематического наблюдения, экспериментирования, стимулирования любознательности и интереса к объектам живой и неживой природы.
  2. Эстетического развития — получения навыка видеть прекрасное в окружающем мире, различать формы и краски, ценить природу и естественность во всех ее проявлениях.
  3. Оздоровления — использования времяпровождения и игр на свежем воздухе, экскурсий и пикников, а в оформлении интерьера группы — в применении экологически безопасных и чистых материалов.
  4. Развития нравственности — стимулирование стремления сохранить окружающий растительный и животный мир, наблюдать за живыми объектами, испытывать чувство ответственность за сохранность природных объектов и окружающей среды.
  5. Экологически нравственного поведения — работа над рациональным потреблением ресурсов, осознанным уходом за растениями или животными.

В каждой возрастной группе предметная среда по ФГОС в ДОУ должна иметь отличительные особенности, соответствующие психофизическим возможностям и личностным интересам детей. Так, младшие воспитанники нуждаются в свободном пространстве для активных игры, дети 4-5 лет — в наличии большого количества атрибутики, необходимой для организации сюжетно-ролевых игр, а завтрашние выпускники детского сада — доступности дидактических и общеразвивающих пособий. Чтобы обеспечить дошкольникам возможность проявлять инициативу и активно развиваться, групповую среду следует постоянно обновлять с целью неизменного сохранения «зоны ближайшего развития» и поддержания высокого уровня детской заинтересованности. В свете этого при ее проектировании и проведении систематического анализа необходимо следить за строгим соблюдением базовых принципов, отраженных в таблице.

Принципы проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Содержание
Принцип дистанции Данный принцип предусматривает, что в границах особого образовательного пространства детского сада каждому дошкольнику должна быть обеспечена оптимальная дистанция в процессе межличностного взаимодействия, соответствующая его эмоциональному состоянию.
Принцип активности  Элементы РППС призваны активизировать познавательную деятельность детей, интенсифицировать желание к открытиям, ведению экспериментальной, поисковой, творческой, коммуникативной деятельности.
Принцип стабильности и динамичности Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС должна периодически обновляться согласно изменяющимся потребностям воспитанников. При этом в ней важно сохранять те элементы, которые обеспечивают детям психологическую защищенность.
Принцип гибкого зонирования Разнообразие традиционных детских видов деятельности (изобразительная, конструктивная, игровая, познавательная и т.д.) требует особой организации образовательного пространства, позволяющего одновременно удовлетворять разнообразные возрастные потребности дошкольников.
Принцип эмоциогенности Грамотно спроектированная РППС должна обеспечивать детям разнообразные и меняющиеся впечатления, создавать достаточный уровень индивидуальной комфортности, выражающийся в возможности уединения в общем групповом пространстве.
Принцип сочетаемости и эстетической гармоничности  Предусматривает внесение в оформление образовательного пространства ДОУ не только стандартных знакомых детям элементов, но и таких, которые формируют у них новое мировосприятие, нестандартный взгляд на эстетику человека и природы.

Все перечисленные принципы создания предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС касаются не только дошкольников с нормальным психическим развитием, но и тех воспитанников детского сада, которые относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Полиморфность группы детей с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, дети с последствиями детского церебрального паралича, дети с нарушениями слуха и зрения и т.д.) подразумевает необходимость уточнения и конкретизации специфики предметно-развивающей среды в компенсирующих группах детского сада в соответствии с особенностями того или иного типа нарушенного развития.

Создание развивающей среды в группе по ФГОС

Ввиду сложившихся традиций организации дошкольной образовательной практики развивающее пространство детского сада преимущественно рассматривается не в комплексе, а в границах отдельных помещений — специального названия и групповых. Именно в группах воспитанники проводят наибольшее количество времени, поэтому их обустройству и оснащению следует уделить максимум внимания.

Сегодня развивающая среда групп по ФГОС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для организации которых используют мобильные центры детской активности или применяют практику зонирования.

Мобильный центр представляет собой передвижной комплекс, наполнение и оформление которого подчинено педагогическим задачам. С целью обеспечения условий для всестороннего гармоничного развития дошкольников целесообразно рекомендовать воспитателям создание в групповом пространстве мобильных центров логики и математики, наблюдения и экспериментирования, конструирования, познания и коммуникации, театрализации, двигательной активности, творчества. Основой передвижного развивающего модуля станут мобильные ширмы, контейнеры с колесами, которые можно выкатить на середину помещения во время организации целевой деятельности, а после — переместить к стене. Все центры активности в группе должны быть разумно насыщены и многофункциональны, весь материал в них, подобранный с учетом возрастного фактора, открыт и доступен детям. Наполнение образовательных модулей следует систематически сменять, как и их местоположение, чтобы посредством изменчивости пространства побудить познавательную деятельность воспитанников.

Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС Предметно-развивающая среда в ДОУ по с ФГОС

В числе наиболее полезных и интересных мобильных центров, которые можно создать для формирования развивающей среда группы по ФГОС, хочется выделить следующие:

  1. Центр искусства, где можно рисовать на мольберте, заниматься пальцевой живописью, использовать во время творческой активности глину, мелки, пластилин и базовый инструментарий.
  2. Центр строительства, в который рекомендуется поместить конструкторы разной величины и формы. При организации образовательной деятельности на базе данного центра воспитатель поощряет дошкольников исследовать строительные элементы, конструировать, и развертывать игру.
  3. Центр естествознания. Предусматривает возможность проведения научных опытов, которые приводят к развитию устойчивых умений (ведения наблюдений, классификации предметов по размеру, форме, цвету на основе визуальной и тактильной оценки, постановки вопросов).
  4. Центр песка и воды, закономерно являющийся местом времяпровождения многих дошкольников с раннего возраста благодаря возможности свободного экспериментирования.

Еще одно эффективное организационное решение, реализация которого позволяет провести грамотное проектирование развивающей среды в ДОУ по ФГОС, — это зонирование. Традиционно в группах детского сада обустраивают четыре зоны, наполнение которых отражено в таблице, но при наличии свободного пространства и условии целесообразности их количество может быть увеличено.

Рекомендуемые к созданию зоны группового пространства Наполнение и рекомендации по обустройству
Зона игр и подвижной занятости Оборудуется с целью удовлетворения потребности воспитанников в двигательной активности. Организованная деятельность в данной зоне способствует формированию базовых двигательных навыков, безопасному поведению во время подвижных игр. 
Зона творчества 

Предусматривает наличие организационной возможности для каждого дошкольника проводить время за любимым занятием — ручным трудом, драматизацией, рисованием, конструированием.

При создании творческого пространства необходимо учитывать гендерный принцип, предоставив девочкам предметы кукольной одежды, аксессуары, а мальчикам — образцы обмундирования сказочных героев и современных солдат, игрушечные машинки и инструменты. 

Зона познавательной активности 

В зоне познавательной активности, являющейся важной частью развивающей среды в ДОУ по ФГОС, рекомендуется разместить большое количество игровых пособий, побуждающих воспитанников к освоению азов грамотности, базовых математических знаний, правил безопасного поведения, проведения исследований, расширению знаний о мире растений и животных.

Так, детям разных возрастных групп будут интересны иллюстрированные журналы, модели, макеты, алфавит, дорожные знаки, магниты, увеличительные стекла и дидактические игры. 

Зона уединения 

Часть образовательного пространства, предназначенную для отдыха и отвлечения, оборудуют в свободной форме. Зона уединения с местом для сидения должна быть обязательно оборудована ширмой или отделена от остальной части группы иным образом.

Полезным организационным решением является обустройство в месте для уединения «Таблицы настроения» с различными смайликами, благодаря которой можно проводить простые сеансы рефлексии с целью контроля детских эмоциональных реакций.

Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что правильно организованная и педагогически обоснованная развивающая среда группы по ФГОС должна быть:

  • многофункциональной и эргономичной, предусматривая зоны для активной и пассивной деятельности, индивидуальной и групповой;
  • безопасной и комфортной, чтобы пособия, инвентарь, оборудование и предметы соответствовали потребностям и возможностям детей, располагались в доступных для них местах (не выше вытянутой руки), открывая перспективы для экспериментирования и исследовательско-поисковой занятости;
  • личностно-ориентированной — соответствовать педагогическим задачам, моделям взаимодействия с воспитателями, когнитивным и возрастным особенностям, состоянию здоровья ребенка;
  • мобильной и неисчерпаемой, удовлетворяя потребности в доминирующей игровой деятельности, позволяя дошкольникам оперативно и без труда трансформировать пространство согласно своим интересам или игровым замыслам (при этом гарантируется оптимальное качество и количество игрушек).

Проектирование особого образовательного пространства в групповом помещении предполагает, что игровой материал периодически будет сменяться, чтобы в одновременной игре могли участвовать сразу несколько детей, выбирая занятие согласно интересам. Важно, чтобы все материалы и элементы среды были исправны и надежны, располагались в зоне внимания малышей и способствовали интенсификации познавательной активности.

Межгрупповое пространство предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС

Ввиду того, что понятие образовательной среды является совокупностью эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, ее границы выходят далеко за пределы групп. Предметно-развивающая среда по ФГОС — это не только групповые пространства, но и фойе, коридоры, помещения специального назначения (зал для занятий музыкой, танцами, ритмикой, физкультурно-оздоровительными практиками, сенсорная комната), а также прилегающая территория ДОУ. Чтобы обеспечить комплексное педагогическое воздействие на дошкольников, межгрупповое пространство оборудуют элементами стендовой наглядности и выставками.

Что касается стендов, то они должны быть адресованы и представителям родительской общественности, и воспитанникам. Организация стендового пространства позволяет информировать родителей по широкому кругу вопросов:

  1. Общие данные об актуальных и приоритетных направлениях деятельности детского сада, обновляемые ежегодно и представленные на официальном сайте ДОУ.
  2. Еженедельно обновляемые особенности организации учебно-воспитательного процесса, знакомство с которыми способствует высокому уровню вовлеченности взрослых в текущую образовательную ситуацию.
  3. Срочные объявления и оповещения.
  4. Виды наглядности, предназначенные для дошкольников всех возрастных групп, охватывают образцы детского творчества, дидактические схемы и плакаты, соответствующие приоритетным направлениям обучения и воспитания.
  5. Тематические выставки, являющиеся значимой частью межгрупповой предметно-развивающей среды по ФГОС, могут быть временными и постоянно действующими. Временные экспозиции традиционно посвящают событийным мероприятиям (времена года, дни памяти), в то время как статические выставочные пространства, раскрывающие отдельные области знаний или региональные особенности (например, «Природные богатства Севера», «Русские народные сказки»), целесообразно представлять в мини-музее или другой оригинальной организационной форме.

С целью создания особого образовательного пространства, подчиненного актуальным педагогическим целям, на территории детского сада проводят зонирование и обустраивают тематические уголки. При этом для зонирования рекомендуется использовать материалы и оборудование отличное от того, что применяется для аналогичных целей в группах, а именно малые скульптурные формы, объемные фигуры из износостойких материалов, декоративные зеленые насаждения, специальное снаряжение.

Чтобы предметно-развивающая среда ДОУ представляла собой ответ педагогическим вызовам времени, на территории дошкольной образовательной организации обязательно стоит обустроить зоны развивающего и оздоровительного назначения — центр спортивной активности, аптекарский огород, тропу здоровья, фитополяну. Логичным дополнением специальных образовательных зон являются сезонные и стационарные тематические уголки, в которых воспитанники могут осуществлять направленную образовательную деятельность под руководством взрослого во время прогулочной активности.

Методическая работа с педагогами по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Процесс проектирования и обеспечения систематического обновления для воспитателей связан с многочисленными трудностями, начиная с неполного понимания стандартов и санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к образовательному пространству, и заканчивая сложностью практического получения необходимого оснащения. Чтобы гарантировать соответствие предметно-развивающей среды ДОУ требованиям ФГОС, руководителю учреждения следует позаботиться об организации последовательной и непрерывной методической работы и поддержки по данному направлению деятельности.

Наибольшую проблему до сих пор составляет распространение неточной информации про создание РППС, широко продуцируемое в педагогическом сообществе. Пока одни воспитатели строго следуют требованиям Стандарта, остерегаясь творчески переосмысливать рекомендации регулятора, другие забывают о важности неукоснительного соблюдения СанПиНа, делая ставку исключительно на креативность и эстетическую составляющую. Задача заведующей, старшего воспитателя ДОУ — помочь ответственным работникам осознать наиболее значимые принципы проектирования образовательного пространства в группах и за их пределами, тем самым обеспечивая возможность организации комфортной педагогической работы и ведения профессионального поиска. С этой целью стоит инициировать проведение следующих мероприятий:

  1. Тематического педсовета, в рамках подготовки к которому стоит попросить воспитателей ознакомится с нормативной документацией, регламентирующей требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. В программу педсовета стоит включить элементы консультирования и тренинга, чтобы в рамках одного группового собрания выявить проблемные моменты и совместно наметить пути их преодоления.
  2. Смотров-конкурсов групп на лучший мобильный центр или уголок детской активности. Педагогов следует заранее уведомить об ожидаемых результатах и критериях оценивания, чтобы при необходимости желающие могли обратиться за адресной консультативной помощью к старшему воспитателю.
  3. Оценивание состояния РППС. Для мониторинга, который должен охватывать не только группы, но и межгрупповое пространство, территорию детского сада, удобно всего использовать специальные диагностические листы, представленные на нашем сайте в свободном доступе. В рамках данного мероприятия заведующему стоит создать экспертную группу, задача которой должна заключаться не в выявлении нарушений с целью применения санкционных мер к воспитателям, а указание последним на имеющиеся недостатки в обустройстве РППС и представлении рекомендаций по их устранению.

Несмотря на то, что на данный момент представлено большое количество материалов, поясняющих особенности проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС, практика показывает, что большинство воспитателей по-прежнему нуждаются в руководстве по созданию в группах и на участках специально обустроенного пространства, соответствующего требованиям времени и образовательным запросам дошкольников. И только при условии систематического ведения разъяснительной методической работы по направлению можно надеяться, что РППС каждой отдельной дошкольной образовательной организации будет не только соответствовать нормативным нормам, но и вызывать максимум заинтересованности у самых строгих экспертов — детей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.