text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Развитие детской инициативы как проблема современного дошкольного образования

  • 7 августа 2015
  • 1036
Развитие детской инициативы как проблема современного дошкольного образования

Развитие системы дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье наших детей. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму "обучения на занятиях", либо сами существенно изменяются в сторону "дидактизации". Особенно это касается игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения. Игра и игровые средства обучения – в чем разница

В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается, но преимущественно как сугубо дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Она подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (и уж тем более ведущей), а средством обучения: арифметические задачки задает детям плюшевый мишка;они соревнуются, кто больше придумает слов на букву "в"; разыгрывая сказку, учатся правильно прыгать. Все это называется игрой, а точнее – игровыми средствами обучения.

Однако игра далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно использовать ее исключительно в дидактических целях, но при этом присущие ей главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Игра – это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней наравне с детьми или помогать по их просьбе. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3–5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей деятельности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания.

В отличие от этого использование игровых средств обучения предполагает только инициативу взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и проч. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Отсутствие свободной игры и других видов детской деятельности уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Наблюдается снижение интереса и любознательности, дети перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), они не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим, отказываются от усилий (все чаще наблюдаются явления так называемой "выученной беспомощности»).

В целом можно говорить о снижении общей активности детей (познавательной, исследовательской, двигательной), снижении уровня личностного развития, проявляющегося в дефиците воли и произвольности. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность. За последние 15–20 лет резко увеличилось число детей с проблемами в развитии (речевом, познавательном, эмоциональном), в том числе не справляющихся с освоением программы начальной школы, и развитие дошкольного образования должно осуществляться с учетом этих проблем. Парадоксально, но искусственная акселерация детского развития и раннее обучение приводят к неудовлетворительной готовности ребенка к школе, школьной дезадаптации. В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ в № 9 ЧИТАЙТЕ

    Условия для проявления инициативности и самостоятельности детей
    Инициативность и самостоятельность ребенка как целевой ориентир
    Препятствия на пути развития детской инициативы

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад" прямо сейчас

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.