В статье предложена экспериментальная методика оценки деятельности учителя. Ее применение поможет администрации ОУ составить объективное представление о профессиональной компетенции педагогических работников, а учителям – в систематическом анализе собственной деятельности и ведении портфолио.
- Расчет рейтинга учителя
- Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников
- Диагностическая карта "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
- Анкета "Самообразование педагогов"
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта – это важнейший и своеобразный инструмент преодоления существующих в работе трудностей, стимул самосовершенствования. Развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Для приобщения педагогов к систематическому самоанализу профессиональной деятельности методическая служба нашей гимназии в 2006/2007 учебном году разработала Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников (приложение 1 ) и методику расчета рейтинга учителя, позволяющие оценить результативность учебной и внеклассной работы по предмету, научно-методическую деятельность учителя и своевременное выполнение им поручений.
Расчет рейтинга учителя
Расчет рейтинга учителя R(у) осуществляется по следующей формуле:
R(у)=Rу+Rв+Rм+Rа, где
- Rу – результативность работы учителя по предмету;
- Rв – результативность внеклассной работы по предмету;
- Rм – результативность научно-методической деятельности учителя;
- Rа – рейтинг учителя у администрации (исполнительская дисциплина).
Каждый из этих компонентов состоит из нескольких показателей.
Rу=Кзн+Кдн, где
- Кзн – средний балл качества знаний обучающихся по предмету по всем классам учителя;
- Кдн – позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года (до 3 баллов при росте качества знаний, по 1 баллу за каждый учебный год).
Rв=Гк+Мк+Рк+Вк+Вп, где
- Гк – оценка за призовые места учащихся в гимназических конкурсах, олимпиадах и т. д. (за 1-е место – 2, за 2-е – 1, за 3-е – 0,5 балла);
- Мк – оценка за призовые места учащихся в муниципальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 4, за 2-е – 3, за 3-е – 2 балла);
- Рк – оценка за призовые места учащихся в региональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 5, за 2-е – 4, за 3-е – 3 балла);
- Вк – оценка за призовые места учащихся на всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 5, за 2-е – 4, за 3-е – 3, за лауреата – 2, за участника – 1 балл);
- Вп – оценка за проведение учителем внеклассной работы по предмету (в рамках своего образовательного учреждения – 3, в рамках параллели – 2, в рамках одного класса – 1 балл).
Rм=M1+ M2+M3+M4+M 5+M6+M7+M8+M9, где
- M1 – оценка за участие в профессиональных конкурсах, например "Учитель года" (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
- M2 – оценка за предоставление материалов выступлений на педагогических советах, семинарах, конференциях (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
- M3 – оценка за участие в работе предметных методических объединений;
- M4 – оценка за предоставление материалов на методическую выставку (в рамках гимназического фестиваля педагогических инноваций – 1 балл за материал, на муниципальном уровне – 2 балла);
- M5 – оценка за обобщение опыта (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
- M6 – оценка за опубликованные методические материалы (в печатном издании – 2, в электронном – 1 балл);
- M7 – оценка за участие в работе НОУ гимназии (2 балла);
- M8 – оценка за составление и систематическое заполнение индивидуального плана научно-методической деятельности учителя (3 балла);
- M9 – использование современных образовательных технологий, в т. ч. информационнокоммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (3 балла).
Rа=А1+А2+А3+А4+А5+А6, где
- А1 – оценка за оформление документации в соответствии с рекомендациями (до 3 баллов);
- А2 – оценка за соблюдение трудовой дисциплины (от "-1" балл до "+1" балл);
- А3 – оценка за санитарное состояние кабинета (от "-1" балл до "+1" балл);
- А4 – оценка за отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и учащихся (от "-1" балл до "+1" балл);
- А5 – оценка за своевременное выполнение поручений (от "-1" балл до "+1" балл);
- А6 – оценка за посещение общешкольных мероприятий (педагогический совет, совещание, семинар) – до 5 баллов при 100% посещаемости.
- В результате расчет рейтинга учителя осуществляется по следующей формуле:
R(у)=Кзн+Кдн+Гк+Мк+Рк+Вк+Вп+M1+M2+M3+M4+M5+M6+M7+M8+M9+А1+А2+А3+А4+А5+А6
Основная задача предложенной методики – подготовка учителей к необходимости систематического самоанализа и ведению портфолио. Это позволяет решать многие проблемы, возникающие при аттестации, и осуществлять рефлексию и самооценку собственной деятельности. В рамках подтверждения и повышения своей квалификационной категории педагогу приходится анализировать свою деятельность за 3–5 лет, показывая при этом свой профессиональный рост и уровень практического владения методическим мастерством. Чтобы облегчить эту работу, необходимо иметь план собственной самореализации, который обеспечивает мотивацию к самообразованию, совершенствованию профессиональной подготовки.
Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, включает в себя диагностику, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеурочной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи. Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Чтобы оценить готовность учителей к инновационной деятельности, нами была разработана специальная диагностическая карта (приложение 2 ).
Для ознакомления педагогического коллектива гимназии с рекомендациями по ведению портфолио, составлению индивидуального плана, с критериями и методикой расчета рейтинга учителя были проведены специальные обучающие семинары.
На семинаре "Самоанализ педагогической деятельности" педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты "Самообразование педагогов" (приложение 3 ). Анализ анкет показал, что большинству учителей план самообразования нужен, чтобы:
- знать цель, к которой идти;
- планомерно достигать поставленные цели;
- готовиться к аттестации.
Около 2% опрошенных отметили, что самообразованием нужно заниматься, но делать это по плану очень сложно.
Планируя работу над своей методической темой, многие педагоги определяют проблему, формулируют тему, цели, задачи, изучают литературу, а также связывают эту деятельность с разработкой материалов уроков, заданий, итоговых тестов. Очень важно не забывать о тесной связи теории и практики. Так, 2% опрошенных практически не испытывают трудностей при работе над индивидуальной темой самообразования. Для 3% педагогов основные трудности связаны с организацией работы и ее регулярностью. Во многом сказывается недостаток времени.
В целом самообразование педагогов является важным фактором, обеспечивающим успех в работе гимназии.
Чтобы показать, как можно оценить вклад каждого педагога в работу МО в 2006/2007 учебном году, нами впервые по итогам участия обучающихся гимназии в первом (гимназическом) туре предметных олимпиад был составлен рейтинг учителей. Такой анализ проводится и в 2008/2009 учебном году. В состав методической службы гимназии входит 9 МО, в т. ч. 7 предметных. В таблице представлена выборка из общих результатов.
Таблица
Рейтинг учителей в рамках МО по итогам предметных олимпиад
Участник |
Учебный год |
Критерии |
|||||
Кол-во участников / баллы |
Кол-во 1-х мест / баллы |
Кол-во 2-х мест / баллы |
Кол-во 3-х мест / баллы |
Всего баллов |
Рейтинг |
||
МО учителей русского языка |
|||||||
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
39 / 19,5 |
– |
– |
– |
19,5 |
III место |
2007/2008 |
47 / 23,5 |
3 / 9 |
3 / 6 |
3 / 3 |
41,5 |
I место |
|
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
29 / 14,5 |
1 / 3 |
1 / 2 |
1 / 1 |
20,5 |
II место |
2007/2008 |
20 / 10 |
1 / 3 |
4 / 8 |
1 / 1 |
22 |
III место |
|
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
32 / 16 |
1 / 3 |
2 / 4 |
4 / 4 |
27 |
I место |
2007/2008 |
29 / 14,5 |
2 / 6 |
2 / 2 |
4 / 4 |
26,5 |
II место |
|
МО учителей начальных классов |
|||||||
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
9 / 4,5 |
– |
1 / 2 |
– |
6,5 |
III место |
2007/2008 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
4 /2 |
3 / 9 |
1 / 2 |
– |
13 |
I место |
2007/2008 |
3 / 1,5 |
2 / 6 |
– |
1 / 1 |
8,5 |
II место |
|
Ф.И.О. учителя |
2006/2007 |
6 / 3 |
2 / 6 |
1 / 2 |
– |
11 |
II место |
2007/2008 |
3 / 2,5 |
– |
2 / 4 |
3 / 3 |
9,5 |
I место |
За каждого участника олимпиады педагог получил 0,5 балла. Умение привлечь школьников к участию в олимпиаде по своему предмету тоже является подтверждением педагогического мастерства учителя. Каждое призовое место оценивалось в 3, 2 или 1 балл за 1-е, 2-е или 3-е место соответственно. Количество баллов суммируется. Рейтинг педагога лучше всего определять в рамках МО.
Не все педагоги сразу согласились с рейтинговой оценкой эффективности своей работы. Даже в условиях введения стимулирующей оплаты за эффективность педагогической деятельности остается много противников такого подхода. Однако анализ эффективности собственной работы в рамках МО позволил каждому педагогу наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности.
Рейтинг педагога в рамках МО учит его самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные затруднения. Администрации это облегчает понимание системы работы учителя, его профессионального роста и уровня владения методологическим мастерством.
Проведенная в рамках гимназии работа по системе оценивания педагогов имела свои результаты: изменилось отношение учителей к портфолио, самообразованию, стало больше участников конкурсов профессионального мастерства, появились победители приоритетного национального проекта "Образование".
ПОЛОЖЕНИЕ
о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников
Приложение 1
1. Общие положения
1.1. Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических и руководящих работников МОУ "Гимназия № 6" г. Губкина Белгородской области (далее – Положение) распространяется на деятельность всех педагогических работников ОУ, осуществляющих профессиональную деятельность.
1.2. Положение утверждается на заседании научно-методического совета гимназии после обсуждения с педагогами, руководителями МО и творческих групп.
2. Основные функции, цели, задачи и принципы использования рейтинговой системы оценки деятельности педагогов
2.1. Основная функция рейтинга в гимназии – диагностика и оценка условий труда воспитателей.
2.2. Цель – получение объективной информации о состоянии качества работы МО, творческих групп, педагогов.
2.3. Основные задачи:
2.3.1. Самооценка деятельности педагогов;
2.3.2. Самооценка деятельности гимназии с целью определения возможного рейтинга ОУ в образовательном пространстве Губкинского городского округа.
2.4. В основу рейтинговой оценки деятельности педагогов положены принципы:
2.4.1. Открытости и прозрачности определения рейтинга;
2.4.2. Учета индивидуальных особенностей профессионального развития педагогов;
2.4.3. Повышение потенциала внутренней оценки и самооценки каждого педагога.
3. Составляющие рейтинговой системы оценки деятельности педагогов
3.1. Определение рейтинга педагогов осуществляется посредством:
3.1.1. Самооценки деятельности за определенный период времени;
3.1.2. Системы внутригимназического контроля.
3.2. Организационная структура, занимающаяся интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию гимназии, руководителей МО, научно-методический совет.
3.3. При определении рейтинга педагогов учитываются:
3.3.1. Результативность работы учителя по предмету (Rу);
3.3.2. Результативность внеклассной работы по предмету (Rв);
3.3.3. Результативность научно-методической деятельности учителя (Rм);
3.3.4. Исполнительская дисциплина (Rа).
4. Организация и технология определения рейтинга педагогических работников гимназии
4.1. Объектами определения рейтинга педагогов являются успешная реализация образовательной программы, учебные и внеаудиторные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов.
4.2. Общая формула для определения рейтинга педагогов может быть представлена в следующем виде: R(у)=Rу+Rв+Rм+Rа.
4.3. Периодичность определения рейтинга педагогов гимназии – 2 раза в год (декабрь – январь, май – июнь)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
Приложение 2
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
№ |
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Мотивационнотворческая направленность личности |
||||||
1 |
Заинтересованность в творческой деятельности |
|
|
|
|
|
2 |
Стремление к творческим достижениям |
|
|
|
|
|
3 |
Стремление к лидерству |
|
|
|
|
|
4 |
Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации |
|
|
|
|
|
5 |
Личная значимость творческой деятельности |
|
|
|
|
|
6 |
Стремление к самосовершенствованию |
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|||||
II. Креативность педагога |
||||||
7 |
Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления |
|
|
|
|
|
8 |
Стремление к риску |
|
|
|
|
|
9 |
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям |
|
|
|
|
|
10 |
Способность к самоанализу, рефлексии |
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|||||
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности |
||||||
11 |
Владение методами педагогического исследования |
|
|
|
|
|
12 |
Способность к планированию экспериментальной работы |
|
|
|
|
|
13 |
Способность к созданию авторской концепции |
|
|
|
|
|
14 |
Способность к организации эксперимента |
|
|
|
|
|
15 |
Способность к коррекции своей деятельности |
|
|
|
|
|
16 |
Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов |
|
|
|
|
|
17 |
Способность к сотрудничеству |
|
|
|
|
|
18 |
Способность творчески разрешать конфликты |
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|||||
IV. Индивидуальные особенности личности учителя |
||||||
19 |
Работоспособность в творческой деятельности |
|
|
|
|
|
20 |
Уверенность в себе |
|
|
|
|
|
21 |
Ответственность |
|
|
|
|
|
Всего: |
|
Спасибо!
Обработка результатов
На основе полученных результатов делаются выводы:
- о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
- среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
- низком уровне – менее 55 баллов.
АНКЕТА
"Самообразование педагогов"
Приложение 3
Инструкция: Уважаемые коллеги! Ответьте на предложенные вопросы:
- Нужен ли учителю план самообразования? Почему? Обоснуйте свое мнение.
- Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с проблемами образовательного учреждения?
- Планируете ли вы исследовательскую работу? В чем она заключается?
- Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Порекомендуйте своим коллегам наиболее интересные работы.
- Как вы планируете этапы работы над своей темой самообразования?
- Какие трудности вы испытываете при работе над индивидуальной темой самообразования? Как преодолеваете их? Какая и чья помощь вам необходима?
Спасибо!
Обработка результатов: Анализ ответов педагогов и выделение в соответствии с ним проблемных зон.
Е.И. Бабина,
учитель английского языка, зам. директора по научно-методической работе МОУ "Гимназия № 6", г. Губкин Белгородской области
Источник: www.menobr.ru