Развитие детской инициативы как проблема современного дошкольного образования

968
Развитие детской инициативы как проблема современного дошкольного образования

Развитие системы дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье наших детей. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму "обучения на занятиях", либо сами существенно изменяются в сторону "дидактизации". Особенно это касается игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения. Игра и игровые средства обучения – в чем разница

В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается, но преимущественно как сугубо дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Она подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (и уж тем более ведущей), а средством обучения: арифметические задачки задает детям плюшевый мишка;они соревнуются, кто больше придумает слов на букву "в"; разыгрывая сказку, учатся правильно прыгать. Все это называется игрой, а точнее – игровыми средствами обучения.

Однако игра далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно использовать ее исключительно в дидактических целях, но при этом присущие ей главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Игра – это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней наравне с детьми или помогать по их просьбе. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3–5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей деятельности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания.

В отличие от этого использование игровых средств обучения предполагает только инициативу взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и проч. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Отсутствие свободной игры и других видов детской деятельности уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Наблюдается снижение интереса и любознательности, дети перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), они не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим, отказываются от усилий (все чаще наблюдаются явления так называемой "выученной беспомощности»).

В целом можно говорить о снижении общей активности детей (познавательной, исследовательской, двигательной), снижении уровня личностного развития, проявляющегося в дефиците воли и произвольности. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность. За последние 15–20 лет резко увеличилось число детей с проблемами в развитии (речевом, познавательном, эмоциональном), в том числе не справляющихся с освоением программы начальной школы, и развитие дошкольного образования должно осуществляться с учетом этих проблем. Парадоксально, но искусственная акселерация детского развития и раннее обучение приводят к неудовлетворительной готовности ребенка к школе, школьной дезадаптации. В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ в № 9 ЧИТАЙТЕ

    Условия для проявления инициативности и самостоятельности детей
    Инициативность и самостоятельность ребенка как целевой ориентир
    Препятствия на пути развития детской инициативы

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад" прямо сейчас

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль