Модель аттестации педагогических работников

32744

Важный шаг в развитии общественной составляющей региональной системы образования – организация независимой экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников на основе требований, установленных региональными общественно-профессиональными объединениями. Предлагаем ознакомиться с регламентом новой процедуры аттестации, разработанной в Красноярском крае.

Модель аттестации педагогических работников

В Красноярском крае разработчики региональной модели аттестации предлагают рассматривать аттестацию как институт, который задает систему установления качества профессиональной деятельности за счет:

  • разработки и переоформления заинтересованными сторонами требований к профессиональной деятельности;
  • формирования работодателем заказа на повышение квалификации работника в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности;
  • экспертной оценки качества профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников в ДОУ проводится на основе стандарта требований к их профессиональной деятельности, которые являются и содержательными требованиями к квалификационной категории.

Перечень требований к уровню профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ устанавливается региональными общественными профессиональными организациями, объединениями, публикуется на сайте министерства образования и науки Красноярского края, обсуждается широкой общественностью (родители, представители исполнительной и законодательной власти) и утверждается государственными органами управления образованием региона.

Показатели региональных требований – виды профессиональной деятельности и профессиональные нормы поведения педагогических работников, ожидания потребителей, выраженные в параметрах и критериях для соответствующей квалификационной категории.

Виды профессиональной деятельности и профессиональные нормы поведения педагогических работников определяются следующими параметрами:

  • результативность – достижения обучающихся, динамика учебных результатов, степень включенности обучающихся в мероприятия и продукты профессиональной деятельности;
  • профессиональные действия и средства – характеризуются авторскими разработками, набором реализуемых программ и технологий;
  • компетентности как умения – определяют набор соответствующих профессиональных действий и средств, позволяющих профессионально действовать.

Нормы профессионального поведения педагогического работника выражаются созданием психологического климата в коллективе и духовно-нравственной позицией, они предъявляются в виде самооценки (рефлексивно-аналитическая записка).

Отношение родителей и детей (обучающихся и воспитанников) к профессиональной деятельности педагогического работника отражается в портфолио конкретного педагогического работника на основании: опросов, проведенных как администрацией школы, так и коллегиальными органами управления школой (Совет школы, Управляющий совет); результатов внешних исследований, осуществляемых муниципальными или региональными органами управления образованием, общественностью.

Параметры соответствия: результатов управленческой деятельности требованиям квалификационной категории при аттестации заместителя директора по УВР приведены в приложении 1 ; профессиональной деятельности требованиям квалификационной категории при аттестации учителя, педагога дополнительного образования, педагога-психолога – в приложении 2 .

наверх

Независимая экспертиза профессиональных достижений работника

Для объективной и открытой процедуры оценивания важна независимая экспертиза профессиональных достижений работника. Открытость и объективность процедуры аттестационной экспертизы обеспечивается участием в ней общественности и независимых экспертов.

Аттестация педагогических и руководящих работников муниципальных ОУ (на высшую квалификационную категорию) и ОУ, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края (на первую и высшую квалификационные категории), осуществляется экспертами общественно-профессиональных организаций, успешно освоившими образовательную программу повышения квалификации "Основы экспертной и аналитической деятельности в образовании", реализуемую Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Образовательная программа разработана и апробирована в рамках реализации регионального проекта "Модели по работе с инновационным кадровым ресурсом". На сегодняшний день имеет лицензию новая преемственная образовательная программа повышения квалификации "Общественно-профессиональная экспертиза педагогической деятельности".

Позиция эксперта, которую занимают представители легитимно существующих в крае педагогических практик и общественных профессиональных организаций, реализуется через организацию их допуска к экспертной деятельности и создание регионального банка экспертов.

Эксперт несет ответственность за объективность, качество проведения экспертизы и обоснованность экспертного заключения. Ежегодно на конкурсной основе определяется региональный организатор аттестационной экспертизы.

Модель аттестации имеет соответствующие формы и процедуры аттестации, выбираемые аттестуемыми. Формы аттестации педагогических работников и руководящих работников краевых государственных ОУ, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края, и муниципальных ОУ края (за исключением ОУ в областях (сферах) физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения и лекарственного обеспечения) приведены в приложении 3 и приложении 4 .

наверх

Экспертиза аттестационного портфолио педагога – одна из форм аттестации педагогических работников

Портфолио – собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в педагогической деятельности работника и способ фиксации и оценки индивидуальных достижений работника за определенный отрезок времени.

Регламент работы в рамках новой процедуры аттестации задан региональными документами, утвержденными приказом министерства образования и науки Красноярского края в 2008 г.:

  • Положением о портфолио педагогического работника (приложение 5) ;
  • Регламентом работы с портфолио педагога при проведении аттестации (приложение 6) ;
  • Типовым регламентом зачета достижений обучающихся в портфолио педагогического работника (приложение 7) .

Педагогический работник формирует портфолио в течение всего аттестационного периода (от аттестации до аттестации). Ежегодно школьной аттестационной комиссией принимается решение о зачете достижений обучающихся в портфолио конкретного педагога.

По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают в баллах профессиональные достижения работника, заполняют экспертные таблицы и передают их для регистрации региональному организатору аттестационной экспертизы, а также заполняют итоговую электронную таблицу на сайте регионального организатора аттестационной экспертизы.

Экспертиза педагогической (управленческой) деятельности по плану общественно-профессионального объединения – важный шаг в развитии общественной составляющей системы образования края.

Данная форма аттестации разработана по инициативе пяти региональных общественных профессиональных организаций:

  • ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения (http://kco-kras.ru);
  • общественного движения "За способом диалектического обучения – будущее";
  • "Творческий Союз Учителей"(http://www.tsu24.org);
  • «Ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков "KELTA"» (http://eltarea.ru);
  • объединения педагогов по созданию индивидуально-ориентированного способа обучения.

Цели деятельности этих организаций:

  • создание условий для профессионального развития педагогических работников;
  • формирование инновационного кадрового ресурса отрасли из работников, принимающих задачи преобразования практики образования и способных их решать посредством инновационной деятельности.

Региональный организатор аттестационной экспертизы проводит экспертную сессию, участниками которой являются эксперты. Во время сессии:

  • обсуждаются итоги экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в текущем учебном году;
  • оформляются:
    – аналитическое заключение о "качестве" параметров экспертизы в рамках соответствующей квалификационной категории;
    – предложения с обоснованием (по необходимости) изменения региональных требований к структуре и содержанию портфолио работника.

По итогам экспертной сессии региональный организатор аттестационной экспертизы оформляет аналитическую справку для доклада на заседании аттестационной комиссии.

Документы и материалы, регламентирующие аттестацию в Красноярском крае, размещены на сайте http://krao.ru.

наверх

ПАРАМЕТРЫ СООТВЕТСТВИЯ
результатов управленческой деятельности заместителя директора по УВР требованиям квалификационных категорий

Приложение 1

Критерии (ключевые области деятельности)

Требования к управленческой деятельности по квалификационным категориям

первая

высшая

Руководство педагогическим коллективом

Результат деятельности педагогов ОУ как опосредованный результат деятельности заместителя руководителя по УВР:

  • положительная динамика академической успеваемости обучающихся;
  • позитивные результаты по профилактике дидактогенных заболеваний обучающихся;
  • позитивные проявления воспитанности обучающихся ОУ, активной гражданской позиции;

Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей за предыдущий период

  • положительная динамика академической успеваемости обучающихся;
  • позитивные результаты по профилактике дидактогенных заболеваний обучающихся;
  • позитивные проявления воспитанности обучающихся ОУ, активной гражданской позиции.

Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей других ОУ данного типа и вида в муниципальной системе образования

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

Результаты управленческой деятельности как непосредственный результат деятельности заместителя руководителя по УВР:

  • учебно-дидактическое, ресурсно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе соответствует современным требования к образовательной деятельности и реализуемой образовательной программе;
  • в образовательном процессе применяются здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требованиям к осуществляемой образовательной деятельности (квалификация, владение современными образовательными технологиями и т. д.).

Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей за предыдущий период

  • учебно-дидактическое, ресурсно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе соответствует современным требованиям к образовательной деятельности и реализуемой образовательной программе;
  • в образовательном процессе применяются здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требования к осуществляемой образовательной деятельности (квалификация, владение современными образовательными технологиями и т. д.).

Обеспечено достижение результатов по данным показателям

Проявление профессиональных качеств в деятельности руководителя

Заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР имеет цель собственной управленческой деятельности

Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ОУ и существующей ситуацией в школе, задачами развития ОУ, она конкретна, измерима и ресурсно обеспечена.

Цель управленческой деятельности встроена в контекст деятельности ОУ, муниципальной системы образования.

Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ОУ и существующей ситуацией в школе, задачами развития ОУ, она конкретна, измерима и ресурсно обеспечена.

Цель управленческой деятельности встроена в контекст деятельности региональной и федеральной систем образования.

Реализация заявленной цели управленческой деятельности соответствует представленным результатам. Для реализации цели выбраны

 

Реализация заявленной цели управленческой деятельности соответствует представленным результатам. Для реализации цели выбраны адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации внутришкольного управления

адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации внутришкольного управления

Профессиональное развитие

Пройдены курсы повышения квалификации (не менее 72 часов 1 раз в 5 лет) в области внутришкольного управления, направленные на преодоление проблем управленческой деятельности и решение новых управленческих задач

Пройдены курсы повышения квалификации (не менее 72 часов 1 раз в 5 лет) в области внутришкольного управления, направленные на преодоление проблем управленческой деятельности и решение новых управленческих задач.

Обеспечено изменение управленческой деятельности в контексте освоенного содержания курсов повышения квалификации

Обеспечение психологического климата в ОУ

Обеспечивает психологический климат в ОУ, способствующий эффективной образовательной деятельности – самооценка аттестуемого

Духовно-нравственная позиция руководителя (поступки, поведение, характер)

Проявляет духовно-нравственную позицию в своих поступках, поведении, характере, не противоречащую общечеловеческим нормам, ценностям, – отношение родителей, обучающихся, работодателя

 

наверх

ПАРАМЕТРЫ СООТВЕТСТВИЯ 
профессиональной деятельности работников требованиям квалификационных категорий при аттестации по должностям: учитель, педагог дополнительного образования, педагог-психолог

Приложение 2

Характеристики профессиональной деятельности

Критерии соответствия квалификационной категории

виды деятельности

критерии

II

I

высшая

Учитель

Обучение

Результативность

Показатели учебных достижений обучающихся не ниже средних показателей по ОУ

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: положительная динамика учебных достижений обучающихся

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: показатели учебных достижений обучающихся не ниже средних региональных по типам и видам ОУ по федеральным, региональным и муниципальным итоговым про­цедурам контроля

Профессиональные действия
и средства

Применение технологии или программы, признанной профессиональным сообществом

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: вариативность применения программ и технологий в соответствии с образовательными запросами детей

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: образовательные проекты и авторские программы

Компетентности

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности; исследовательская; методическая

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности, исследовательская, методическая, экспертная, инновационная

Внеурочная деятельность по учебным предметам

Результативность

Наличие внеурочной деятельности по предмету

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: обучающиеся являются участниками и победителями конкурсов

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: во внеурочную деятельность по предмету включено 50% обучающихся

Профессиональные действия и средства

Консультации по предмету

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: организация самостоятельной работы обучающегося по предмету

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: руководство НОУ

Компетентности

Предметная

Предметная, исследовательская

Предметная, исследовательская, проектировочная

Деятельность в области воспитания

Результативность

В общешкольных мероприятиях участвуют 30% обучающихся

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: программа или система воспитательной деятельности

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: в детские и детско-взрослые социальные проекты на разных уровнях включено 50% детей

Профессиональные действия и средства

Реализует план воспитательной работы ОУ

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: воспитательная деятельность в классе

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: организует места проявления самостоятельных и ответственных действий обучающихся

Компетентности

Компетенции, обеспечивающие выполнение функционала

Компетенции, обеспечивающие выполнение функционала, методологическая

Компетенции, обеспечивающие выполнение функционала, методологическая, управленческая

Деятельность в области здоровьесбережения

Результативность

Отдельные мероприятия в области здоровьесбережения

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: описана система деятельности в области здоровьесбережения

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: проекты создания здоровьесберегающей среды

Профессиональные

действия и средства

Нормы организации здоровьесберегающей среды

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: разно­образие форм и способов, формирующих навыки ведения здорового образа жизни обучающихся

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: разнообразие форм и способов, формирующих ценность здорового образа жизни обучающихся

Компетентности

Организационно-управленческая

Организационно-управленческая, управленческо-проектировочная

Организационно-управленческая, управленческо-проектировочная, проектировочно-инновационная

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

Результативность

Данное требование не предъявляется

Наличие публикаций или выступлений на мероприятиях научно-практической направленности

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: использование профессиональных достижений аттестуемого на муниципальном и региональном уровне

Профессиональные

действия и средства

Данное требование не предъявляется

Участвует в повышении квалификации педагогических кадров на уровне ОУ

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: внедряет опыт (приемы, способы, технологии, др.) на муниципальном и региональном уровне

Компетентности

Данное требование
не предъявляется

Методическая

Методическая, новаторская

Эффективный социальный опыт

Результативность

Данное требование не предъявляется

Участие в социально значимых акциях или проектах

Наличие культурных социально значимых инициатив или ответственность за направление работы в общественно-профессиональной организации (далее – ОПО)

Социальные и профессиональные действия и средства

Данное требование не предъявляется

Деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: руководство или участие в социальных проектах

Компетентности

Данное требование не предъявляется

Гражданская

Гражданская, организационно-управленческая

Профессиональные нормы поведения

Обеспечение психологического климата в коллективе

Результативность

Самооценка учителя

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Духовно-нравственная позиция (поступки, поведение, характер)

Результативность

Самооценка учителя

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Ожидания потребителей

 

Отношение родителей и обучающихся

Педагог дополнительного образования

Образовательная деятельность

Результативность

Сохранность контингента обучающихся

Пополнение контингента обучающихся

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: осуществляет руководство творческим коллективом

Профессиональные действия и средства

Применение технологии или программы, признанной профессиональным сообществом

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: вариативность применения программ и технологий в соответствии с образовательными запросами детей

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: образовательные проекты и авторские программы

 

Компетентности

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности, исследовательская, методическая

Предметная, функциональная в рамках учебной деятельности, исследовательская, методическая экспертная, инновационная

Деятельность по поддержке одаренных и талантливых обучающихся

Результативность

Обучающиеся являются победителями муниципальных конкурсов

Обучающиеся являются: победителями муниципальных конкурсов;

участниками и победителями региональных конкурсов

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: осуществляет руководство коллективом, который имеет звание “Образцовый”, “Народный”;

обучающиеся являются победителями международных, всероссийских конкурсов, выставок, олимпиад, соревнований;

учащиеся ориентированы на соответствующую профессию

Профессиональные

действия и средства

Навыки выявления творческих способностей обучающихся

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: индивидуальные маршруты развития

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: дистанционные, сетевые образовательные программы, модули

Компетентности

Аналитическая

Аналитическая, тьюторская

Аналитическая, тьюторская, менеджерская

Деятельность по организации участия обучающихся в массовых мероприятиях

Результативность

В массовых мероприятиях ОУ участвуют 30% обучающихся

Во внешкольные массовые мероприятия включено 50% детей

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: в детские и детско-взрослые социальные проекты на разных уровнях включено 50% детей

Профессиональные

действия и средства

Реализует план мероприятий ОУ

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: включен в систему воспитательной деятельности ОУ

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: реализует муниципальные проекты и программы

Компетентности

Организационная

Организационная, методическая

Организационная, методическая, управленческая

Деятельность педагога в области здоровьесбережения

Результативность

Отдельные мероприятия в области здоровьесбережения

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: описана система деятельности в области здоровьесбережения

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: проекты создания здоровьесберегающей среды

Профессиональные

действия и средства

Нормы организации здоровьесберегающей среды

То же, что для II категории.

Дополнительное требование: разно­образие форм и способов, формирующих навыки ведения здорового образа жизни обучающихся

То же, что для II, I категорий.

Дополнительное требование: разнообразие форм и способов, формирующих ценность здорового образа жизни обучающихся

 

Компетентности

Организационно-управленческая

Организационно-управленческая, управленческо-проектировочная

Организационно-управленческая, управленческо-проектировочная, проектировочно-инновационная

Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства

Результативность

Данное требование не предъявляется

Наличие публикаций или выступлений на мероприятиях научно-практической направленности

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: использование профессиональных достижений аттестуемого на муниципальном и региональном уровне

Профессиональные

действия и средства

Данное требование не предъявляется

Участвует в повышении квалификации педагогических кадров на уровне ОУ

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: внедряет опыт (приемы, способы, технологии, др.) на муниципальном и региональном уровне

Компетентности

Данное требование не предъявляется

Методическая

Методическая, новаторская

Общественно-полезная деятельность (эффективный социальный опыт)

Результативность

Данное требование не предъявляется

Участие в социально-значимых акциях или проектах

Наличие культурных социально-значимых инициатив или ответственность за направление работы в ОПО

Профессиональные

действия и средства

Данное требование не предъявляется

Деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер

То же, что для I категории.

Дополнительное требование: руководство или участие в социальных проектах

 

Компетентности

Данное требование не предъявляется

Гражданская

Гражданская, организационно-управленческая

Профессиональные нормы поведения

Обеспечение психологического климата в коллективе

 

Результативность

Самооценка педагога

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Духовно-нравственная позиция учителя (поступки, поведение, характер)

Результативность

Самооценка педагога

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Ожидания потребителей

 

Отношение родителей и обучающихся

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога

Результативность

Наблюдается динамика в развитии ребенка, с которым работает педагог-психолог

Наблюдается динамика и устойчивость результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог

Корреляция динамики психического, личностного развития ребенка, с которым работает педагог-психолог, с динамикой их образовательных достижений

Профессиональные действия и средства

Использование готовых коррекционно-развивающих программ занятий, социально-психологических тренингов

Адаптирование готовых коррекционно-развивающих программ занятий, социально-психологических тренингов к конкретным целям и условиям

Разработка (составление) и реализация коррекционно-развивающих программ занятий, социально-психологических тренингов или проектирование системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся

Компетентности

Предметная, функциональная

Предметная, функциональная, исследовательская или методическая

Предметная, функциональная, исследовательская или методическая, инновационная или проектировочная

Консультативная деятельность

Результативность

Появляется представление у родителей, педагогов по вопросам воспитания и развития обучающихся

Появляется представление у родителей, педагогов как можно решить проблему

Наблюдается личностный рост клиента

Профессиональные действия и средства

Оказывает индивидуальные консультации родителям, педагогам по вопросам воспитания и развития обучающихся

Оказывает индивидуальные консультации обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся за психологической помощью

Проводит консультирование: работает с клиентом по выделению психологической проблемы, построению образа будущего; использует эффективные психологические или психотерапевтические методы

Компетентности

Предметная

Предметная, функциональная

Компетентность практического психолога (или психотерапевтическая)

Организационно-педагогическая деятельность

Результативность

Предъявление результатов на уровне школы (участие детей в конференциях, фестивалях, олимпиадах психологического характера)

Предъявление результатов на муниципальном уровне

(участие детей в конференциях, фестивалях, олимпиадах психологического характера)

Результаты предъявляются на региональном уровне

(участие детей в конференциях, фестивалях, олимпиадах психологического характера)

 

Профессиональные действия и средства

Создание НОУ по психологии или проведение факультатива по психологии, элективных курсов и предъявление детских работ на уровне школы

Создание НОУ по психологии или проведение факультатива, элективных курсов по психологии и предъявление детских работ на муниципальном уровне

Создание НОУ по психологии или проведение факультатива по психологии, элективных курсов, руководство детскими проектами и предъявление детских работ на региональном уровне

Компетентности

Организационная, педагогическая

Организационная, педагогическая

Организационная, педагогическая

Проведение психологической диагностики развития ребенка

 

Результативность

Заключение отражает цель и результаты диагностики

Заключение отражает цель, результаты диагностики, обоснование выбора методик

Заключение отражает результаты диагностики, обоснование подбора методик на основе описания проблемы, гипотезы и цели диагностики

Профессиональные действия и средства

Использование рекомендованного пакета диагностических методик под конкретную цель

Обоснованный выбор пакета диагностических методик из рекомендованных под конкретную цель

Оптимальный подбор диагностических методик в соответствии с выделенной проблемой, гипотезой и целью диагностики

Компетентности

Функциональная

Функциональная, методологическая

Функциональная, методологическая, исследовательская

Методическая деятельность педагога-психолога (просвещение)

Результативность

У педагогов (родителей) формируются психологические знания

У педагогов (родителей) формируется психологическая компетентность

Педагог осознает свою деятельность

Профессиональные действия и средства

Проведение обучающих семинаров (лекции, деловые игры, практические занятия и др.) психологического содержания с педагогами ОУ (родителями)

Проведение социально-психологического тренинга или образовательно-развивающих семинаров психологического содержания (включенность обучающихся в деятельность) с педагогами (родителями).

Совместное проектирование с педагогами образовательно-развивающих программ (пространства, мероприятий)

Сопровождение профессионального развития педагога: совместное проектирование с педагогами образовательно-развивающих программ (пространства, мероприятий);

помощь педагогам в осознании ими собственной деятельности;

экспертиза на соответствие конкретной учебной программы, пособия, состояния образовательной среды поставленным развивающим задачам;

мониторинг развития и условий развития

Компетентности

Преподавательская

Преподавательская, управленческая, тренерская, проектировочная

Преподавательская, управленческая, тренерская, проектировочная, экспертная, исследовательская, тьюторская

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства. Самообразование

Результативность

Данное требование не предъявляется

Оформленные презентации, тексты выступлений

Наличие публикаций или текстов выступлений на мероприятиях научно-практической направленности или курсах повышения квалификации, сценарии мастер-классов на региональном уровне

Профессиональные действия и средства

 

Обмен опытом работы на семинарах на муниципальном уровне или выступление на мероприятиях научно-практической направленности на муниципальном уровне

Написание статей, подготовка и проведение презентаций, мастер-классов или выступлений на мероприятиях научно-практической направленности или курсах повышения квалификации, регионального уровня

Компетентности

 

Методическая

Методическая

Эффективный социальный опыт

Результативность

Данное требование не предъявляется

Участие в социально значимых акциях или проектах на школьном и муниципальном уровнях

Участие в социально значимых акциях, направлениях работы в общественной организации или проектах на региональном уровне

Профессиональные действия и средства

 

Деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер на муниципальном уровне

Деятельность в общественной организации или сотрудничество с институтами других профессиональных сфер

Компетентности

 

Гражданская

Гражданская

Профессиональные нормы поведения

Обеспечение психологического климата в коллективе

 

Результативность

Самооценка педагога-психолога, отзыв коллег

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Духовно-нравственная позиция педагога-психолога (поступки, поведение, характер)

Результативность

Самооценка педагога-психолога, отзыв коллег. Отношение родителей и обучающихся

Профессиональные действия и средства

Компетентности

Ожидания потребителей

 

Отношение родителей и обучающихся

 

наверх

ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ
 педагогических работников на высшую (первую) квалификационную категорию

Приложение 3

Форма аттестации

Процедура

Документы, предоставляемые аттестуемым

Экспертиза аттестационного портфолио педагога

  1. Регистрация аттестационных материалов работника в Главной (краевой) аттестационной комиссии (далее – ГКАК).
  2. Передача аттестационных материалов на экспертизу региональному организатору аттестационной экспертизы.
  3. Экспертиза аттестационного портфолио.
  4. Оформление экспертного заключения.
  5. Представление итогов экспертизы на заседании ГКАК.
  6. Принятие решения о соответствии (несоответствии) профессиональной компетентности требованиям к заявленной квалификационной категории.
  7. Издание приказа министерства образования и науки Красноярского края об итогах аттестации
  1. Заявление установленной формы.
  2. Аттестационный портфолио педагога: рефлексивно-аналитическая справка по материалам педагогического портфолио и копии документов, подтверждающих основания для аттестации

Очная аттестационная экспертиза педагогической деятельности аттестуемого экспертами общественного профессионального объединения, организации по плану, предлагаемому организацией

  1. Регистрация заявления аттестуемого работника в ГКАК.
  2. Согласование плана экспертизы профессиональной деятельности аттестуемого экспертами общественной профессиональной организации.
  3. Проведение экспертизы.
  4. Оформление результатов экспертизы.
  5. Представление итогов экспертизы на заседании ГКАК.
  6. Принятие решения о соответствии (несоответствии) профессиональной компетентности требованиям к заявленной квалификационной категории.
  7. Издание приказа министерства образования и науки Красноярского края об итогах аттестации
  1. Заявление установленной формы

Описание профессиональной педагогической деятельности

 

  1. Регистрация заявления аттестуемого секретарем муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссией краевого государственного бюджетного образовательного учреждения (далее – КГБОУ).
  2. Рассмотрение аттестационных материалов работника на заседании муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссии КГБОУ.
  3. Оформление выписки из протокола заседания муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссии КГБОУ с развернутым обоснованием решения.
  4. Представление и регистрация аттестационных материалов в ГКАК.
  5. Краевая аттестационная экспертиза аттестационных материалов.
  6. Представление и обсуждение итогов краевой экспертизы на заседании ГКАК.
  7. Издание приказа об аттестации на высшую и первую квалификационную категорию министерством образования и науки Красноярского края
  1. Заявление установленной формы с обоснованием соответствия профессиональной компетентности аттестуемого региональным требованиям в рамках заявленной квалификационной категории за аттестационный период.
  2. Описание профессиональной педагогической деятельности аттестуемого за аттестационный период.
  3. Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии ОУ с развернутым обоснованием решения и результатами голосования.
  4. Выписка из протокола заседания муниципальной аттестационной комиссии с развернутым обоснованием решения и результатами голосования

4. Победа в федеральном, региональном профессиональном конкурсе в течение аттестационного периода

 

  1. Регистрация заявления аттестуемого секретарем муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссией КГБОУ.
  2. Представление руководителем ОУ результатов профессиональной педагогической деятельности аттестуемого за аттестационный период на заседании муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссии КГБОУ.
  3. Обсуждение заявления, представления ОУ на заседании муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссии КГБОУ и оформление выписки из протокола заседания соответствующей аттестационной комиссии с развернутым обоснованием решения.
  4. Представление аттестационных материалов в ГКАК
  1. Заявление установленной формы с развернутым обоснованием соответствия профессиональной компетентности аттестуемого региональным требованиям в рамках заявленной квалификационной категории за аттестационный период.
  2. Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии муниципального ОУ, КГБОУ с развернутым обоснованием решения и результатами голосования.
  3. Выписка из протокола заседания муниципальной аттестационной комиссии (для работников муниципальных ОУ) с развернутым обоснованием решения и результатами голосования

 

наверх

ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ
 руководящих работников ОУ на высшую (первую) квалификационную категорию

Приложение 4

Форма аттестации

Процедура

Документы, предоставляемые аттестуемым

Очная аттестационная экспертиза управленческой деятельности аттестуемого экспертами общественного профессионального объединения, организации по плану, предлагаемому организацией

 

  1. Регистрация заявления аттестуемого работника в ГКАК.
  2. Согласование плана экспертизы профессиональной деятельности аттестуемого экспертами общественной профессиональной организации.
  3. Проведение экспертизы.
  4. Оформление результатов экспертизы.
  5. Представление итогов экспертизы на заседании ГКАК.
  6. Принятие решения о соответствии (несоответствии) профессиональной компетентности требованиям к заявленной квалификационной категории.
  7. Издание приказа министерства образования и науки Красноярского края об итогах аттестации
  1. Заявление установленной формы.
  2. Документы в соответствии с планом экспертизы

Описание управленческой деятельности аттестуемого

 

  1. Регистрация аттестационных материалов работника ГКАК.
  2. Представление описания управленческой деятельности на экспертизу региональному организатору аттестационной экспертизы в соответствии с графиком.
  3. Экспертиза описания управленческой деятельности аттестуемого.
  4. Оформление результатов экспертизы и представление их на заседании ГКАК.
  5. Заседание ГКАК в соответствии с регламентом деятельности.
  6. Издание приказа об аттестации на высшую и первую квалификационную категорию министерством образования и науки Красноярского края
  1. Заявление установленной формы.
  2. Описание управленческой деятельности аттестуемого с подписью работника, руководителя ОУ, руководителя муниципального органа управления образованием (для директоров МОУ) или начальника курирующего отдела (для руководителей КГБОУ)

Победа в федеральном, региональном профессиональном конкурсе в течение аттестационного периода

  1. Регистрация заявления аттестуемого секретарем муниципальной аттестационной комиссии, аттестационной комиссией КГБОУ.
  2. Представление руководителем муниципального органа управления образованием результатов профессиональной педагогической деятельности аттестуемого за аттестационный период на заседании муниципальной аттестационной комиссии.
  3. Обсуждение представления ОУ на заседании муниципальной аттестационной комиссии, оформление выписки из протокола заседания муниципальной аттестационной комиссии с развернутым обоснованием решения.
  4. Представление аттестационных материалов в ГКАК.
  5. Аттестационная экспертиза, представление итогов экспертизы на заседании ГКАК.
  6. Принятие решения о соответствии (несоответствии) профессиональной компетентности требованиям к заявленной квалификационной категории.
  7. Издание приказа министерства образования и науки Красноярского края об итогах аттестации
  1. Заявление установленной формы с развернутым обоснованием соответствия профессиональной компетентности аттестуемого региональным требованиям в рамках заявленной квалификационной категории за аттестационный период.
  2. Представление руководителя муниципального органа управления образования (для руководителей КГОУ – согласование или представление начальника курирующего отдела).
  3. Выписка из протокола заседания муниципальной аттестационной комиссии с развернутым обоснованием решения и результатами голосования (только для руководителей МОУ)

Обучение на курсах повышения квалификации

  1. Регистрация заявления аттестуемого ГКАК.
  2. Представление описания управленческого проекта и результатов его реализации на экспертизу региональному организатору аттестационной экспертизы в соответствии с графиком.
  3. Экспертиза управленческого проекта аттестуемого в течение 2 месяцев.
  4. Рассмотрение результатов экспертизы на заседании ГКАК в соответствии с регламентом деятельности.
  5. Издание приказа об аттестации на высшую и первую квалификационную категорию министерством образования и науки Красноярского края
  1. Заявление установленной формы.
  2. Удостоверение о повышении квалификации (не менее 72 ч).
  3. Описание управленческого проекта аттестуемого и результатов его реализации (при аттестации на высшую квалификационную категорию)

 

наверх

ПОЛОЖЕНИЕ 
о портфолио педагогических работников

Приложение 5

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о портфолио педагогических работников (далее – Положение) регулирует требования к портфолио работников ОУ как к способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и иных свидетельств достижений в педагогической деятельности работника. Положение разработано на основе: Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"; Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"; письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 24.08.2007 № 03-1845 "О направлении краткой концепции учительского портфолио".

1.2. Портфолио формируется, хранится и предъявляется на бумажном носителе.

2. Предназначение портфолио

2.1. Портфолио предназначен для:

2.1.1. Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, при устройстве на работу, прохождении конкурса на вакантную должность, других ситуациях карьерного движения и при определении размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат).

2.1.2. Самооценки профессиональной деятельности работников образования.

2.2. Особенностью портфолио является сбалансированность формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических продуктов предъявления результатов собственной профессиональной деятельности. Портфолио также содержит результаты аналитической работы (педагогического мониторинга) самого работника.

3. Требования к материалам портфолио

3.1. Портфолио наполняется документами и другими материалами, отражающими достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт в количественных или качественных параметрах, позволяющих сделать экспертное заключение в ходе аттестации. Рекомендуемый статус документов, наполняющих разделы портфолио, представлен в Краевом регламенте работы с портфолио при аттестации.

3.2. Основанием выбора и предъявления показателей педагогической деятельности для портфолио являются требования к профессиональной деятельности при аттестации на квалификационную категорию, достижения обучающихся, которые засчитываются школьной комиссией в портфолио педагога.

4. Структура содержания портфолио педагогических работников ОУ

Портфолио включает в себя следующие обязательные разделы:

4.1. Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, ученые звания, степени и т. д.);

4.2. Профессиональный статус;

4.3. Характеристики деятельности педагога:

4.3.1. Результативность (для педагогов – в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения обучающихся; для руководящих работников – в области организации, руководства и управления ОУ).

4.3.2. Профессиональные действия и средства.

4.3.3. Отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей и их родителей (для руководящих работников – оценка деятельности местным сообществом, профессиональной общественностью).

4.4. Рефлексивно-аналитическая записка – самооценка аттестуемым профессиональных норм поведения.

наверх

РЕГЛАМЕНТ
 работы с портфолио педагога при проведении аттестации

Приложение 6

Регламент определяет содержание деятельности, последовательность действий, сроки работы с портфолио педагогических работников при аттестации.

1. Содержание деятельности ОУ

1.1. Руководитель ОУ издает приказ о введении портфолио и использовании его для процедуры аттестации, ежегодно назначает ответственного за координацию работы с портфолио, определяет его функционал.

1.2. Результативность педагогической деятельности в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения оформляет педагогический работник в соответствии с региональными требованиями к профессиональной деятельности педагогических работников на основании итогов работы школы и подтверждает орган коллегиального управления ОУ ежегодно в срок до 30 июня текущего года.

1.3. Отношение родителей и детей (обучающихся и воспитанников) к профессиональной деятельности педагогического работника включается в портфолио конкретного педагогического работника на основании опросов, проведенных как администрацией школы, так и коллегиальными органами управления школой (Советом школы, Управляющим советом), а также по результатам внешних исследований, проводимых муниципальными или региональными органами управления образованием.

1.4. В портфолио для аттестации включаются данные опроса за последние два года перед аттестацией – не менее 50% от общего количества обучаемых.

2. Содержание деятельности педагогических работников

2.1. Сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.

2.2. Конкретные материалы и документы для представления в аттестационную комиссию отбираются самим аттестуемым в соответствии с выбранной формой аттестации и структурой портфолио.

2.3. Портфолио для представления на аттестацию педагогический работник оформляет на бумажном носителе (не более 5 страниц с приложениями) и предъявляет в аттестационную комиссию соответствующего уровня вместе с заявлением до 30 июня текущего года.

2.4. Результаты профессиональной деятельности, профессиональные действия, средства аттестуемый описывает при проведении самооценки и предъявляет в форме рефлексивно-аналитической записки, которая заверяется руководителем ОУ.

2.5. Образовательный ценз педагогического работника ДОУ и профессиональный статус аттестуемый подтверждает копиями соответствующих документов (диплома о профессиональном образовании, удостоверения о повышении квалификации, дипломов, грамот и т. п.).

3. Содержание деятельности аттестационной комиссии

3.1. Аттестационная комиссия школьного уровня определяет по согласованию с аттестуемым форму предъявления портфолио для аттестации (презентация портфолио, публичный отчет и т. д.).

3.2. Аттестационная комиссия соответствующего уровня передает портфолио эксперту для оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности аттестуемого.

наверх

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ 
зачета достижений обучающихся в портфолио педагогического работника

Приложение 7

1. Общие положения

1.1. Данный регламент определяет содержание деятельности, а также порядок и последовательность действий всех субъектов, участвующих в зачете достижений обучающихся в портфолио каждого учителя, с указанием конкретных сроков, дат, времени проведения отдельных мероприятий и исполнения тех или иных функций.

1.2. Зачет достижений обучающихся в портфолио учителя проводится на уровне ОУ ежегодно в период с 15 по 30 июня.

2. Содержание и порядок деятельности педагогических работников

2.1. Педагогические работники в течение учебного года собирают информацию о достижениях обучаемых ими учеников в следующих областях:

2.1.1.Учебные достижения обучающихся.

2.1.2. Достижения обучающихся во внеурочной деятельности по учебному предмету.

2.1.3. Достижения в деятельности по воспитанию.

2.2. Из собранной информации педагогический работник выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.

2.3. Педагогический работник обращается (до 10 июня текущего года) с просьбой о зачете данных достижений в его портфолио в школьное профессиональное объединение (предметное методическое объединение, кафедру, методическое объединение классных руководителей и т. п.).

3. Содержание деятельности школьных профессиональных объединений

Школьные профессиональные объединения на заседаниях с участием представителя администрации ОУ рассматривают (до 15 июня текущего года) предоставленную педагогическими работниками информацию и оформляют протоколы о ходатайстве зачета достижений обучающихся в портфолио конкретных педагогов.

4. Содержание и порядок деятельности коллегиальных органов управления ОУ

4.1. Коллегиальный орган управления ОУ (Совет школы, Управляющий совет и т. п.) в период с 15 по 30 июня текущего года заслушивает руководителей методических объединений, заместителей руководителей ОУ и принимает решение о зачете достижений обучающихся в портфолио конкретного педагогического работника.

4.2. Зачет достижений обучающихся в портфолио конкретного педагогического работника оформляется решением коллегиального органа управления ОУ ежегодно не позднее 30 июня.

Е.И. Крохмаль,
руководитель сектора аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования и науки Красноярского края

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль