Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании

1814
Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании

Демократический характер управления образованием, необходимость процедур независимой оценки качества образования ведут к развитию информационной открытости образовательных организаций и размещаемых на ее официальных сайтах аналитических документов. О роли публичного доклада и отчета о самообследовании расскажут авторы настоящей статьи. Вниманию читателей предлагается сравнительный анализ требований к содержанию публичного доклада и отчета о самообследовании, приводится образец положения о самообследовании.

Нормативно-правовые предпосылки

В сентябре 2013 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией" (далее – Приказ № 462), разработанный в соответствии с п. 13 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Информатизация ОУ»


Приказ № 462 устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее – ОО) и обозначает его цель – "обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования" (п. 2). С введением Приказа № 462 и связанного с ним отчета о самообследовании возникла проблема разграничения статуса публичного доклада и отчета о самообследовании, подходов к их подготовке и собственно содержания этих документов.

Подготовка публичного доклада ОО до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ была косвенно обусловлена п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ № 3266-1), где утверждалась компетенция ОО в части "предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)"*. [Пункт 3 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ.]

Письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 "О подготовке публичных докладов" (далее – Письмо № 13-312) было закреплено понятие "публичный доклад" и даны детальные рекомендации для его подготовки и размещения на официальном сайте ОО. Публичный доклад определялся в Письме № 13-312 как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения".

Статус и назначение публичного доклада

Вступление в силу Федерального закона № 273-ФЗ внесло существенные коррективы в компетенции ОО и заставило пересмотреть статус и назначение публичного доклада. На статус и цели публичного доклада значительно повлияло развитие отечественной системы независимой оценки качества образования (далее – НОКО), инструментарием которой изначально был и остается анализ имеющейся в открытом доступе информации о результатах образовательной деятельности ОО.

Возникло как минимум два вопроса:

  1. Заменяется ли публичный доклад отчетом о самообследовании?
  2. Если публичный доклад сохраняет свою актуальность, то каким образом он согласуется с отчетом о самообследовании?

На первый взгляд, мы должны положительно ответить на первый вопрос, и тогда второй вопрос потеряет свой смысл. Поводом для этого станет преемственность позиций Федерального закона № 273-ФЗ и Закона РФ № 266-1 в части компетенции ОО по "проведению самообследования" и подготовке "отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)" соответственно. Возникает достаточно оснований считать, что п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ повторяет (дублирует) предыдущую норму Закона РФ № 3266-1, содержавшуюся в п. 3 ст. 33, и, соответственно, отчет о самообследовании может заменить публичный доклад.

Этот вывод будет ошибочным по двум причинам. Во-первых, Федеральным законом № 273-ФЗ определена новая компетенция ОО, со-стоящая в "разработке и утверждении по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации"*. [Пункт 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ.]

Учитывая изначальную связь публичного доклада с развитием ОО, актуальность публичного доклада можно объяснить именно тем, что в нем отражается практически весь объем текущей и перспективной деятельности ОО.

Во-вторых, наличие публичного доклада ОО выступает условием функционирования независимой системы оценки качества образования (далее – НСОКО). На этом были сделаны акценты в методических рекомендациях по внедрению НСОКО, утв. письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/02**[Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества образования, утв. письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/02 "О методических рекомендациях по внедрению НСОКО"] и последовавших за ними методических рекомендациях по НОКО, закрепленных письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02***[Методические рекомендации по проведению НОКО организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 "О направлении методических рекомендаций по НОКО"].

А ДАЛЬШЕ:

  • Отличия публичного доклада и отчета о самообследовании
  • Содержательно-функциональные различия публичного доклада и отчета о самообследовании
  • Cовершенствование качества публичных докладов
  • Подготовка отчета о самообследовании
  • Содержание отчета о самообследовании, подлежащее ежегодному обновлению

ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ в полной версии статьи в №8 "Справочника заместителя директора школы" Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль