Развитие диалогической речи младшего школьника

5772

Овладение диалоговой речью занимает важное место в системе работы по развитию коммуникативных навыков детей. Как развить в ребенке стремление к общению, на что педагогу необходимо обращать особое внимание при обучении детей ведению диалога – рассказывает автор статьи.

Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями.

Для того чтобы перечисленные умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе возникнут сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом и развитием связной речи детей, он сможет вывести их на уровень свободного общения в диалоге. При этом учитель надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему? Наверное, объективные причины кроются в неумении детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.

Рассмотрим и сравним понятия "развитие речи" и "развитие речевой деятельности", так часто отождествляемые педагогами.

Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь умения диалогические, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в младшем школьном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Сначала дадим определения понятий "речь" и "речевая деятельность".

Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру: потребности и мотивы; цели; условия и средства достижения целей; действия, операции, входящие в способы достижения целей; результат.

Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Этим занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Заметьте, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Подразумевается, что ребенок должен сначала овладеть определенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Педагоги в большинстве своем надеются, что если они обогатят словарный запас ребенка, научат уместному употреблению синонимов, дадут схему построения текста (высказывания), то при дальнейшем обучении он сможет участвовать в диалоге, свободно и виртуозно владеть навыками его ведения.

Но откуда берется уверенность в том, что все должно получиться автоматически? Каким образом диалог возникнет сам собой? Почему мы забываем о диалоге как особой – первичной – форме речи ребенка?

Впоследствии педагоги среднего звена негодуют на педагогов начального – не научили дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве) и пытаются сходу навязать диалог в 5-м и последующих классах. Но, к сожалению, "готовых" диалогичных детей не бывает. Не следует их путать с детьми, умеющими просто поддержать беседу "о погоде" и ответить на вопросы фронтального характера.

Представьте, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что и как говорить, умеет подобрать синонимы, построить предложение, текст. Но упорно молчит, не вступает в диалог. Что делать в такой ситуации? Необходимо вспомнить о мотивах, о потребности ребенка говорить. К сожалению, мы не поддерживаем и не развиваем эту потребность. Придерживаясь тематических планов, не учитываем потребности детей в диалоге.

Мы забываем, что диалогу тоже учат, не ожидая, когда ребенок будет сам готов к нему. Он изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей своего возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Ребенок инициативен – стремится вступить в разговор, но взрослые нередко пресекают эти попытки, не доверяя его субъектному речевому опыту. Они делают замечания по поводу корявых детских фраз, советуют сначала научиться говорить, обогатить словарь, освоить построения фраз, уместно употреблять синонимы и только после этого дискутировать, отстаивать свою точку зрения в группе, классе. В результате нежелание выслушать то, чем хотел поделиться ребенок, приводит к потере интереса с его стороны к диалогу.

Потом мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это важнейшая задача педагога начальной школы.

Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо).

Таким образом, развитие речи – это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.

Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи.

Общеизвестно, что младший школьный возраст – период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в учебном диалоге.

Стремление детей спрашивать мотивировано естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт.

Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не "хорошо отвечающего", а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только учителя, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.

Приведем пример организации педагогом работы по развитию у детей начальных классов инициативы в спрашивании и зарождению диалога.

Педагог: Ребята, я составила предложение из четырех слов. Назову их: "оса", "догонять", "шмель", "полосатый". Составьте мое предложение.
(В первый раз надо все пояснить.) Слова даны так, как пишут ученые в словарях – называется исходная, начальная форма. Вы же изменяйте слова так, как мы употребляем их в речи. Например, есть слова "мама", "купать", "маленький", "дочка". Составьте предложение, изменив слова так, как мы говорим. Согласна с вами: "Мама купает маленькую дочку".

Конечно, не надо забывать и о том, что на уроках вы с детьми достаточно составляли предложений до того момента, как приступите к выполнению этого задания.

Если это период обучения грамоте, то для читающих детей слова могут быть написаны печатными буквами на доске. Для остальных можно приготовить предметные картинки с нарисованными осой и шмелем; слово "полосатый" уже не забудется – на картинках оно в изображении самих насекомых, останется только напоминать про глагол, если при составлении предложения дети будут забывать его.

Дети предлагают варианты, но не угадывают предложения педагога. Принимаются все варианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка (словесная, не путайте с отметкой): "неправильно", "неверное предложение, подумай еще", "да разве может быть такое предложение?" и др.

В отсутствии оценки высказываний детей также проявляется ваша диалогичность, дети должны раз и навсегда почувствовать, что их мнение имеет право на существование, оно такое же равнозначное, как и мнение взрослого, но свое, детское. Поэтому не спешите оценивать, иначе вновь вся работа (начиная с самооценки – рефлексия, контроль), которая должна проводиться ребенком, будет проведена вами. Как можно потом, забрав с самого начала все в свои руки, упрекать детей в несамостоятельности, безынициативности? Педагог может использовать следующие фразы.

Педагог: Интересное предложение, но мое другое… Такое предложение имеет право на существование, но это не мое – у меня другое… Необычное предложение ты составил! Но все же не такое, как у меня… Педагог: Можно сразу однозначно угадать мое предложение?
Дети убеждаются в том, что нельзя угадать предложение взрослого. Педагог: Да, ребята, гадать, наверное, не стоит. А как же узнать, какое я предложение составила?

Если вдруг найдется ребенок, который сам скажет, что надо у вас спросить что-то относительно задуманного вами предложения, то можно с радостью аплодировать! Ребенку. Значит, есть инициатива! Пусть он выскажется неграмотно, путано, но вы поддержите его: "Да, я согласна, можно спросить у меня про предложение, задать мне вопросы". Если нет…

Педагог: Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю? (Вопросы.) И? (Пауза.) Согласна, вы тоже можете мне задать вопросы.

В зависимости от особенностей детей можно попробовать предложить им обсудить в парах, небольших группах, о чем можно спросить педагога. Можно работать и всем вместе.

Все возможные вопросы детей педагог принимает и фиксирует любым доступным для детей способом: схематическими рисунками, значками и др. Можно вовлечь детей в отыскание способа фиксирования мнений. После фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.

Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению:

Дети: В вашем предложении кто догоняет – шмель или оса? Педагог: Отвечаю: "Шмель". Дети: Кто у вас "полосатый"? Педагог: Отвечаю: "Оса". Дети: Шмель один? Педагог: Отвечаю: "Много". Дети: А сколько ос? Педагог: Отвечаю: "Одна". Педагог: Составьте мое предложение! Дети: Шмели догоняют полосатую осу! Педагог: Верно! Ваши вопросы помогли это сделать.

Допустимо, что дети могут спрашивать так, как спрашивается: "Кто кого догоняет?", "Много их там, шмелей?" и т. д. Главное – чтобы остальным детям и педагогу был понятен смысл вопроса. Во 2–4-х классах эти же вопросы будут звучать уже по-иному: "Кто выполняет действие в вашем предложении?"; «Слово "полосатый" – признак подлежащего?»; «Слово "шмель" стоит в форме единственного или множественного числа?»; "Действие происходит сейчас или в прошлом (будущем) времени?" и т. д.

Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества, учить этому детей, тогда диалог будет не просто лишь формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), но именно диалогом продуктивным, направленным на совместное с педагогом и сверстниками решение задач.

В сознании педагогов, к сожалению, почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на занятии, уроке вопросу. В детской ошибке обычно усматривают "недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета" (Г.А. Цукерман).

В приложении представлен урок русского языка в 1-м классе, взятый из реальной практики (по экспериментальным исследованиям Г.А. Цукерман и ее сотрудников). На примере данного урока можно рассмотреть процесс сохранения педагогом предметности учебного сотрудничества. Такая ситуация может возникнуть и на занятиях в детском саду, и на уроках в начальной школе в период обучения грамоте.

Данный урок наглядно показывает как, материализуя разные точки зрения, учитель помог классу решить сразу четыре задачи:

  • потренироваться в звуковом анализе;
  • увидеть разницу звуков и букв;
  • уловить разницу значения и звучания слова (задача нетривиальная для детей с наивным, натуральным языковым сознанием, для которых "слово прозрачно для предмета");
  • обнаружить, что за разными ответами стоят умные, правильные мысли, что ошибочных ответов нет, но бывают ответы на незаданные вопросы.

Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман). Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на уроке они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…". Стоит только исключить педагогу из своей речи глаголы в прошедшем времени: "ВстаЛИ…", "ДостаЛИ учебники…" и отражать в словах факт своего сопричастия к учению, совместного сотрудничества: "ОткроЕМ тетради… ЗапишЕМ число…", как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.

Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к ребенку, как к чистому листу бумаги, вы сможете организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим ученикам, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями.

Приложение

Урок русского языка в 1-м классе (Идет работа по звуковому анализу, буквы еще не вводились.)

Учитель: Сколько звуков в слове "пять"? Посчитайте звуки и покажите ответ пальчиками.

(Одни дети поднимают три пальца, другие – четыре, третьи – пять. Учитель фиксирует на доске все три ответа и просит сторонников каждой точки зрения доказать свою правоту.)

Учитель: Ваня, докажи нам, что "пять" – правильный ответ на мой вопрос. Посчитай вслух.

Ваня (считает, загибая пальцы): Раз, два, три, четыре, пять.

Учитель: Ребята, хорошо Ваня считает до пяти? Он не сбивался со счета?

Дети: Нет, он хорошо считал.

Учитель: Мне тоже понравилось, как Ваня считал. Ставлю ему за это плюс. А вы заметили, что считал Ваня?

Дети: Пальцы.

Учитель (фиксирует ответ на доске и поясняет): Я пишу: "Ваня хорошо считал пальцы". Спасибо, Ваня, ты нам отлично показал, как у тебя получился ответ "пять". Рита, у тебя получился ответ "четыре". Докажи нам, что ты права. Посчитай вслух.

Рита: Пэ, я, тэ, мягкий знак.

Эта девочка в отличие от большинства детей уже умеет писать, но путает буквы и звуки. Учитель одобряет ответ Риты, фиксирует его на доске и объясняет для других.

Учитель: Рита уже умеет писать. Она правильно назвала все буквы в слове "пять". Я записала ее ответ. Давайте вместе посчитаем буквы. (Дети хором считают буквы, убеждаются, что Рита права).

Учитель: У Феди получился ответ "три". Федя, докажи всем, что ты тоже прав. Посчитай вслух.

Федя: [п’-а-т’].

(Ответ Феди учитель тоже фиксирует на доске, обозначая звуки привычными детям значками:
l – гласный, n – согласный. Класс хором повторяет звуки, пересчитывает их, соглашается,
что Федя посчитал верно.)

На доске:

3                 4                                  5                     

n l n            п я т ь                        Рисунок кисти руки

1 2  3          1 2 3 4                         с пронумерованными пальцами

Учитель: Видите, все посчитали правильно. Все научились считать. Но почему получились разные ответы?

Тимоша: Три звука, четыре буквы и пять пальцев.

Учитель: Видите, все считали разное. А теперь самое трудное. Что же я просила посчитать? Слушайте мой первый вопрос: «Сколько звуков в слове "пять"? Кто из детей ответил на мой вопрос?»

Н.А. Песняева,
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль