Рейтинговая система оценивания педагогов

16007

В статье предложена экспериментальная методика оценки деятельности учителя. Ее применение поможет администрации ОУ составить объективное представление о профессиональной компетенции педагогических работников, а учителям – в систематическом анализе собственной деятельности и ведении портфолио.

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта – это важнейший и своеобразный инструмент преодоления существующих в работе трудностей, стимул самосовершенствования. Развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

 Для приобщения педагогов к систематическому самоанализу профессиональной деятельности методическая служба нашей гимназии в 2006/2007 учебном году разработала Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников (приложение 1 ) и методику расчета рейтинга учителя, позволяющие оценить результативность учебной и внеклассной работы по предмету, научно-методическую деятельность учителя и своевременное выполнение им поручений.

Расчет рейтинга учителя

Расчет рейтинга учителя R(у) осуществляется по следующей формуле:

R(у)=Rу+Rв+Rм+Rа, где

  • – результативность работы учителя по предмету;
  • – результативность внеклассной работы по предмету;
  • – результативность научно-методической деятельности учителя;
  • – рейтинг учителя у администрации (исполнительская дисциплина).

Каждый из этих компонентов состоит из нескольких показателей.

Rу=Кзн+Кдн, где

  • Кзн – средний балл качества знаний обучающихся по предмету по всем классам учителя;
  • Кдн – позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года (до 3 баллов при росте качества знаний, по 1 баллу за каждый учебный год).

Rв=Гк+Мк+Рк+Вк+Вп, где

  • Гк – оценка за призовые места учащихся в гимназических конкурсах, олимпиадах и т. д. (за 1-е место – 2, за 2-е – 1, за 3-е – 0,5 балла);
  • Мк – оценка за призовые места учащихся в муниципальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 4, за 2-е – 3, за 3-е – 2 балла);
  • Рк – оценка за призовые места учащихся в региональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 5, за 2-е – 4, за 3-е – 3 балла);
  • Вк – оценка за призовые места учащихся на всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (за 1-е место – 5, за 2-е – 4, за 3-е – 3, за лауреата – 2, за участника – 1 балл);
  • Вп – оценка за проведение учителем внеклассной работы по предмету (в рамках своего образовательного учреждения – 3, в рамках параллели – 2, в рамках одного класса – 1 балл).

Rм=M1+ M2+M3+M4+M 5+M6+M7+M8+M9, где

  • M1 – оценка за участие в профессиональных конкурсах, например "Учитель года" (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
  • M2 – оценка за предоставление материалов выступлений на педагогических советах, семинарах, конференциях (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
  • M3 – оценка за участие в работе предметных методических объединений;
  • M4 – оценка за предоставление материалов на методическую выставку (в рамках гимназического фестиваля педагогических инноваций – 1 балл за материал, на муниципальном уровне – 2 балла);
  • M5 – оценка за обобщение опыта (на уровне гимназии – 1, на муниципальном уровне – 2, региональном – 3, всероссийском – 4 балла);
  • M6 – оценка за опубликованные методические материалы (в печатном издании – 2, в электронном – 1 балл);
  • M7 – оценка за участие в работе НОУ гимназии (2 балла);
  • M8 – оценка за составление и систематическое заполнение индивидуального плана научно-методической деятельности учителя (3 балла);
  • M9 – использование современных образовательных технологий, в т. ч. информационно­коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (3 балла).

Rа=А1+А2+А3+А4+А5+А6, где

  • А1 – оценка за оформление документации в соответствии с рекомендациями (до 3 баллов);
  • А2 – оценка за соблюдение трудовой дисциплины (от "-1" балл до "+1" балл);
  • А3 – оценка за санитарное состояние кабинета (от "-1" балл до "+1" балл);
  • А4 – оценка за отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и учащихся (от "-1" балл до "+1" балл);
  • А5 – оценка за своевременное выполнение поручений (от "-1" балл до "+1" балл);
  • А6 – оценка за посещение общешкольных мероприятий (педагогический совет, совещание, семинар) – до 5 баллов при 100% посещаемости.
  • В результате расчет рейтинга учителя осуществляется по следующей формуле:

R(у)=Кзн+Кдн+Гк+Мк+Рк+Вк+Вп+M1+M2+M3+M4+M5+M6+M7+M8+M9+А1+А2+А3+А4+А5+А6

Основная задача предложенной методики – подготовка учителей к необходимости систематического самоанализа и ведению портфолио. Это позволяет решать многие проблемы, возникающие при аттестации, и осуществлять рефлексию и самооценку собственной деятельности. В рамках подтверждения и повышения своей квалификационной категории педагогу приходится анализировать свою деятельность за 3–5 лет, показывая при этом свой профессиональный рост и уровень практического владения методическим мастерством. Чтобы облегчить эту работу, необходимо иметь план собственной самореализации, который обеспечивает мотивацию к самообразованию, совершенствованию профессиональной подготовки.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, включает в себя диагностику, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеурочной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи. Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Чтобы оценить готовность учителей к инновационной деятельности, нами была разработана специальная диагностическая карта (приложение 2 ).

Для ознакомления педагогического коллектива гимназии с рекомендациями по ведению портфолио, составлению индивидуального плана, с критериями и методикой расчета рейтинга учителя были проведены специальные обучающие семинары.

На семинаре "Самоанализ педагогической деятельности" педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты "Самообразование педагогов" (приложение 3 ). Анализ анкет показал, что большинству учителей план самообразования нужен, чтобы:

  • знать цель, к которой идти;
  • планомерно достигать поставленные цели;
  • готовиться к аттестации.

Около 2% опрошенных отметили, что самообразованием нужно заниматься, но делать это по плану очень сложно.

Планируя работу над своей методической темой, многие педагоги определяют проблему, формулируют тему, цели, задачи, изучают литературу, а также связывают эту деятельность с разработкой материалов уроков, заданий, итоговых тестов. Очень важно не забывать о тесной связи теории и практики. Так, 2% опрошенных практически не испытывают трудностей при работе над индивидуальной темой самообразования. Для 3% педагогов основные трудности связаны с организацией работы и ее регулярностью. Во многом сказывается недостаток времени.

В целом самообразование педагогов является важным фактором, обеспечивающим успех в работе гимназии.

Чтобы показать, как можно оценить вклад каждого педагога в работу МО в 2006/2007 учебном году, нами впервые по итогам участия обучающихся гимназии в первом (гимназическом) туре предметных олимпиад был составлен рейтинг учителей. Такой анализ проводится и в 2008/2009 учебном году. В состав методической службы гимназии входит 9 МО, в т. ч. 7 предметных. В таблице представлена выборка из общих результатов.

Таблица

Рейтинг учителей в рамках МО по итогам предметных олимпиад

Участник

Учебный год

Критерии

Кол-во участников / баллы

Кол-во 1-х мест / баллы

Кол-во 2-х мест / баллы

Кол-во 3-х мест / баллы

Всего баллов

Рейтинг

МО учителей русского языка

Ф.И.О. учителя

2006/2007

39 / 19,5

19,5

III место

2007/2008

47 / 23,5

3 / 9

3 / 6

3 / 3

41,5

I место

Ф.И.О. учителя

2006/2007

29 / 14,5

1 / 3

1 / 2

1 / 1

20,5

II место

2007/2008

20 / 10

1 / 3

4 / 8

1 / 1

22

III место

Ф.И.О. учителя

2006/2007

32 / 16

1 / 3

2 / 4

4 / 4

27

I место

2007/2008

29 / 14,5

2 / 6

2 / 2

4 / 4

26,5

II место

МО учителей начальных классов

Ф.И.О. учителя

2006/2007

9 / 4,5

1 / 2

6,5

III место

2007/2008

Ф.И.О. учителя

2006/2007

4 /2

3 / 9

1 / 2

13

I место

2007/2008

3 / 1,5

2 / 6

1 / 1

8,5

II место

Ф.И.О. учителя

2006/2007

6 / 3

2 / 6

1 / 2

11

II место

2007/2008

3 / 2,5

2 / 4

3 / 3

9,5

I место

За каждого участника олимпиады педагог получил 0,5 балла. Умение привлечь школьников к участию в олимпиаде по своему предмету тоже является подтверждением педагогического мастерства учителя. Каждое призовое место оценивалось в 3, 2 или 1 балл за 1-е, 2-е или 3-е место соответственно. Количество баллов суммируется. Рейтинг педагога лучше всего определять в рамках МО.

Не все педагоги сразу согласились с рейтинговой оценкой эффективности своей работы. Даже в условиях введения стимулирующей оплаты за эффективность педагогической деятельности остается много противников такого подхода. Однако анализ эффективности собственной работы в рамках МО позволил каждому педагогу наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности.

Рейтинг педагога в рамках МО учит его самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные затруднения. Администрации это облегчает понимание системы работы учителя, его профессионального роста и уровня владения методологическим мастерством.

Проведенная в рамках гимназии работа по системе оценивания педагогов имела свои результаты: изменилось отношение учителей к портфолио, самообразованию, стало больше участников конкурсов профессионального мастерства, появились победители приоритетного национального проекта "Образование".

наверх

ПОЛОЖЕНИЕ
о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников

Приложение 1

1. Общие положения

1.1. Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических и руководящих работников МОУ "Гимназия № 6" г. Губкина Белгородской области (далее – Положение) распространяется на деятельность всех педагогических работников ОУ, осуществляющих профессиональную деятельность.

1.2. Положение утверждается на заседании научно-методического совета гимназии после обсуждения с педагогами, руководителями МО и творческих групп.

2. Основные функции, цели, задачи и принципы использования рейтинговой системы оценки деятельности педагогов

2.1. Основная функция рейтинга в гимназии – диагностика и оценка условий труда воспитателей.

2.2. Цель – получение объективной информации о состоянии качества работы МО, творческих групп, педагогов.

2.3. Основные задачи:

2.3.1. Самооценка деятельности педагогов;

2.3.2. Самооценка деятельности гимназии с целью определения возможного рейтинга ОУ в образовательном пространстве Губкинского городского округа.

2.4. В основу рейтинговой оценки деятельности педагогов положены принципы:

2.4.1. Открытости и прозрачности определения рейтинга;

2.4.2. Учета индивидуальных особенностей профессионального развития педагогов;

2.4.3. Повышение потенциала внутренней оценки и самооценки каждого педагога.

3. Составляющие рейтинговой системы оценки деятельности педагогов

3.1. Определение рейтинга педагогов осуществляется посредством:

3.1.1. Самооценки деятельности за определенный период времени;

3.1.2. Системы внутригимназического контроля.

3.2. Организационная структура, занимающаяся интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию гимназии, руководителей МО, научно-методический совет.

3.3. При определении рейтинга педагогов учитываются:

3.3.1. Результативность работы учителя по предмету (Rу);

3.3.2. Результативность внеклассной работы по предмету (Rв);

3.3.3. Результативность научно-методической деятельности учителя (Rм);

3.3.4. Исполнительская дисциплина (Rа).

4. Организация и технология определения рейтинга педагогических работников гимназии

4.1. Объектами определения рейтинга педагогов являются успешная реализация образовательной программы, учебные и внеаудиторные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов.

4.2. Общая формула для определения рейтинга педагогов может быть представлена в следующем виде: R(у)=Rу+Rв+Rм+Rа.

4.3. Периодичность определения рейтинга педагогов гимназии – 2 раза в год (декабрь – январь, май – июнь)

наверх

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"

Приложение 2

Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.

Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационно­творческая направленность личности

1

Заинтересованность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

2

Стремление к творческим достижениям

 

 

 

 

 

3

Стремление к лидерству

 

 

 

 

 

4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

 

 

 

 

 

5

Личная значимость творческой деятельности

 

 

 

 

 

6

Стремление к самосовершенствованию

 

 

 

 

 

Всего:

 

II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

 

 

 

 

 

8

Стремление к риску

 

 

 

 

 

9

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

 

 

 

 

 

10

Способность к самоанализу, рефлексии

 

 

 

 

 

Всего:

 

III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности

11

Владение методами педагогического исследования

 

 

 

 

 

12

Способность к планированию экспериментальной работы

 

 

 

 

 

13

Способность к созданию авторской концепции

 

 

 

 

 

14

Способность к организации эксперимента

 

 

 

 

 

15

Способность к коррекции своей деятельности

 

 

 

 

 

16

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

 

 

 

 

 

17

Способность к сотрудничеству

 

 

 

 

 

18

Способность творчески разрешать конфликты

 

 

 

 

 

Всего:

 

IV. Индивидуальные особенности личности учителя

19

Работоспособность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

20

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

21

Ответственность

 

 

 

 

 

Всего:

 

 Спасибо!

Обработка результатов

На основе полученных результатов делаются выводы:

  • о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
  • среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
  • низком уровне – менее 55 баллов.

наверх

АНКЕТА
"Самообразование педагогов"

Приложение 3

Инструкция: Уважаемые коллеги! Ответьте на предложенные вопросы:

  1. Нужен ли учителю план самообразования? Почему? Обоснуйте свое мнение.
  2. Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с проблемами образовательного учреждения?
  3. Планируете ли вы исследовательскую работу? В чем она заключается?
  4. Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Порекомендуйте своим коллегам наиболее интересные работы.
  5. Как вы планируете этапы работы над своей темой самообразования?
  6. Какие трудности вы испытываете при работе над индивидуальной темой самообразования? Как преодолеваете их? Какая и чья помощь вам необходима?

Спасибо!

Обработка результатов: Анализ ответов педагогов и выделение в соответствии с ним проблемных зон.

Е.И. Бабина,
учитель английского языка, зам. директора по научно-методической работе МОУ "Гимназия № 6", г. Губкин Белгородской области

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль