Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития

18888

Использование авторской методики психолого-педагогического обследования позволит провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и выявить отклонения в их умственном развитии для оказания каждому ребенку индивидуальной коррекционной помощи.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная.Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданийучитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенкаважной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является"диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Оценка познавательной деятельности

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания(согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания– самостоятельно или после обучения (показа, подражая действиям взрослого).

Обучение в процессе диагностического обследованияосуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т. е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельностиопределяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

наверх

Количественная оценка действий ребенка

Наряду с качественной оценкой действиям ребенка дается количественная оценка (по четырехбалльной шкале). Она проводится следующим образом:

1 баллдается в тех случаях, когда ребенок не принимает задание, не выделяет его цели, в условиях диагностического обучения ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании;

2 балла– ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, при обследовании действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла– ребенок принимает задание, но при его выполнении испытывает трудности, в процессе диагностического обследования действует правильно, а после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания;

4 балла– ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание, стремится к положительному результату.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:

  • присутствие родителей (лиц, их заменяющих);
  • налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;
  • предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития, который сравнивается с количеством баллов, характерным для нормально развивающихся детей данного возраста (34–40 баллов).

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только "актуальный", но и потенциальный уровень его развития (т. е. "зону ближайшего развития"). При выявлении отклонений в познавательном развитии ребенка для уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует проанализировать результаты аппаратных (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядер­но-маг­нитно-резонансная томография) и генетических (клинико-ге­неа­логический, мо­ле­ку­лярно-генетический, цитогенетический) методов исследования.

Задания для обследования

Наименование задания

Возраст

2 г.–2 г. 6 м.

2 г. 6 м.–3 г.

1. Лови шарик

+

+

2. Спрячь шарик:

  • две коробочки;
  • три коробочки

+

+

3. Разборка и складывание матрешки:

  • двухсоставная;
  • трехсоставная

+

+

4. Разборка и складывание пирамидки:

  • из трех колец;
  • из четырех колец

+

+

5. Парные картинки:

  • две;
  • четыре

+

+

6. Цветные кубики:

  • два (красный, желтый (или белый));
  • четыре (красный, желтый (или белый), зеленый, синий)

+

+

7. Разрезные картинки:

  • из двух частей;
  • из трех частей

+

+

8. Конструирование из палочек:

  • "молоточек" (из двух палочек);
  • "треугольник" (из трех палочек)

+

+

9. Достань тележку:

  • скользящая тесемка;
  • скользящая и одна ложная тесемки

+

+

10. Нарисуй:

  • дорожку;
  • домик

+

+

наверх

Задания для обследования

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей от 2 лет до 2 лет 6 мес., а также от 2 лет 6 мес. до 3 лет.

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста представлена в приложении.

Данные обследования заносятся в бланк результатов.

наверх

Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы

На основе анализа данных обследования разрабатываются рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Так, дети первой, второй и третьей групп, у которых отмечаются трудности в выполнении предложенных заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи. Помощь может быть организована в группах кратковременного пребывания или ранней помощи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов, в реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогического сопровождения и коррекции и др. При этом должны быть созданы следующие педагогические условия:

  • коррекционная направленность предметно-развивающей среды;
  • индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • систематические занятия с каждым ребенком;
  • включение родителей в педагогический процесс.

Детям четвертой группы показано посещение дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Для каждой из групп детей важно определить содержание коррекционно-педагогических занятий.

Бланк результатов обследования

Ф.И. ребенка_____________ , ___ лет

Наименование задания

Оценка в баллах

1. Лови шарик

2. Спрячь шарики

3. Разбор и складывание матрешки

4. Разборка и складывание пирамидки

5. Парные картинки

6. Цветные кубики

7. Разрезные картинки

8. Конструирование из палочек

9. Достань тележку

10. Нарисуй

Итого

Группа

Примечание.Детей, получивших в результате выполнения заданий, 10–12 баллов, относят кпервой группе; 13–23 балла – ковторой группе; 24–33 балла – ктретьей группе; 34–40 баллов – кчетвертой группе.

наверх

Содержание занятий для детей первой группы

Детей первой группы, получивших 10–12 баллов, необходимо учить:

  • эмоционально реагировать на обращение к ним близких взрослых;
  • выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие;
  • понимать цели действия.

Детям следует развивать внимание и фиксацию взгляда, обучать действиям хватания одной и двумя руками, следить взглядом за перемещающимся предметом.

Комплексное обследование ребенка позволяет определить образова-тельный маршрут коррекционно-педагогической работы с ним.

Кроме того, с детьми нужно проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание); а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, развитие координационных способностей, умения удерживать равновесие.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого с речевым сопровождением.

наверх

Содержание занятий для детей второй группы

У детей второй группы, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. В первую очередь, сотрудничества ребенка со взрослым. Важно сформировать способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательные жесты; навык работы по образцу и словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств; на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной активности.

При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей и пальцев рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей является формирование у них ори­ен­тировочно-познавательной деятельности – развитие практического ориентирования в свойствах и качествах предметов. Главное помнить, что дети сначала учатся различать предметы и их свойства на основе образа и лишь затем фиксируют образ в слове. Дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе является развитие речи, которое осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях.

Кроме того, коррекционная работа должна быть направлена на формирование у детей интереса к предметно-игровым действиям, а также предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию).

Важно сформировать у детей интереск игровым действиям с сюжетными игрушками, умение положительно взаимодействовать сосверстниками.

Необходимо помнить, что у всех детей с отклонениями в умственном развитии надо формировать правильное поведение в определенной ситуации. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

наверх

Содержание занятий для детей третьей группы

У всех детей третьей группы, получивших 24–33 балла, необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, вызывать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом важно вызывать интерес к сюжетной игре и продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию, конструированию).

Важным направлением в коррекционной работе с детьми третьей группы является формирование у них целостного представления об окружающей действительности, о человеке и взаимодействиях между людьми, знакомство с деятельностью человека. Во всех случаях проводится коррекционная работа по развитию коммуникативных способностей и речи детей. Таким образом, создается специфическая система включения речи каждого ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

наверх

Приложение

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2–3 лет)

I.Деревянные игрушки:

  1. Желобок – 1 шт. (длина 30 см).
  2. Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12´ 9; 10 ´ 6; 6 ´ 4).
  3. Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам).
  4. Две матрешки (трехсоставные).
  5. Две пирамидки – из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цвета, но разного размера).
  6. Цветные кубики – 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).
  7. Тележка с кольцом – 1 шт. (через кольцо продета тесьма).

II.Пластмассовые игрушки:

  1. Шарик-погремушка (1шт.), диаметр 4´ 5 см.
  2. Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки).
  3. Набор цветных фломастеров (6 основных цветов).

III.Список иллюстративного материала:

  1. Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка).
  2. Разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части (мяч); вторая пара – одна из картинок разрезана на три части (чайник).
  3. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.
  4. Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).

наверх

Е.А. Стребелева,
д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами  в развитии учреждения РАО "Институт коррекционной педагогики"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль