Проблема кукол-монстров: актуальность и решения

1191
Проблема кукол-монстров: актуальность и решения

В последнее десятилетие в детских магазинах появилось огромное количество страшных игрушек для детей и проблема кукол-монстров с каждым годом становится все более актуальной. В большинстве своем они являются персонажами мультфильмов и становятся персонажами режиссерской игры. Среди наиболее популярных можно отметить героев мультсериалов «Монстр Хай», «Клуб Винкс: школа волшебниц», «Человек-паук», «Бен-10», «Бакуган», «Франкенвини» и др. В большинстве своем такие персонажи внешне уродливы, их части тела диспропорциональны, сами образы несут в себе явные признаки агрессии, перенесенных страданий или образы смерти. Некоторые из таких игрушек могут проделывать различные устрашающие движения, спецэффекты, издавать звуки. Как же решается проблема кукол-монстров, остро стоящая перед родителями дошкольников?

Большинство страшных игрушек для детей и игр с ними наполнены сюжетами сражения и преодоления, ввиду чего проблема кукол-монстров и приобрела такую актуальность. Однако в этих играх герой борется не с реальными трудностями и врагами, а с вымышленными. Зачастую образ врага носит собирательный характер – «я сражаюсь со Злом». У такого Зла может не быть конкретного воплощения, особенностей, характеристик. Сражение с таким Злом носит характер тотального уничтожения. В ход идут все возможные средства борьбы: оружие, включая сверхсекретное и невидимое, множество приспособлений, колдовство, ругательства, физическая сила. Основная цель – сражение, борьба, но за кого и против кого конкретно она развернулась – зачастую неясно.

Проблема кукол-монстров во многом заключается в том, что у ребенка на определенном этапе развития существует потребность в контакте с темными сторонами жизни, преодолении зла, встрече со страхами и игре в страшное. Однако это не является центральной линией развития и зачастую носит индивидуальный характер.

Очень важно, какую позицию по отношению к проблеме кукол-монстров занимает взрослый и как он реагирует на ее появление в группе или игровой комнате. Следует помнить, что для детей 3–4 лет игрушка очень часто является переходным объектом.

Переходный объект – термин, введенный для обозначения роли любимых ребенком предметов, например игрушек, которые нужны ему для того, чтобы комфортно чувствовать себя в отсутствие матери.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Сцилла и Харибда – в древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива и губившие мореплавателей. «Находиться между Сциллой и Харибдой» – положение, при котором опасность угрожает с обеих сторон.

Часто переходный объект символизирует связь между ребенком и матерью и наделяется качествами обоих. К такой игрушке у малыша особое отношение. Он привязан к ней, она является важной опорой для его хорошего самочувствия и психологического комфорта. Ее изъятие, особенно в ситуации адаптации к детскому саду, после болезни или длительного отсутствия в детском саду, в ситуации семейной нестабильности, может оказать сильное травмирующее воздействие и привести к серьезным последствиям. В то же время разрешение взять игрушку в группу ставит под угрозу мирное и бесконфликтное общение детей или проведение занятия. Проблема кукол-монстров ставит педагогов в положении «между Сциллой и Харибдой»: невозможно ни отнять такую игрушку, ни разрешить взять ее в группу. В этом случае может помочь лишь правильная эмоциональная реакция взрослого.

Проблема кукол-монстров заключается и в том, что резкая реакция отрицания возможности взаимодействия с ними («Какой ужас! Немедленно убери это!») порождает у детей прямо противоположную реакцию – желание проводить с такими игрушками как можно больше времени. В ситуации, когда ребенок принес из дома, возможно, самого популярного героя сегодняшнего экрана или своего любимчика, такая реакция повлечет за собой резкое разрушение психологического контакта между воспитателем и ребенком. Поэтому лучше решить проблему кукол-монстров эмоционально нейтральным комментарий типа: «Да… и такое бывает». Чем меньше эмоциональной и социальной подпитки получает данный персонаж, тем менее привлекательным становится он для ребенка.

Дальнейшие решения проблемы проблемы кукол-монстров заключаются в определении места, которое данный персонаж занимает в жизни конкретного ребенка и пространстве группы. Если игрушка эмоционально значима, следует подумать о положении малыша в группе. Скорее всего, он пытается привлечь к себе внимание такой игрушкой и за счет нее улучшить свое положение среди сверстников. Поэтому следует поддержать самого ребенка, обратить внимание на его сильные стороны.

Что касается сомнительного героя, то в любом случае доброжелательно стоит найти ему оптимальное место в группе детского сада – своеобразную «рекреацию» для его существования. Решая проблему кукол-монстров таким способом, педагог четко обозначит границы допустимого в социальном пространстве взаимодействия детей и в обустройстве игрового пространства. Специальная полка на стене или в детском шкафчике будет вполне подходящим местом. В любом случае действия педагога должны быть эмоционально вовлеченными, заинтересованными и уверенными. Не стоит поддаваться на привычный для ребенка сценарий – спонтанно игрушкой нападать, рычать, драться. Лучше доброжелательно остановить за руку, мягко фиксировать и попросить познакомиться (или уверенно предложить занять почетное место: вот как здесь хорошо, все сверху видно!).

Проблема кукол-монстров заключается и в том, что часто дети эмоционально привязываются к популярной игрушке, даже не рассмотрев ее внимательно. В этом случае необходимо обратить их внимание на то, каковы реальные и воображаемые качества игрушки. Можно вместе рассмотреть части ее тела, цвет лица или кожи, размер глаз, их выражение, особенности выражения лица (морды), расспросить о характере, предпочтениях. При этом используются самые простые вопросы о том, что любит или чего не любит этот персонаж, чем он питается, где спит, с кем дружит, чего боится… Вполне возможно, что ребенок и не знал ничего о своем любимце, либо, наоборот, привносил в него черты других героев и проблема кукол-монстров разрешится сама собой.

Такие расспросы помогут самому ребенку лучше узнать свою игрушку, создать ее новый образ, определить место и назначение. В некоторых случаях детализация образа помогает найти истинное место страшной игрушки в игре детей. Так, кровожадный монстр может оказаться трусливым зверем, который боится лечения или воды. «Вылечив» такого персонажа, дети либо меняют свое отношение к герою, либо просто утрачивают интерес к нему. Проблема кукол-монстров успешно решена.

Проблема кукол-монстров также может заключаться в единственной возможности ребенка заявить другим людям о своем недовольстве, выразить свою агрессию и отрицательные чувства. Страшные игрушки для детей могут являться отражением социального положения ребенка в группе, быть его защитником, выразителем его страхов или сомнений, недовольства, протеста, разнообразных противоречивых чувств. Также возможен вариант, когда страшные игрушки для детей являются носителем силы и выступает в качестве защитника. Все перечисленные состояния свидетельствуют о том, что главным решением проблемы кукол-монстров является внимание со стороны взрослых, которого не хватает ребенку.

Во многих играх страшные игрушки для детей найдут себе вполне подходящее место, а при умелом воздействии взрослого смогут играть и терапевтическую роль для выражения отрицательных эмоций, злости, жадности, ярости или страха. Животные с умеренно выраженными агрессивными признаками (зубами, когтями) и человекоподобные злодеи помогут ребенку выразить подобные эмоции. И это будет здоровой альтернативой наигранной доброте и лживой «хорошести» в пользу реальных чувств и переживаний ребенка.

В любом случае периодическое включение «монстра» в настоящую сюжетную игру с приданием ему соответствующего характера, конкретных действий и отношений с другими персонажами будет наилучшим способом «приручения» такового и использования в группе детского сада.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль