Воспитание свободы читателя

1515

Я – учитель, воспитанный тоталитарным режимом. Учили нас в пединституте четыре года, начинала работу в мужской школе, пережила систему образовательных стандартов. Одиннадцать лет работала заместителем директора, одиннадцать лет – директором школы, пять лет – заведующей кабинетом русского языка и литературы Центрального института усовершенствования учителей, ездила в командировки по стране. Помню себя всегда с толстой тетрадью, в которую записывала ход уроков и их анализ для беседы с учителями.

Сейчас отношусь к этому с иронией: нельзя сильнее унизить учителя, чем навязывая ему чужие стандартные позиции, отнимая у него свободу в педагогическом и методическом творчестве.

Я снова вернулась в школу педагогом после посещения урока молодой учительницы в г. Иваново. Она знакомила учеников 11-го класса со стихами В. Маяковского. На уроке происходило что-то необычное: все хотели говорить о своем восприятии стихов Маяковского, о собственных ассоциациях. Учительница, маленькая женщина в огромных очках, внимательно слушала, не высказывая собственных суждений. Только улыбкой, удивлением, вопросом выражала свое отношение к мыслям учеников.

Беседа с учительницей после уроков:

Я: По какому плану Вы работали?

Она: Мой план – текст поэта.

Я удивилась.

– Вы помните требования к плану урока? Ваша цель?

Развитие самостоятельного восприятия, самостоятельного мышления каждого, почти каждого ученика. Это невозможно планировать, я не могу предположить, с какими мыслями ребят я столкнусь. Необходимо реагировать быстро и убедительно.

– Убеждать в правильности Вашей точки зрения?

Я не знаю, что правильно, что неправильно, каждый воспринимает по-своему. Главное – чувство образа, понимание мысли автора.

В голосе учительницы почувствовалось раздражение, ей казалось, что все, что она говорит, очевидно.

– Считайте, что урок я давала без плана, я проживала вместе с ребятами текст великого поэта, воспринятый новым поколением.

– Почему вы не ставили оценок?

– За личные чувства и мысли, за высказывания? Это неестественно, это лишнее, вредное, это подавление самостоятельности и равноправия.

– Почему не было выводов по произведению?

– Они слышали разные суждения, пусть выберут и доказывают свою позицию сами.

Прошло много лет, но не забылся образ внимательного, умного, свободного учителя, работающего без давления, с огромным уважением к каждому ученику. Не забылось и ощущение свободы и любви, которыми дышал класс.

Литература – особый предмет школьного образования. Она формирует мировоззрение человека и его нравственные ценности.

Первое прочтение книги юным читателем – личное прочтение! Он погружен в произведение, у него рождается собственный анализ ситуации, представление о герое: воображение рисует его облик, ум продолжает рассуждения, анализирует поступки. Он определяет свое, личностное отношение к прочитанному; возникает чувство прекрасного, идет процесс творчества, сотворчества читателя и автора.

И... в это время мы, учителя, четко формулируемготовые выводы, раскрываем характер героя, мастерство автора, авторскую позицию... – процесс творчества, и все личностное разрушено. Нет уже желания читать, особенно произведения, которые "изучаются" в школе, ограничивается развитие личности, самостоятельность ее мысли, свежесть и сила чувства. Мы "бомбардируем" учеников идеями, проблемами, к которым они часто равнодушны, даем готовые знания и стремимся добиться повторения сказанного с цитатамииз произведения, часто совсем не интересуясь личностным восприятием ученика, его внутренним миром.

В ситуации душевного кризиса, в котором пребывает большинство населения нашей страны, сужения человеческого сознания, когда одномерность, упрощенность, несвобода стали основными проявлениями в обществе, именно в этой ситуации литературный текст (художественный, исторический, философский) становится главным в развитии человеческого сознания, человеческого духа. Именно эта материя слова, сотканная из вечных вопросов, проблем, идей, пронизывающих историю человеческой мысли, может помочь учащемуся открыть глубины своего сознания. Любой человек откликается на слово, но каждый – на свое. Уметь найти это слово, услышать отклик на него – вот главная задача педагога-словесника.

Учащемуся необходимо свободно осмыслить впервые прочитанное произведение, подойти к нему с позиций нового времени, а мы торопимся "навязать" свое представление, сложившееся из критики и литературоведения прошлого, не давая права на личную оценку, собственную точку зрения.

Дайте возможность ребятам обдумать, обсудить в процессе совместной работы совсем противоположные, полярные идеалы и способы поведения, различное понимание назначения человека, смысл его жизни, сформировать личную позицию, может быть, и не похожую на нашу. Ученик должен не бояться ее изложить, доказывать, спорить и раскрывать себя. В его проявлении мы увидим и наши удачи и неудачи. Тогда ученику будет интересно читать, он будет чувствовать и понимать, что "и про него эта история".

Не правдали, нам самим интересно читать книги по литературоведению с не схожими толкованиями, прочтениями произведения? Какие разные подходы к анализу творчества Пушкина у Гуковского и Бонди, Устюжанина и Непомнящего, Эйдельмана и Лотмана; к творчеству Достоевского – у Бахтина, Белкина, Корякина и других; а у Белого, Манна, Золотусского – к Гоголю. Интересно именно столкновение разных позиций и точек зрения на одно и то же произведение. Это будоражит мысль. Преподавание, как и чтение, становится творческим.

Всесторонне обдумать произведение, найти в нем противоречия, свойственные жизни, посмотреть на знакомое с неожиданной стороны – это не уместится ни в какой план, ни в какой ЕГЭ, это творчество вместе с ребятами – живая и быстрая реакция на их часто неожиданные суждения.

Урок по роману М. Шолохова "Поднятая целина". Вопрос ученика: "Почему такое антисоветское произведение могло быть напечатано при Сталине?" – Мое удивление. Я же помню: "Подвиг коммунистов в романе "Поднятая целина"". Прошу обосновать суть вопроса.

Ученик: Давыдов работает среди казаков, которых он не знает, не понимает, не любит, наконец. Волочится за женой своего "друга" Нагульнова. Неестественны его "потуги" на пашне. Нагульнов контужен, Шолохов описывает, как тускнеют его глаза, как он теряет самообладание, как начинается припадок. Разметнов с портфельчиком прячется от бабьего бунта в сарай к козлу деда Щукаря.

А партийные собрания в конце произведения?! – сплошная пустая болтовня, пустая трата времени. Вот как о новой жизни говорит дед Щукарь: "Грехи наши тяжкие с такой неустроенной жизней! Все идет по-новому да все с какой-то непонятиной, с вывертами, как у хорошего плясуна".

А гибель? Зачем надо было одним идти в дом Островнова, зная, что там вооруженные враги?

После лирических страниц о гибели коммунистов – юмористическая, о смерти козла деда Щукаря?!

"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Собакевич. Мы-то знаем, какой он отвратительный. И восклицание Гоголя: "Эх, если бы все кулаки…" А что "если бы (ударение на бы)"? Как это воспринимают ученики современного мира? – Похож на медведя, много ест, наступает на ноги, но… мало ли кто на кого похож, кто сколько ест…

Надо смотреть суть. Ни об одном чиновнике города он не сказал ничего хорошего, все негодяи и мошенники, и не верит он никому. Но как много он сказал хорошего о мужиках: и знает всех по именам, и природные способности каждого знает и ценит, и на заработки отпускает, и живут все в хороших избах, и сам он пишет список крестьян наизусть. Нет, если бы все помещики так занимались своим хозяйством, … "Эх, если бы все кулаки…".

Но у нас, учителей, уже наготове: "Кто кулак, тому не разогнуться в ладонь… придумает такое постановление, что многим "солоно придется"". Или "грабил бы ты казну…".

Но не убеждают эти авторские слова учеников, они считают, что Собакевич выполняет свою социальную роль поместного дворянина. Он сам наживается? Конечно… А наши государственные чиновники, которые грабят народ, казну, придумывают нелепые законы? Но ученики считают, что это уже не о Собакевиче, а о чиновничестве.

А. Пушкин. "Дубровский". Помню, с каким чувством, чуть не со слезами читали мы у Пушкина: "Дубровский! Вы опоздали!.."

А сейчас мои ученики, анализируя текст, доказывают, что никуда Дубровский не опоздал. Маша не выполнила ни одного совета из тех, которые давал Дубровский ей в беседке. Почему? Почему об отказе выйти замуж за Верейского она сообщила отцу в последний момент, когда Троекуров в силу своего характера отступить уже не мог? А в гостях у Верейского она с интересом слушала его рассказы, любовалась, как дитя, фейерверком в ее честь и, как хозяйка, разливала всем чай. Что мог дать ей Дубровский? Она – дочь своего отца, только воля ее подавлена деспотическим воспитанием, она боится отца, но жизненные ценности ее традиционно барские. Да и брат ее при первом напоминании о розгах рассказывает все, предавая сестру, и он не виноват, что воспитан трусом. В отличие от него рыжий мальчишка ничего не боится, сочиняет небылицы, но все же… все же Троекуров говорит, что он "поймал Дубровского"? Почему? Что он знает об особенности народа, крестьянских детей? Проблема отцов и детей, проблема воспитания раскрываются Пушкиным глубоко психологически, хотя не так резко, как у Тургенева.

Не мешайте первому восприятию, первому чтению ваших учеников, не торопитесь со своими "правильными" выводами, тогда можно будет удивляться, радоваться новым мыслям, понимать чувства современных юношей и девушек. Побудите их к самостоятельному творчеству – чтению.

И.В. Тандит,заслуженный учитель РФ, г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль