Интеграция общего и дополнительного образования

8956

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Калуги сотрудничает с Некоммерческой автономной организацией "Калужский бизнес-инкубатор" с целью выявления и подготовки учащихся, интересующихся предпринимательской деятельностью в сферах нано- и биотехнологий и охраны здоровья.

На базе школы и МОУ ДОД "Дом детского творчества" организована работа с учащимися по нескольким направлениям: физико-математическое (сотрудничество с КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана), биолого-экологическое (сотрудничество с КГПУ им. К.Э. Циолковского и КФ ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) и психологическое (сотрудничество с КГПУ им. К.Э. Циолковского).

Школьное дополнительное образование учащихся – важнейшая составляющая образовательного пространства школы. По результатам анкетирования учащихся и родителей, оно социально востребовано, и поэтому интеграция общего и дополнительного образования выделена нами в качестве одного из направлений деятельности образовательного учреждения (далее – ОУ).

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

В результате анализа деятельности ОУ было выявлено несоответствие потребностей участников образовательного процесса в оказании услуг по дополнительному образованию и возможностей школы для их реализации.

Недостатки в организации образовательного процесса (работа в две смены, шестидневная учебная неделя, нехватка квалифицированных кадров и учебных помещений, отсутствие необходимой материально-технической базы для проведения творческой и исследовательской деятельности обучающихся) "подтолкнули" педагогический коллектив к созданию проблемной группы (далее – группа) по теме "Влияние интеграции общего и дополнительного образования на мотивацию учебной деятельности обучающихся" (в рамках работы над единой общешкольной методической темой "Проблемы учебной мотивации обучающихся"). В приложении 1 и приложении 2 представлены соответственно Положение о проблемной группе и план ее работы.

Перед группой были поставлены следующие задачи:

  • активизация сотрудничества и выявление новых направлений и форм сотрудничества с учреждениями дополнительного образования;
  • подготовка вариантов программ факультативных курсов, курсов по выбору и элективных курсов, формирующих межпредметные и надпредметные знания, умения и навыки.

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

  • использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
  • проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
  • проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;
  • создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.

наверх

Перечень образовательных программ,
реализуемых через систему дополнительного образования

Образовательная область

Классы

Способ реализации

Название программы курса

1

2

3

4

Филология

8–11

Объединение дополнительного образования ДДТ

Пресс-центр (приложение 3)

9

Курс по выбору

Теория и практика написания сочинения-
рассуждения на основе прочитанного текста.

Язык твой – друг твой

10а

Элективный курс

История русского литературного языка

Физика
и математика

7

Объединение дополнительного образования ДДТ

Головоломка

9

Курс по выбору

Методы и приемы решения уравнений,
неравенств и их систем.

Построение и исследование функций.

Задачи с модулем. Методы и приемы их решения.

Физическая природа тел Солнечной системы (приложение 4)

10б

Элективный предмет

Приемы и методы решения задач по физике.

Практикум по решению задач по математике

История
и обществознание

3

Объединение дополнительного образования ЦДТ "Галактика"

Мой дом – Калуга

7–10

Объединение дополнительного образования

Музей школы

9

Курс по выбору

Тайные общества XVIII в.

10а

Элективный курс

История Российской цивилизации

Естествознание

9

Курс по выбору

Химия металлов.

Биофизика человека

10б

Элективный курс

Что вы знаете о своей наследственности?

Органическая химия

Искусство

1–9

Объединение дополнительного образования ЦДТ "Галактика"

Хоровой кружок

1–11

Литературно-вокальная студия

5–7

Драматический

5–9

Роспись по гипсу

Формирование здорового образа жизни

4–6

Секция

Спортивные игры

7–9

Секция

ОФП

5–8

Секция

Теннис

4

Секция

Корригирующая гимнастика

6–8

Секция ДЮСШ "Сокол"

Спортивно-пешеходный туризм

6

Объединение дополнительного образования ЦДОД

Дружина юных пожарных

5

Объединение дополнительного образования ЦДОД

Юные инспектора движения

8–11

Секция

Волейбол

Интеллектуальное развитие

5–8

Объединение дополнительного образования ДДТ

Младшее научное общество "СОВА"

8–11

НОУ "Интеллектуал"

Технология
и профориентация

9

Курс по выбору

Твой выбор

 

 

Приложение 1

наверх

ПОЛОЖЕНИЕ о проблемной группе

1. Общие положения

1.1.Проблемная группа объединяет педагогов, интересующихся какой-либо научно-методической проблемой и желающих исследовать ее.

1.2.Проблемная группа является самостоятельным звеном системы методической работы и субъектом внутришкольного управления.

1.3.Проблемная группа создается сроком на один учебный год.

2. Задачи проблемной группы

2.1.Изучение определенной проблемы, выдвижение гипотезы и апробирование в практике работы учителя инноваций, с помощью которых можно разрешить проблему.

2.2.Отслеживание результативности работы и выработка рекомендаций для педагогов школы.

2.3.Обобщение результатов работы.

2.4.Содействие профессиональному росту педагогов.

3. Организация работы

3.1.Проблемную группу возглавляет один из ее членов.

3.2.Руководителем группы является педагог, интересующийся данным вопросом, выбираемый членами проблемной группы.

3.3.Проблемная группа составляет план работы, который предусматривает формирование и теоретическое обоснование гипотезы, исследование и отслеживание результатов деятельности.

3.4.Заседания группы проводятся не реже одного раза в четверть.

4. Документация и отчетность

4.1.План работы группы фиксируется в специальном журнале.

4.2.Обсуждаемые вопросы, исследования фиксируются в форме аналитических таблиц, диаграмм, выводов и обобщений, а также рекомендаций педагогам школы.

4.3.Анализ деятельности проблемной группы в виде аналитической справки и рекомендаций представляется в методический совет школы в конце учебного года.

5. Обязанности, права и ответственность членов проблемной группы

5.1.Обязанности членов проблемной группы:

  • выявление приоритетной проблемы для работы;
  • организация опытно-экспериментальной работы, обобщение и обнародование ее результатов;
  • апробация новых технологий, методик, программ, учебников, учебных пособий и т. п., обеспечивающих развитие школы в ходе решения выявленной приоритетной проблемы.

5.2.Проблемная группа имеет право:

  • ставить вопрос о включении плана своей работы по проблеме в план работы школы и программу ее развития;
  • требовать от администрации, методического совета школы помощи в научном, финансовом, материальном и другом обеспечении своей работы.

5.3.Проблемная группа отвечает:

  • за качественную подготовку своих программных документов;
  • результативность работы;
  • объективное отслеживание результатов апробации, информирование администрации школы не только о положительных результатах, но и о возможных негативных последствиях апробированных нововведений.

Приложение 2

наверх

ПЛАН РАБОТЫ проблемной группы на 201__/__ учебный год
по теме "Влияние интеграции общего и дополнительного
образования на мотивацию учебной деятельности обучающихся"

Задачи

Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственный

1

2

3

4

5

1. Информационно-организационный этап

Выявление потребности учителей, учащихся и их родителей в решении данной проблемы

Обоснование значимости и актуальности проблемы

Анкетирование,
тестирование
Август –
октябрь
Заместитель
директора по УМР

Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой

Определение целей и задач деятельности группы. Утверждение плана работы группы

Собрание группы

Октябрь – ноябрь

Руководитель
группы

2. Подготовительный этап

Теоретическая подготовка членов группы

Изучение публикаций методических и педагогических изданий, анализ опыта работы по данной проблеме

Подготовка списка рекомендуемой литературы с краткими аннотациями. Консультации учителей

Декабрь – январь

Руководитель
группы

3. Основной этап

Подготовка вариантов программ факультативных курсов, курсов по выбору и элективных курсов, формирующих межпредметные и надпредметные знания, умения и навыки.

Апробация новых направлений и форм сотрудничества с учреждениями дополнительного образования

Экспертиза вариантов программ, анализ мнений учителей, учащихся о новых направлениях и формах сотрудничества с учреждениями дополнительного образования

Собрания группы, заседания методического совета.

Анкетирование, беседы, круглый стол

Январь –
апрель
Руководитель
группы

4. Обобщающий этап

Анализ работы группы, обобщение опыта

Разработка и подготовка рекомендаций

Собрание группы.

Май

Члены группы

 

и программ для учителей.

Презентация разработанных программ перед учащимися и их родителями

Проведение презентации программ

 

 

5. Заключительный этап

Апробация разработанных программ, новых направлений и форм сотрудничества с учреждениями дополнительного образования

Оказание практической помощи учителям.

Психолого-педагогическое сопровождение новых направлений и форм сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, разработанных факультативных курсов, курсов по выбору и элективных курсов.

Внешняя оценка уровня сформированности ключевых компетенций учащихся

Обсуждение результатов деятельности. Кон­сультации, взаимопосещения занятий.

Анкетирование
и тестирование

С сентября следующего учебного года

Члены группы

 

Приложение 3

наверх

ПРОГРАММА объединения
дополнительного образования "Пресс-центр"

Возраст обучающихся: 14–17 лет.

Срок реализации программы: 3 года:

1-й год – 144 ч (4 ч в неделю);

2-й год – 216 ч (6 ч в неделю);

3-й год – 216 ч (6 ч в неделю).

 

Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к работе с детьми. Средства информации (глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильная телефонная и факсимильная связь) и информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, и содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, умели высказывать собственное мнение.

Данная программа, нацеленная на совершенствование основных видов речевой деятельности, подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Ее новизна заключается в том, что она позволяет использовать навыки, полученные в процессе обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

 

Цели программы:

  • создание условий для повышения уровня социальной адаптации подростков;
  • содействие профессиональному самоопределению и личностному росту на основе изучения теории и практики журналистского мастерства.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие образного и логического мышления;
  • творческих способностей подростков;
  • умения устного и письменного выступления.

2. Обучающие:

  • формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
  • овладение основными навыками журналистского мастерства.

3. Воспитательные:

  • развитие эстетического вкуса;
  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Формы проведения занятий, предусмотренных программой:

  • свободная творческая дискуссия;
  • ролевые игры;
  • выполнение творческих заданий;
  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Обучение построено таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля (заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи).

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 чел. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.

Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал, образовательную перспективу и будут способствовать созданию положительной мотивации к предметам гуманитарного профиля.

Технологии, используемые в системе занятий, ориентированы на то, чтобы обучающиеся овладели общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.

Прогнозируемые результаты

В процессе обучения учащиеся приобретают:

знания:

  • из истории журналистики;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста, выдающихся журналистах и других профессиях, связанных с журналистикой;

умения:

  • создавать произведения разных жанров;
  • соблюдать в устной и письменной речи языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные);
  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники);
  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности с обучающимися:

  • теоретические занятия;
  • творческий практикум (написание произведений в разных жанрах);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т. п.);
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • экскурсии;
  • творческие командировки;
  • встречи с журналистами;
  • участие в школьных и окружных мероприятиях, в т. ч. конкурсах сочинений и авторских стихотворений;
  • выпуск школьной газеты;
  • публикации в местной прессе.

Формы и методы контроля:

  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  • семинары-практикумы по изученной теме;
  • творческие конкурсы;
  • публикации.

 

Программой предусмотрен контроль усвоения материала в конце каждого года обучения:

  • после 1-го года обучения – семинар-практикум по теме "Особенности жанра" (по выбору); самостоятельная творческая работа;
  • после 2-го – проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица; конкурс творческих работ;
  • после 3-го – публикации в прессе или творческом альманахе учебной группы.

Учебно-тематический план программы первого года обучения

Разделы

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Основы
журналистики

1. Принципы работы с информацией

8

2

6

2. Источники информации

8

2

6

3. Тема журналистского материала

2

2

0

4. Проблема, конфликт, новость как основа журналистского материала

10

4

6

5. Точка зрения, комментарий, мнение

8

2

6

6. Этика журналиста

4

4

0

7. Журналистский материал как особый информационный продукт

4

4

0

8. Понятие "жанр" в журналистике. Информационные жанры печатной журналистики

16

8

8

9. Алгоритм создания журналистского материала

14

4

10

10. Роль заголовочного комплекса в журналистском материале

4

2

2

11. Психология журналистики

4

4

0

12. Психология личности журналиста

4

4

0

II. Русский язык,
литературная правка и культура речи

13. Речевой этикет

2

2

0

14. Работа с фактами и тезисами

6

2

4

15. Выразительные средства русского языка (синонимы, метафоры, сравнения, эпитеты)

4

2

2

16. Речевые ошибки

6

2

4

17. Способы выражения авторского начала в тексте

4

2

2

III. Основы фотодела, дизайна и верстки

18. Слово и изображение как выразительные средства печатного издания. Макет газеты

6

2

4

19. Введение в фотодело

10

4

6

20. Растровая графика. Ознакомление с программой Adobe Photoshop

10

2

8

21. Векторная графика. Ознакомление с программой Corel Draw

10

4

6

Итого:

144

64

80

 

Учебно-тематический план программы второго года обучения

Разделы

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

I. Основы журналистики

1. Структура газетной редакции

6

2

4

2. Работа с диктофоном

6

2

4

3. Права журналиста, его социальная ответственность перед читателями

6

4

2

 

4. Аналитические жанры печатной журналистики

20

8

12

5. Синтезирование жанров печатной журналистики

8

4

4

6. Герой статьи, герой номера, тема номера

6

2

4

7. Авторская рубрика. Профиль работы журналиста

8

4

4

8. Законы логики, соблюдение которых необходимо в журналистском тексте

10

4

6

9. Актуальные проблемы современности и журналистика

6

4

2

10. Редактирование, литературная правка

16

6

10

II. Русский язык,
литературная правка и культура речи

11. Работа с письмами читателей. Подготовка материала к печати

6

2

4

12. Культура речи

20

8

12

13. Способы подачи информации

8

4

4

14. Речевые конфликты и пути их разрешения

6

2

4

15. Работа над языком и стилем авторского материала

12

4

8

III. Основы фотодела, дизайна и верстки

 

16. Требования, предъявляемые к оригинал-макету печатного издания

6

2

4

17. Основы шрифтового оформления

6

2

4

18. Фотодело (продвинутый этап)

20

4

16

19. Совмещение векторного и растрового изображений

8

4

4

20. Технология подготовки текстов к верстке. Способы верстки текста

12

6

6

21. Макетирование и оформление полос. Работа с шаблонами

20

4

16

Итого:

216

82

134

 

Учебно-тематический план программы третьего года обучения

Разделы

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

I. Основы
журналистики

1. Профессионализм как форма организации творческой деятельности журналиста

2

2

0

2. Содержательная модель газеты

12

4

8

3. Художественно-публицистические жанры печатной журналистики

30

6

24

4. Способы сочетания жанров (продвинутый этап). Творческий поиск и самовыражение

16

4

12

5. Циклы статей, статья с продолжением

16

4

12

6. Журналистский эксперимент

12

4

8

7. Репутация журналиста

2

2

0

8. Социальное проектирование и журналистская деятельность

12

4

8

9. Портфолио, самопрезентация

8

4

4

II. Русский язык
и культура речи
10. Виды изобразительной речи в журналистском
материале

14

6

8

11. Литературная правка и редактирование (продвинутый этап)

24

6

18

III. Основы фотодела, дизайна и верстки

12. Фотодело (этап совершенствования)

22

4

18

13. Навигационные средства печатных СМИ

8

4

4

14. Технология стилевого оформления изданий и профессиональной верстки

26

8

18

15. Подготовка макета к печати. Основные настройки перед печатью

12

4

8

Итого:

216

66

150

 

Содержание программы обучения

№ темы

Теория

Практика

1

2

3

Первый год обучения

1

Принципы объективности, полноты и достоверности информации

Проверка и обработка информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т. п.)

2

Особенности журналистского общения с источниками информации. Этические нормы, которые необходимо учитывать при работе с источниками информации

Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонный опрос, работа с документами). Проведение телефонного и уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события

3

Специфика темы и идеи журналистского материала. Цель творческой деятельности журналиста, ее социальное значение

4

Структура журналистского материала. Основная новость в материале. Общественная значимость темы материала, ее актуальность. Основная проблема или основной конфликт материала

Способы постановки ирешения проблемы, описание новости или конфликта. Деловая игра

5

Газета как "канал" для выражения и согласования различных мнений и социальных интересов. Газета как "ярмарка мнений"

Проведение тематических опросов, их оформление, составление комментария. Анализ проделанной работы обобщение полученной информации, подготовка ее к печати

6

Принцип объективности как необходимое условие журналистской деятельности. Категории, определяющие нравственно-этическую позицию журналиста перед читателем (журналистский долг, ответственность, совесть, честь, такт). Понятие журналистской морали. Этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист – адресат информации, журналист – действующие лица публикации, журналист – источники информации)

7

Основные характеристики журналистского материала (целостность, связанность). Средства достижения связи между элементами текста. Информативность как важнейшая характеристика газетного текста

8

Жанр как литературная форма журналистского произведения, обусловленная его задачами, выразительными средствами и методами аргументации. Жанровые разновидности журналистских произведений. Информационные жанры (заметка, зарисовка, репортаж), их структура и стилистика

Использование информационных жанров печатных СМИ (заметка, зарисовка, репортаж) в практической работе. Написание информационных материалов

9

Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала). План статьи. Разъяснение терминов: "ядро", "тело" и "лид" статьи. Специфика структурно композиционного решения журналистского материала

Составление плана статьи, ядра статьи. Написание лида и основного текста

10

Типы заголовков. Заголовок-хроника. Заголовок-перефразирование цитаты. Заголовок-цитата. Заголовок-обращение. Заголовок-описание. Требования к заголовку (соответствие содержанию текста, точность, выразительность, яркость). Стилистическое оформление заголовков

Составление заголовков и подзаголовков для журналистских текстов

11

Психологические и социально-психологические функции газеты. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты газетной информации. Информационное давление, манипулирование, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных; рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих; монологичных и диалогичных (полилогичных); реалистических и мифологических; деловых и развлекательных

12

Психология личности журналиста. Профессионально-психологические качества. Имидж журналиста. Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в т. ч. коллегами

13

Человек в зеркале общения. Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Правила для говорящего и слушающего. Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в т. ч. в сфере журналистской деятельности

14

Факт как основа журналистского материала. Убеждающее воздействие факта. Требования точности, достоверности, новизны, доказательности фактов

Работа с фактами и тезисами в тексте. Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и т. п. Правила и приемы цитирования устных высказываний. Способы проверки фактического материала (точность номинации исторических и бытовых фактов, ситуаций современной действительности; правильность цифр, ссылок и цитат)

15

Понятие языковой выразительности. Нелепости и украшения речи. Использование устаревших и новых слов. Использование в речи синонимов, метафор, сравнений, эпитетов. Стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, метафор, сравнений, эпитетов. Способы переноса значений слова. Стилистические приемы усиления эмоциональности. Многозначность как источник выразительности и образности речи

Сочинения на заданную тему. Подготовка материалов для публикации в газете

16

Виды речевых погрешностей в тексте и их исправление (языковая неправильность, неясность, плеоназм)

Подготовка материалов к публикации

17

Речевые штампы. Борьба с речевыми штампами. Эффект авторского присутствия. Использование эмоционально-экспрессивных средств языка. Понятие благозвучия и звукописи в публицистической речи. Стилистические приемы усиления фонетической выразительности речи. Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций.

Подготовка материалов к публикации

 

Работа над композицией авторского материала. Кольцевая композиция, линейная, ломанная, параллельная и ассоциативная

 

18

Неделимая природа существования изображения и текста на газетной полосе. Логические и визуальные принципы размещения графических и текстовых материалов на полосе. Приемы и методы выделения текста на газетной полосе. Основные правила макетирования газетной полосы

Макетирование газетной полосы

19

Графические изображения и цифры. Век цифровой графики. Устройство и принципы работы цифровой фотокамеры.
Метод передачи данных на компьютер. Жанры фотографии. Жанр репортажной съемки. Правила организации фотосъемки.
Требования к условиям освещения и работе с фотовспышкой.
Свет и цвет. Контраст. Понятие плана, ракурса, заполнения
и глубины резкости. Общие принципы композиции

Работа со светом и планом (крупный, средний, общий). Работа с ракурсом и заполнением. Работа с композицией. Создание фоторабот. Написание текстов к фотографиям

20

Растровая графика. Adobe Photoshop. Размер изображения, разрешение, изменение размеров, вращение, обрезание и наращивание изображения, инструменты выделения. Приемы выделения сложных областей. Понятие слоя. Текстовые слои.
Спецэффекты на слоях. Основные рекомендации по работе
с многослойным изображением
Настройка основных параметров Adobe Photoshop. Открытие и закрытие файлов. Работа со слоями. Работа со стилями.
Работа с кистью и карандашом.
Настройка параметров кисти. Создание собственной кисти. Обработка, выделение и монтаж изображений

Второй год обучения

1

Условия журналистского труда. Основные принципы организации работы редакции. Члены редакционного коллектива. Круг их обязанностей. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. Взаимосвязанность и взаимозависимость деятельности всех членов редакции (корреспондентов, фотографов, дизайнеров, редактора)

Распределение обязанностей между членами редакции, редакционная работа над созданием газетного номера. Редакционный процесс выпуска газетного номера

2

Устройство цифрового диктофона. Правила использования

Запись на цифровой диктофон. Перенос информации на компьютер. Расшифровка записи

3

Правовое обеспечение деятельности журналиста. Сферы ограничения свободы информации. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ "О средствах массовой информации". Ответственность за клевету и оскорбления, унижение чести, достоинства и деловой репутации гражданина, предприятия, организации. Понятие "желтая пресса"

Знакомство с наиболее яркими изданиями, представляющими "желтую прессу". Рассмотрение их стиля подачи материалов, а также содержания этих материалов с точки зрения не соблюдения элементарных принципов журналистики и нравственности. Подготовка газетных материалов с учетом соблюдения журналистской этики, принципов объективности, достоверности и ответственности за приводимые в материалах факты и мнения

4

Журналистская статья. Рецензия, обзор, очерк. Особенности стилистики и образной системы

Использование аналитических жанров печатных СМИ (статья, рецензия, обзор, очерк) в практической работе. Написание аналитических материалов

5

Особенности работы над материалами разных жанров. Сравнительные особенности стилистики и образной системы информационных и аналитических жанров прессы. Возможность их совмещения в рамках одного текста. Оправданность такого совмещения

Использование в практической работе метода совмещения в одном тексте элементов различных жанров

6

Герой как носитель определенных нравственных ценностей и убеждений. Герой и антигерой. Главная тема номера как отражение наиболее актуальных и социально выраженных событий и явлений

Способы представления героя, стиль и цель общения с ним. Оправданность выбора той или иной темы номера

7

Тематика журналистских текстов как обозначение профиля работы журналиста. Авторская рубрика как средство самовыражения и специализации на определенной тематике (профиле). Смена журналистского профиля

8

Требование определенности, однозначности понятий и суждений. Требование последовательного хода рассуждений, четких и однозначных выводов. Требование обоснованности суждений. Закон тождества. Закон противоречия. Закон достаточного основания и исключенного третьего. Алогизмы и противоречия в журналистских материалах

Использование законов логики в работе над журналистскими материалами. Приемы логического анализа текста

9

Понятия "глобальный мир", "глобализация". Актуальные проблемы современной российской действительности, обусловленные изменениями в ее политической, экономической, социальной, культурной сферах, а также изменениями в системе ценностей. Задачи журналистики восознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем. Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития (геополитические, этнические, религиозные конфликты, экономические катаклизмы, экологические катастрофы и т. п.)

Написание творческой работы об одной из актуальных проблем современного общества. Поиск ответа на вопрос: "Что журналистика может сделать для решения этой проблемы?"

10

Литературное редактирование как одна из составляющих профессии журналиста. Текст как объект литературного редактирования. Работа над планом статьи как один из этапов редактирования. Психологические и логические основы редактирования.

Психологические особенности редакторского чтения. Требования к тексту. Система рациональных приемов работы
над журналистским текстом. Правка-обработка как основной вид правки. Этика редакторской работы. Работа редактора над терминами, цитатами и фактами

Смысловая структура текста и ее редактирование: выделе­ние основной мысли, основных элементов содержания, дефекты в смысловой структуре и их устранение.

Особенности редактирования материалов информационных и аналитических жанров печатной журналистики

11

Редакторская почта как один из источников обратной связи с читателями. Письмо в редакцию как информационный повод и тема для журналистского материала. Особенности информации, представленной в письмах читателей. Этика работы с читательскими письмами. Способы представления читательских писем в газете. Требования к их подготовке

Работа с корреспонденцией (вычитка и обработка). Обзор писем в газете.
Комментарий к письму

12

Стилистическая норма. Синонимия и вариантность. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций. Сфера употребления обращений и междометий.

Ошибки в употреблении обращений и междометий. Использование прямой и несобственно-прямой речи. Ошибки при употреблении прямой речи

Выполнение упражнений и тестов,
написание журналистских материалов с учетом полученных знаний

13

Требование доступности восприятия информации, расположенной в журналистском материале. Способы преподнесения информации (факты, цифры, таблицы, цитаты). Требование единообразия написания имен, фамилий, дат, географических наименований. Цифры в журналистском тексте. Использование таблицы в журналистском материале. Элементы таблицы, основные технико-орфографические правила оформления. Вывод как вид табличного материала. Цитаты в журналистском тексте. Правила и приемы цитирования.
Требование точности воспроизведения цитат

Унификация написания имен, фамилий, дат, географических наименований в журналистском материале. Приемы включения цифр в текст. Обработка статистического материала. Проверка содержания таблиц. Цитирование устных высказываний

14

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Виды, структура и стадии конфликтов. Правила поведения
в условиях конфликтной ситуации

Деловая игра с использованием метода проблемного обучения

15

Учет жанрово-стилистических особенностей, специфики основных типов речи (монологическая, диалогическая речь), индивидуальной стилевой манеры при работе над журналистским материалом. Проблема речевой нормы и выбора ее варианта

Написание и обработка журналистских материалов с учетом полученных знаний

16

Макет газеты и макет полосы. Оригинал-макет газеты. Титульная полоса газеты (титул). Колонтитул как средство навигации в печатном издании. Требования к оформлению колонтитулов. Требования к макету газетной полосы. Принцип неповторяемости макетов полос (оригинальное оформление). Конструктивные особенности композиции газетной полосы

Оформление колонтитулов. Оформление иллюстраций. Оформление газетной полосы. Изготовление учебных макетов

17

Группы шрифтов, особенности их использования. Графические способы автономизации текста. Заголовочный комплекс (ЗК): функции, элементы ЗК, размещение. Требования, предъявляемые к переносу слов и символов. Принцип шрифтового разнообразия

Оформление основного текста, сносок, заголовков, врезов и таблиц

18

Фотографические стили и основы анализа изображения. Оптические построения изображения

Репортажные и постановочные фотосъемки

19

Основные форматы векторных и растровых изображений

Сжатие информации. "Экспорт" изображений в стандартные графические форматы

20

Работа с текстом: ввод, форматирование и оформление текста. "Импорт" текста из офисных приложений. Редактирование текста геометрической формы. Спецэффекты. Тень, перспектива, создание объемных объектов. Способы верстки текста (горизонтальная, вертикальная, смешанная и ломанная верстка)

Подготовка текстов к верстке, верстка текстов с учетом полученных знаний

21

Требования к макету (ширина полей, межстрочный интервал, отступы между заголовком, подзаголовком, лидом и основным текстом, отступы между текстом и иллюстрациями). Правила использования графических элементов. Шаблон

Подготовка шаблонов и работа с ними. Макетирование и оформление газетных полос

Третий год обучения

1

Обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование). Способы творческой деятельности журналиста

2

"Баланс" номера как главное требование к содержательной модели газеты. Принцип "широты географии публикаций" и разномасштабности (события в городе, области, стране, мире). Принцип разнообразия жанров (репортаж, интервью, проблемный материал, зарисовка). Принцип соотношения проблемных и информативных публикаций (сбалансированность номера). Принцип учета обратной связи

Разработка содержательной модели (плана номера) с учетом полученных знаний

3

Особенности стилистики художественно-публицистических жанров. Эссе. Памфлет. Биографический рассказ. Портретный очерк

Написание журналистских материалов с использованием художественно-публицистических жанров

4

Особенности работы над материалами разных жанров (информационных, аналитических, художественно-публицистических). Авторская трансформация жанров. Словотворчество

Использование в практической работе метода совмещения в одном тексте элементов различных жанров

5

Обоснованность продолжения темы, создания цикла. Статья с продолжением как способ более тщательного освещения темы журналистского материала. Цикл статей как развернутая форма художественно-публицистических жанров. Особенности композиции и оформления. Сложности, с которыми приходится сталкиваться автору в процессе создания цикла материалов

Написание статьи с продолжением (цикла статей)

6

Способы организации, проведения и описания. "Журналист меняет профессию" как один из приемов журналистского эксперимента

Организация, проведение и описание журналистского эксперимента

7

Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические характеристики. Профессионально-психологические качества. Имидж и амплуа журналиста

8

Журналистская деятельность как средство решения ряда социальных проблем. Социальное проектирование: цель, задачи, сроки реализации, социальная группа, на которую направлен проект, способы реализации и оценки эффективности. Способы организации и проведения социальных проектов с помощью активизации читательской аудитории издания

Разработка и проведение социальных проектов силами редакционного коллектива и читательской аудитории

9

Способы демонстрации собственных достижений. Умение представить свои профессиональные навыки и качества. Правила оформления портфолио

Представление своих достижений, профессиональных навыков и качеств.
Составление портфолио

10

Особенности художественно-публицистических текстов. Наглядно-образные обобщения. Прием ассоциации. Приемы творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода частным) и т. д.

Использование приемов изобразительной речи в журналистских материалах

11

Выявление своеобразия авторской манеры изложения материала. Соавторство редактора и автора в процессе подготовки журналистского материала. Особенности редактирования материалов художественно-публицистических жанров. Оценка логических и жанрово-стилистических качеств текста

Литературная правка и редактирование материалов различных жанров (информационных, аналитических, художественно-публицистических)

12

Абстракция. Стилизация. Правила построения графической композиции. Методы и средства построения цветовой гармонии. Роль цвета в фотоискусстве. Психология цвета. Цветовая культура. Цвет и пространство

Построение графической композиции. Фотосъемки в жанре абстракции, стилизации. Работа с цветом. Создание цветовых композиций

13

Роль навигационных средств в печатных СМИ. Рубрикация, ее назначение. Рубрикатор издания. Частота рубрик, число их ступеней, соподчиненность. Соответствие рубрик содержанию текста. Хэдлайнеры. Анонсы. Промо-материалы

Разработка рубрикатора, хэдлайнеров, анонсов

14

Дизайн газеты. Виды верстки: горизонтальная, вертикальная, прямая, ломанная, смешанная. Приемы выделения отдельных материалов на полосе: "на открытие", "на отлет", "на центр". Сочетаемость материалов. Подбор фотографий и иллюстраций. Приемы расположения отдельных материалов на полосе: "чердак", "окно", "подвал". Методы выделения отдельных материалов на полосе: шрифтовой, форматный, графический, смешанный. Формы подачи материала: разворот, подборка, тематическая страница или тематический номер

Оформление и верстка отдельных газетных полос и газеты в целом

15

Общепринятые требования типографий к подготовке макета газеты к печати. Цветоделение. Шкала-тест. Разметка "крестов". "Упаковка" электронного оригинал-макета газеты в формат .pdf, .idd

Допечатная подготовка макета газеты (цветоделение и шкала-тест, разметка "крестов"), работа с сохранением оригинал-макета в различных электронных форматах

 

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
  • тематический материал из периодической печати;
  • справочники;
  • словари;
  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
  • различные периодические печатные издания, тексты для редактирования.

Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, телевизор.

Методическая литература для педагога:

1. Система средств массовой информации России / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М.: Наука, 1994.

3. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

5. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
6. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.

Методическая литература для детей:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001.

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. М., 1988.

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

Приложение 4

наверх

ПРОГРАММА КУРСА
для предпрофильной подготовки
"Физическая природа тел Солнечной системы"*
(предметно-ориентированный курс)

Количество часов: 34 ч (1 ч в неделю)

Пояснительная записка

Знакомство с физической природой тел Солнечной системы является одной из главных задач школьного курса астрономии. При изучении курса необходимо познакомить учащихся с основными характеристиками тел Солнечной системы, способами, которыми они получены, и своеобразием физической природы этих тел.

Курс "Физическая природа тел Солнечной системы" предназначен: 

  •  для приобретения и систематизации сведений о природе тел, входящих в состав Солнечной системы;
  • формирования у учащихся научного мировоззрения и основ научного исследования, а также интереса к углубленному изучению физики и астрономии.

Курс рассчитан на 34 ч и включает 7 разделов. Для более эффективного усвоения материала учебные занятия сопровождаются презентациями, видеофильмами.

Учебно-тематический план

Наименования изучаемых разделов и тем

Число часов

Формы занятий

I. Изменение представлений о строении Солнечной системы (1 ч)

1.Изменение представлений о строении Солнечной системы

1

Лекция

II. Планеты земной группы (6 ч)

2. Физические свойства и особенности строения Меркурия и Венеры

2

Лекция, семинар

3. Система Земля – Луна

2

Лекция, семинар

4.Физические свойства и особенности строения Марса и его спутников

2

Лекция, семинар

III. Планеты-гиганты и их спутники (6 ч)

5. Физические свойства и особенности строения Юпитера и его спутников

2

Лекция, семинар

6. Физические свойства и особенности строения Сатурна и его спутников

2

Лекция, семинар

7. Физические свойства и особенности строения Урана, Нептуна и Плутона и их спутников

2

Лекция, семинар

IV. Малые тела Солнечной системы (2 ч)

8. Кометы и метеориты

1

Лекция

9. Астероиды и их природа

1

Лекция

V. Основные сведения о Солнце (3 ч)

10. Физические свойства и особенности строения Солнца

1

Лекция

11. Важнейшие проявления солнечной активности и их влияние на жизнь Земли

2

Лекция, семинар

VI. Движение и взаимодействие тел, входящих в состав Солнечной системы (8 ч)

12. Вид звездного неба

2

Лекция, семинар

13. Видимое движение планет

1

Лекция

14. Конфигурации планет

1

Лекция

15. Законы Кеплера

1

Лекция

16. Закон Всемирного тяготения

2

Лекция, семинар

17. Обобщенные законы Кеплера

1

Лекция

VII. Основные достижения в освоении космического пространства (6 ч)

18. История развития космонавтики

1

Лекция

19. Искусственные спутники Земли

2

Лекция, семинар

20. Автоматические межпланетные станции

1

Лекция

21. Способы определения расстояний до тел Солнечной системы

1

Лекция

22. Особенности внеатмосферных наблюдений

1

Лекция

Итоговое занятие

1

Лекция

Итого:

34

 

 

Содержание программы

Раздел I. Изменение представлений о строении Солнечной системы

Ознакомление с историей развития астрономии (от зарождения этой науки до открытия законов движения небесных тел), а также с историей формирования представлений о геоцентрической и гелиоцентрической системе мира.

Раздел II. Планеты земной группы

Ознакомление с двумя основными группами планет (планеты земной группы и планеты-гиганты), существование которых можно рассматривать как одну из важнейших закономерностей строения Солнечной системы. Меркурий и Венера – ближайшие к Солнцу планеты. Особенности вращения Меркурия. Трудности изучения физической природы Венеры.

Изучение основных геофизических характеристик Земли. Систематизация знаний, полученных ранее о строении земной атмосферы и происходящих в ней явлений, а также о магнитном поле Земли. Изучение наблюдаемых явлений (смена лунных фаз, затмения), связанных с обращением Луны вокруг Земли. Рельеф поверхности Луны, его отличия от земного рельефа.

Ознакомление с физической природой Марса и его атмосферой по результатам исследований космическими аппаратами. Атмосфера Марса и его климат, полярные шапки. Перспективы использования космических аппаратов для детальных исследований поверхности планеты и возможного обнаружения на ней жизни. Спутники Марса – Фобос и Деймос.

Раздел III. Планеты-гиганты и их спутники

Ознакомление с физическими характеристиками планет-гигантов (масса, размер, плотность). Юпитер по одной из гипотез – "остывшая" звезда. Радиоизлучение Юпитера. Физические характеристики его спутников и особенности их движения вокруг планеты (внутренние и внешние спутники).

Ознакомление с системой Сатурна, его спутниками и особенностями их движения. Кольца Сатурна – уникальные в Солнечной системе скопления мелких спутников. Структура колец и их происхождение. Магнитное поле Сатурна. Особенности движения спутников Сатурна.

История открытия планеты Уран, особенности ее строения и движения. Кольца Урана и его спутники. Нептун и Тритон – "царство холода". "Затерянный мир" – Плутон и Харон. Особенности орбитального движения Плутона.

Раздел IV. Малые тела Солнечной системы

Объяснение закономерности движения комет, их физической природы. Эволюция комет и их связь с метеорными потоками. Метеорные явления в атмосфере Земли. Метеоры и болиды. Метеориты и изучение их химического состава. Метеоритные кратеры на Земле, Луне и Марсе.

История открытия пояса астероидов и его строение. Размеры и вещественный состав малых планет. Астероиды вблизи Земли и за орбитой Юпитера.

Раздел V. Основные сведения о Солнце

Формирование представлений о Солнце как динамическом центре Солнечной системы и небесном теле, являющемся источником света, тепла и многих видов энергии на Земле (энергии воды, ветра, сжигаемого топлива и т. д.). Размеры, масса и средняя плотность Солнца. Химический состав и физическое состояние его вещества. Атмосфера Солнца, непрерывное движение и изменения, наблюдаемые в разных слоях его атмосферы.

Показать важность изучения проблемы "Солнце – Земля". Дать определения понятий: "солнечная активность", "центры солнечной активности" (активные области), "магнитные поля, спокойная и возмущенная фотосфера", "11-летний цикл солнечной активности", "проблема "Солнце – Земля", "солнечный ветер", "магнитные бури", "полярные сияния", "радиационные пояса Земли". Обратить внимание учащихся на практическое значение использования солнечно-земных связей (в интересах геофизики, космонавтики, биологии и медицины).

Раздел VI. Движение и взаимодействие тел, входящих в состав Солнечной системы

Изучение основных законов движения и взаимодействия тел Солнечной системы.

Раздел VII. Основные достижения в освоении космического пространства

Ознакомление с историей развития космонавтики и современными методами исследования космического пространства.

Рекомендуемая литература

1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Методика преподавания астрономии. М.: Просвещение, 1973.

2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Учебник для 11 класса средней школы.
М.: Просвещение, 2001.

3. Левитан Е.Н. Астрономия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

4. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. М.: Аванта+, 2008.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 (DVD).

6. Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7–11-е классы", ООО "Кирилл и Мефодий" (CD).

7. Открытая астрономия 2.6. Физикон, 2003 (CD).

8. Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия". Физикон, 2003 (CD).

А.М. Ковалев, директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45",
г. Калуга, О.В. Волкова,

зам. директора по учебно-методической работе
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45", г. Калуга

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль