Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС

52694

Несмотря на то, что мониторинг в ДОУ сегодняшними нормативными документами не рекомендуется, в дошкольных организациях проводится оценка индивидуального развития воспитанников. В каких формах её допустимо проводить? Какие данные должны быть представлены в результатах? Как педагогическая диагностика может помочь в выборе направлений развития ребёнка?

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 ФГОС ДО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде таблицы педагогической диагностики по ФГОС в ДОУ, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, педагогическая диагностика на сегодняшний день не предполагается, и даже запрещена нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Проведение мониторинга в ДОУ в индивидуальном порядке предусматривается также авторами проектов примерных основных программ дошкольного образования, в частности в программах:

  • «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
  • «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой),
  • «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой),
  • «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцева),
  • «На крыльях детства» (под ред. Н.В. Микляевой),
  • «Детский сад – дом радости» (автор – Н.М. Крылова),
  • «Мозаика» (авторы – В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева).

Оценка развития дошкольника

Оценка развития ребенка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать совершенствование личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления образования (образовательные области).

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Таким образом, педагогическая диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС, представленная в виде таблиц, может заключаться в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей: 

  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое;
  • социально-коммуникативное развитие в ДОУ.

Оценка индивидуального развития дошкольников может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления личности дошкольника, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в учебном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Проведение мониторинга в ДОУ и педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за развитием каждого ребенка в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Для исследовательской работы используются диагностические карты в ДОУ по ФГОС.

Мониторинг развития ребенка в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого дошкольника фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • не сформирован;
  • находится в стадии становления;
  • сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности дошкольника выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его уровень на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста. В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели становления личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Результаты педагогической диагностики в ДОУ по ФГОС

Данные мониторинга в ДОУ должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить образовательные области, в рамках освоения которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики показателей становления личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия результатов диагностики дошкольников в ДОУ (в виде таблиц), не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

ФГОС ДО
Скачать в .docx

На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред

Читайте также по теме ФГОС в ДОУ:

Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО

Иван Кириллов, канд. психол. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль