Подготовка начальной школы к введению нового стандарта

9463

Для успешного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения необходимо правильно организовать предварительную работу в образовательном учреждении. Она должна включать в себя анализ готовности школы к деятельности в новых условиях и разработку комплекса необходимых управленческих мероприятий. Опытом подготовки к переходу на новый стандарт делятся авторы статьи.

Начиная подготовку к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее – стандарт), администрация МБОУ "СОШ № 3" г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – школа) провела SWOT-анализ существующих условий для перехода учреждения на работу по новому стандарту. Результаты SWOT-анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

наверх

Результаты SWOT-анализа деятельности начальной школы

1

2

Сильные стороны учреждения

Укомплектованность педагогическими кадрами.

Достаточный уровень квалификации педагогических работников.
Наличие:
  • базисного учебного плана, примерных программ учебных дисциплин;
  • плана научно-методических семинаров с ориентацией на проблемы введения нового образовательного стандарта (внутришкольное повышение квалификации педагогов);
  • системы работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

 

Результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья.

Способность педагогов применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования в целом соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Обеспеченность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем предметам основной образовательной программы начального общего образования.

Привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг (предусмотренных уставом школы) в порядке, установленном законодательством РФ в области образования.

Возможность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в т. ч. детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и соответствует законодательству РФ.

Доступ образовательного учреждения к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т. ч. размещенным в Интернете

Слабые стороны учреждения

Образовательная программа начальной школы не разработана в полном объеме.
Отсутствие:
  • пакета диагностических материалов по контрольно-оценочной деятельности;
  • персонифицированной базы данных динамики личностного роста обучающихся;
  • преемственности при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;
  • плана-графика введения нового стандарта в начальной школе;
  • данных запроса обучающихся и их родителей об организации времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса;
  • системы включения обучающихся в процесс преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления;
  • необходимых помещений: актового зала, бассейна, зала для лечебной физкультуры, кабинета информатики, игровых комнат для обучающихся;
  • целевой учебно-методической информационной базы начальной школы;
  • банка современных образовательных технологий деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий;
  • локальных актов, регламентирующих установление заработной платы учителям начальных классов;
  • возможности получения, создания и использования информации различными способами всеми участниками образовательного процесса (поиск информации в Интернете, работа в библиотеке и др.).

Недостаточное кадровое обеспечение вспомогательных служб.
Школа не привлекает в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Возможности, существующие
во внешней среде

Заинтересованность в результатах образовательного процесса: родителей обучающихся, органов местного самоуправления, учреждений дополнительного образования города.

Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.

Изучение общественного мнения по вопросу введения нового стандарта и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования.

Проведение публичного отчета образовательного учреждения о результатах внедрения нового стандарта в начальной школе

Угрозы,
существующие
во внешней среде

Отсутствие: системы взаимодействия школы с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма в целях создания учебно-развивающей и здоровьесберегающей среды; моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности; внешней методической и мотивационной подготовки педагогических и руководящих кадров к внедрению стандарта.

Неготовность общественности к участию в разработке основной образовательной программы начального общего образования.

Неготовность обучающихся, их родителей к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Риск недостаточного финансирования школы для исполнения требований нового стандарта

 

По результатам SWOT-анализа деятельности начальной школы было выявлено, что школа обладает ресурсами, необходимыми для организации перехода на новый стандарт. Также был проведен мониторинг готовности образовательной среды школы к работе в новых условиях (табл. 2).

Таблица 2

наверх

Мониторинг готовности образовательной среды школы
к работе в новых условиях

Объект мониторинга

Выявленная проблема

1

2

Нормативно-правовое обеспечение

Организация учебно-воспитательного процесса
в соответствии со следующими документами:

Отсутствие следующих документов:

  • основной образовательной программы начального общего образования учреждения;
  • плана-графика введения нового стандарта в начальной школе;
  • списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом.

Нормативная база начальной школы не соответствует требованиям нового стандарта

Наличие следующих документов:

  • лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • Устава образовательного учреждения;
  • режима урочных и внеурочных занятий;
  • должностных инструкций, составленных в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками;
  • локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работникам образовательного учреждения, в т. ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;
  • дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • плана методической работы, обеспечивающего сопровождение перехода на новый образовательный стандарт;
  • договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей;
  • медико-гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования

 

Финансово-экономическое обеспечение

Наличие в начальной школе систем:

  • мотивации и стимулирования труда педагогических кадров;
  • оплаты труда учителей начальных классов в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

Отсутствие изменений:

  • в Положении об оплате труда учителей начальных классов;
  • Положении о стимулирующих выплатах учителям начальных классов;
  • дополнительных соглашениях к трудовому договору с педагогическими работниками в соответствии с требованиями нового стандарта

Организационное обеспечение

Организация:

  • участия органов государственно-общественного управления:
  • – в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • – формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • участия обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования;
  • взаимодействия школы с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями;
  • эффективного управления образовательным учреждением администрацией с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • демократизации образования и всей образовательной деятельности, в т. ч. через развитие форм государственно-общественного управления;

Отсутствие:

  • координации деятельности администрации, управляющего совета и вспомогательных служб учреждения по организации внедрения нового стандарта;
  • организации взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей;
  • рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта;
  • взаимодействия школы и органов государственно-общественного управления при проектировании основной образовательной программы начального образования;
  • критериальной оценки деятельности педагогических работников школы
  • реализации права выбора педагогическими работниками:
    – методик обучения и воспитания;
    – 
       методов оценки знаний обучающихся;
    –    различных форм образовательной деятельности обучающихся;
  • критериальной оценки:
    – результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
    – деятельности педагогических работников школы

 

Кадровое обеспечение

Укомплектованность школы педагогическими кадрами.

Уровень квалификации педагогических и иных работников школы.

Диссеминация (распространение) педагогического опыта учителей.

Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов

Отсутствие специалистов:

  • психолога для сопровождения инновационных процессов;
  • учителя-дефектолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Отсутствие рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников с учетом требований стандарта

Информационное обеспечение

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в т. ч. работ обучающихся и педагогов, на информационных носителях.

Фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в т. ч. дистанционное, через Интернет.

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете

Отсутствие информирования общественности о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт

Материально-техническое обеспечение

Организация:

  • учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими, противопожарными правилами и нормами;
  • работы педагогического коллектива в соответствии с нормами охраны труда;
  • беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Наличие списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом.

Наличие помещений:

  • предназначенных для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками;
  • актового зала;
  • спортивных залов, бассейна

Отсутствие кабинета информатики для начальной школы, актового зала, бассейна.

Недостаточное оснащение учебных кабинетов интерактивными досками, электронными образовательными ресурсами, доступом в Интернет

 

 

Исследования позволили выявить внутренние и внешние риски.

Анализ рисков представлен в табл. 3.

Таблица 3

наверх

Анализ рисков в процессе перехода школы на новый стандарт

Риски

Способы минимизации

Негативное отношение общественности
к введению нового образовательного стандарта

Информирование общественности о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт.

Мотивация общественности к участию в процессе введения стандарта

Срыв реализации вариативной модели учебного плана, предполагающей включение в него часов внеурочной деятельности

Изучение запросов обучающихся на организацию внеурочной деятельности.

Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования

Неэффективное управление процессом введения стандарта

Организация аналитико-диагностического обеспечения оценки изменений условий подготовки к введению нового стандарта

Несоблюдение принципов преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Разработка плана мероприятий по обеспечению преемственности формирования УУД детей дошкольного и младшего школьного возраста

Недостаточное для исполнения требований стандарта финансирование школы

Составление сметы образовательного учреждения с учетом требований стандарта.

Привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Недостаточная внешняя методическая и мотивационная подготовка педагогических и руководящих кадров к введению стандарта

Обновление программы методического сопровождения учителей.

Организация эффективной внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров с ориентацией на проблемы введения стандарта

 

Следующим этапом внедрения стандарта стала разработка комплекса управленческих мер для обеспечения успешного перехода на новый стандарт и подготовки каждого участника учебно-воспитательного процесса к успешному введению нового стандарта.

Комплекс мер включает в себя создание условий:

  • нормативно-правовых и научно-методических;

  • финансово-экономических;

  • организационных;

  • кадровых;

  • информационных;

  • материально-технических.

Представленный комплекс мероприятий (приложение) позволит обновить содержание учебно-воспитательного процесса и, как следствие, обеспечить успешный переход на новый стандарт. Ресурсное обеспечение введения стандарта подтверждает реалистичность достижения поставленной цели.

Приложение

наверх

Комплекс мероприятий по обеспечению успешного перехода школы
на новый образовательный стандарт

Проблема

Мероприятие

Планируемый результат

Сроки
 реализации

1

2

3

4

Создание нормативно-правовых и научно-методических условий

Отсутствие плана-графика введения нового образовательного стандарта в образовательном учреждении

Разработка и утверждение плана-графика

Наличие плана-графика

Октябрь 2010 г.

Отсутствие списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом

Определение списка учебников и учебных пособий

Наличие списка учебников и учебных пособий

Январь 2011 г.

Частичная разработка образовательной программы начального общего образования школы

Разработка окончательного варианта основной образовательной программы начального общего образования школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования

Представление и утверждение основной образовательной программы начального общего образования школы на научно-методическом совете школы

Апрель 2011 г.

Несоответствие текущей нормативной базы школы требованиям нового стандарта

Обеспечение соответствия

Наличие нормативно-правовых документов, подготовленных в соответствии с требованиями нового стандарта

Май 2011 г.

Создание финансово-экономических условий

Отсутствие системы оплаты труда учителей начальной школы в соответствии с требованиями нового стандарта

Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы учителям начальной школы в соответствии с требованиями стандарта

Наличие системы оплаты труда учителей начальных классов в соответствии с требованиями стандарта

Декабрь 2011 г.

Создание организационных условий

Отсутствие координации деятельности администрации школы, управляющего совета и вспомогательных служб учреждения по подготовке к введению нового стандарта

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения

Наличие совместногоплана работы

Ноябрь 2010 г.

Отсутствие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

Корректировка требований к составлению рабочих программ учебных дисциплин и их разработка

Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

Декабрь 2010 г.

Отсутствие взаимодействия школы и органов государственно-общественного управления при проектировании основной образовательной программы начального общего образования

Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования

Участие органов государственно-общественного управления в совместной разработке основной образовательной программы начального общего образования

Март 2011 г.

Отсутствие организации взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей

Налаживание взаимодействия с целью обеспечения организации внеурочной деятельности обучающихся

Организация взаимодействия. Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей

Май – сентябрь 2011 г.

Кадровое обеспечение

Недостаточная методическая и мотивационная подготовка педагогических и руководящих кадров к введению нового стандарта

Обновление программы методического сопровождения учителей.

Организация эффективной внутришкольной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров

Утверждение графика курсов повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на 2011 г.

Сентябрь 2010 г., 2011 г.

Создание информационных условий

Отсутствие информирования общественности о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт

Создание плана действий
по информированию общественности. Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

Открытие интернет-страницы "Новый ФГОС" на сайте школы.

Публикация серии статей в средствах массовой информации, изготовление буклетов на тему: "Наша новая школа".

Организация администрацией школы "горячей линии".

Проведение Дня открытых дверей

Ноябрь 2010 г. – май 2011 г.

Создание материально-технических условий

Критический уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами начальной школы в соответствии с новым стандартом

Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры школы

Смета школы, позволяющая обеспечить успешное введение нового стандарта

Декабрь 2010 г.

 

 

В.В. Погребняк,
директор МБОУ "СОШ № 3", г. Югорск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Л.Ф. Бобылева, Е.В. Михайличенко, Т.Л. Терехина,
заместители директора МБОУ "СОШ № 3", г. Югорск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль