"Формировать мировоззрение младших школьников чрезвычайно сложно, особенно в наше время",– Т.А. Волнейкина

2279

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. У каждого учителя свой подход к решению этих сложных вопросов. О собственном видении проблемы рассказала в интервью нашему корреспонденту Людмиле Пронозе учитель начальных классов МОУ "Катуаровская средняя общеобразовательная школа" Дмитровского района Московской области Т.А. Волнейкина.

Уважаемая Татьяна Александровна! Воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений современной педагогики. Расскажите о Вашем отношении к этому и, в частности о роли нравственного воспитания.

На мой взгляд, современная отечественная педагогика развивается по трем основным направлениям. Первое направление имеет целью модернизировать педагогические технологии, ориентированные на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Второе направление характеризуется введением личностно-ориентированных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания. Третье направление связано с духовным обогащением общества. Например, обращение к православной традиции в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, весьма актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. Вспомним слова К.Д. Ушинского, который говорил, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания. Таким образом, младшего школьника информируют о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.

Расскажите, какие формы нравственного, в т. ч. православного, воспитания Вы используете в работе.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, посещение музеев.

Проводимые нами в течение всего учебного года экскурсии имеют различные цели. Своеобразной школой нравственного воспитания является посещение с разрешения родителей учащихся святых мест Подмосковья и Центрального региона России.

Как известно, сегодня в Русской Православной Церкви более 27 тысяч приходов, а в Подмосковье, в Московской епархии – более одной тысячи. Там есть свои воскресные школы для детей. Некоторые из них насчитывают несколько сотен учеников, а где-то в отдаленном селе батюшка ведет занятия всего лишь для нескольких детей.

Так, в прошлом учебном году мы отправились на экскурсию в Свято-Алексеевскую пустынь в Ярославской области. Поехали только те, кому это было интересно, группа состояла из 40 человек – детей из разных классов и родителей.

Мы посетили храм, присутствовали на литургии, побывали в домовой церкви, в нескольких музеях, которые расположены на территории Свято-Алексеевской пустыни. Особенно поразили ребят кадетский корпус и интернат, где живут мальчики-кадеты и девочки – будущие сестры милосердия. Многие из них – сироты или дети из многодетных семей. Угощали нас и трапезой – бесплатно, как всех путников, приходящих в храм, названный в честь святого Алексия, человека Божьего. А сколько восторга вызвали у ребят медведи, живущие в вольере на территории храма! Оказывается, их, совсем крохотных, нашли брошенными в лесу. Служители и живущие здесь ребята вырастили медвежат.

Неизгладимое впечатление оставило посещение в Переславском районе Никитского монастыря, где находятся мощи святого Никиты Столпника. Из рассказа экскурсовода ребята узнали о его жизни, обретении его мощей. Мы побывали у источника Никиты Столпника, умылись святой водой.

Хотелось бы сказать еще об одном экспериментальном начинании. В этом году мы начали изучать краеведение Подмосковья. Побывали в музее-заповеднике в Дмитровском Кремле, посетили собор и часть экспозиций музейного комплекса. У нас намечен еще ряд экскурсий по Дмитрову. Мы используем полученные знания при изучении истории родного края. Такие экскурсии помогают учителю пробудить в школьниках чувство патриотизма, внушить необходимость бережного отношения к истории России.

На базе Вашего образовательного учреждения функционирует родительский клуб "Светлячок". Расскажите о нем подробнее.

У многих родителей существует потребность обсудить в диалоге друг с другом, учителями и детьми, что же является наиболее важным в воспитании детей, поэтому они с готовностью откликаются на приглашение прийти в класс, поделиться собственным опытом, размышлениями, воспоминаниями, пообщаться с детьми вне дома, посмотреть на них со стороны. Такие встречи сближают родителей друг с другом и с детьми. Так, по инициативе родительского комитета 1 "А" класса в сентябре 2006 г. Был создан клуб "Светлячок", который стал площадкой для общения детей, педагогов и родителей. Общность интересов и жизненных ценностей семей наших учеников служит хорошей основой для нравственного воспитания.

Подробно остановлюсь на одном из заседаний клуба "Светлячок", в ходе которого участники решили осуществить интересное мероприятие – посадить на территории школы деревья – "Сад нашего детства". Каждому человеку хочется сделать что-то хорошее на благо нашей земли, а еще – когда-нибудь прийти в родную школу и встретиться с учителями и одноклассниками. Наши родители и ребята решили, что таким местом должен стать школьный сад. Эту идею поддержали многие, в том числе администрация и другие классы. Сейчас "Сад нашего детства" приносит первые плоды – красные гроздья молодой рябины радуют глаз всех, кто идет в школу. Ребята ухаживают за своими именными саженцами и с гордостью говорят: "Это наш сад!" Так мы решаем две задачи: воспитываем у детей уважение к труду, в частности физическому, и учим их позитивно оценивать результаты своей работы. Достижение результата – основа формирования гармоничной личности, а труд для ребенка – условие полноценного психического развития.

Также очень важен ежемесячный диалог с родителями, который я начинаю с подведения итогов работы за указанный период и заканчиваю рассказом о предстоящей в будущем месяце работе. Родители постоянно должны быть в курсе того, чем заняты их дети в школе – как на уроках, так и вне учебного процесса.

В клубе определен примерный план внеклассной работы, намечены темы заседаний: "День знаний", "Праздник Букваря", "Посвящение в ученики", традиционные "Новый год", "23 февраля", "8 марта".

Какие другие мероприятия помогают Вам в формировании базовых нравственных ценностей учеников?

Ежегодно в нашей школе проводится рождественский праздник – литературно-музыкальная композиция "Рождественская сказка". Со временем появились и другие праздники. Так, 22 марта, в день весеннего равноденствия, мы отметили праздник "Сороки" – день, в который в древности встречали весну на Руси. Другой праздник, который мы отметили, – Пасха. В этот день мы пригласили на собрание клуба "Светлячок" настоятеля Николо-Прозоровского храма иеромонаха отца Платона. В сценарий праздника были включены короткие рассказы о жизни Иисуса Христа.

Конечно, мы попросили отца Платона рассказать о Пасхе и ответить на вопросы присутствующих. Стало неожиданностью, что ребята больше часа, не переставая, задавали свои вопросы. Их интересовало все: зачем мы живем, что такое церковь, почему нет вечной жизни, что такое любовь и т. д. Эти сложные, порой философские, вопросы требовали серьезного и подробного ответа. Диспут затянулся, но никто не спешил уходить.

Главной задачей, которую мы ставим перед собой в данном случае, является успешное формирование базовых ценностей личности учеников – уважение к семье, воспитание патриотических чувств, отношение к учению и познанию мира как важнейшей ценности человеческой культуры. Ведь согласно статистике сегодня более 60% населения нашей страны тем или иным образом связывают себя с православной традицией.

Летний отдых детей также организуется Вами с позиций православного воспитания?

Отец Платон предложил нашим школьникам принять участие во время летних каникул в Православном детском лагере. Я поддержала это предложение. Этот лагерь был открыт при Николо-Прозоровском храме четыре года назад. Летом в лагере работают три смены, дети живут при церкви, в специальном доме со всеми удобствами. Воспитатели лагеря – служители храма и родители. Пребывание в лагере бесплатное. Ребята живут здесь, полностью соблюдая все церковные каноны.

Об этом сразу предупреждают родителей, потому что далеко не в каждой семье знают молитвы или, например, крестятся, садясь кушать.

Находясь в летнем православном лагере (многие учащиеся уже провели там два лета подряд), ребята изучают азы православной религии, учатся молиться, соблюдают посты, несут послушание, причащаются. Для них организовываются как паломнические поездки, так и чисто светские мероприятия: теннисные турниры, футбольные состязания, катание на лодках, купание в реке, рыбная ловля и другие. В лагере работают кружки чтецов, певцов, ставятся кукольные спектакли.

Вечерами у костра исполняются песни, дети слушают рассказы о житии святых, при желании могут рассказать о своих приключениях.

За время пребывания в лагере ребята побывали на экскурсиях в Третьяковской галерее, храме Христа Спасителя, в Хотьково, где кроме Покровского Хотькова монастыря можно посетить расположенные неподалеку музей-усадьбу Абрамцево и село Радонеж. Дети побывали в Троице-Сергиевой лавре, три дня провели в Нило-Столобенской (Ниловой) пустыни на озере Селигер, где жили в палатках, посетили Годеново и другие святые места. Все это способствует приобретению нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, прививает интерес к нравственным проблемам, пробуждает стремление к оценочной нравственной деятельности, а главное – помогает школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения, выработать нравственные взгляды.

В чем Вы определяете задачи нравственного воспитания современных школьников?

Формировать мировоззрение младших школьников чрезвычайно сложно, особенно в наше время, для которого характерно отрицание какой-либо идеологии и единого мировосприятия. На мой взгляд, основная задача нравственного воспитания в современной России – соединение поколений, помощь детям и родителям в обретении счастья и единства в семье, осознании смысла труда на благо любимого Отечества.

Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии участникам XI Международных Рождественских образовательных чтений: "Судьба России, ее будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству".

Подводя итог, я хотела бы отметить две идеи, которые мне особенно дороги в нашей образовательной работе. Первая идея – это приобщение детей к святыням русского народа, восстановление связей с культурными корнями. Хочется воспитать их так, чтобы они осознавали себя частью великой страны, любили ее, дорожили ее прошлым, хотели трудиться на благо своей Родины. Строя работу на культурологической основе через интересные для их возраста формы, мы ненавязчиво помогаем детям обрести глубокую связь с Родиной. Вторая идея – сохранение особенностей характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе своей она христианская. Ее суть – желание активного творческого добра не только для себя и своих близких, но и для чужих людей.

И еще одна важная, на мой взгляд, задача стоит перед педагогами – сохранить чистую детскую душу в сегодняшнем мире. К счастью, человеку свыше дана сила, влекущая его к добру и не принимающая зло. Мы называем ее совестливостью. Совместно с родителями мы пытаемся сохранить в детях это естественное нравственное начало.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль