Система работы классного руководителя

9807

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство". В самом деле, доплата за классное руководство небольшая, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того, чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя и руководители школ стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.

Технологизация деятельности классного руководителя

Возможно ли технологизировать работу классного руководителя? Если да, то допустима ли эта технологизация в гуманитарной педагогической деятельности, которая основана на признании множественности взглядов, ценностей, смыслов? Ответы на эти вопросы имеют прежде всего практическое значение.

Поскольку в буквальном переводе технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – это учение о мастерстве, то вопрос о возможности педагогических технологий звучит как "можно ли говорить о мастерстве классного руководителя". Ответ очевиден – не можно, а нужно! Учитель, освоивший педагогическую технологию, – это человек, владеющий педагогическим мастерством. Современная социально-педагогическая ситуация побуждает педагога наиболее рациональным образом строить свою деятельность, приводит к необходимости ее технологизации.

Многие исследователи полагают, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования". В своей опытно-экспериментальной работе с педагогическими коллективами ряда школ г. Волгограда мы предприняли попытку технологизации деятельности классного руководителя через ее систематизацию и разумное нормирование.

Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чем его особое назначение? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс в школе? При этом наряду с общими выводами формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. В последнее время потребовалось внести дополнительные коррективы в связи с национальным проектом "Образование" и предусмотренной в его рамках доплатой классному руководителю.

Результаты проведенного анализа оформляются, как правило, в Положение об осуществлении функций классного руководителя, которое после утверждения его директором образовательного учреждения становится локальным нормативным актом. Творческим коллективом педагогов и руководителей ряда школ, гимназий и лицеев г. Волгограда было разработано Примерное положение, утвержденное затем приказом Комитета по образованию администрации Волгоградской области (приложение).

Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако требуют дальнейшей детализации установления: в пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою работу? как велик может быть объем требований, предъявляемых к нему со стороны администрации?

наверх

Расчет рабочего времени классного руководителя

В одном из лицеев г. Волгограда в результате коллективного анализа и с учетом опыта работы других школ на педагогическом совете, организованном в рамках нашего исследования, были в качестве ориентиров утверждены следующие нормы учета и принципы расчета рабочего времени (табл. 1).

Принципы расчета:

  • для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;
  • суммарное время на выполнение функций классного руководителя предусматривается из расчета 6 ч воспитательной работы в неделю (20% от 30 ч педагогической работы с детьми, т. е. от объема работы классного воспитателя);
  • различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время;
  • ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.

Таблица 1

Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени, мин в неделю

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика Еженедельно 25
Работа с активом класса Еженедельно 10
Классный час: анкетирование, тестирование Еженедельно 40
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы 2 раза в четверть по 1,5 ч 20
Наблюдение учащихся на уроках 1 урок в 2 недели 20
Посещение семей 10 семей в год (1–1,5 ч на посещение) 20
Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах 3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год 30
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей 1 раз в четверть 20
Контроль посещаемости, организация питания Ежедневно 20
Дежурство по лицею По графику 5
Организация уборки кабинета Ежедневно 40
Организация трудовых дел Ежемесячно по 1 ч 15
Проверка дневников Еженедельно 60
Ведение классного журнала Еженедельно 15
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето По мере необходимости 10
Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий 1 раз в год 10
Итого: 360

Определив формальные рамки деятельности классного руководителя, педагоги лицея продолжили поиск путей по оптимизации ее содержания с использованием результатов экспериментальной работы временного творческого коллектива "Классный воспитатель" (руководитель – канд. пед. наук О.С. Газман) и разработали следующий документ.

наверх

Основные направления деятельности классного руководителя

1. Здоровье

1.1. Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий.

1.2. Загородные экскурсии и походы.

1.3. Консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций.

1.4. Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

2. Обучение

2.1. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразование.

2.2. Совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины.

2.3. Посещение уроков с целью выявления способностей и возможностей учащихся.

2.4. Организация консультативной помощи по предметам.

2.5. Включение учащихся в исследовательскую работу.

3. Общение

3.1. Организация систематической работы по нравственному воспитанию.

3.2. Овладение правилами выживания и сосуществования в урбанизованной среде.

3.3. Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

4. Досуг

4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую сферу школьников.

4.2. Создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.

4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.

5. Семья

5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.

5.2. Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье.

5.3. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания, обеспечение соответствия предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществления родителями психотерапевтической помощи своим детям.

Возможны и другие направления деятельности классного руководителя. Они предусматриваются

Положением о классном руководителе и спецификой конкретного региона, учреждения, класса.

При планировании работы многие классные руководители сначала определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют "циклограмма". В ходе проводимой нами методической учебы классные руководители, например, выделили следующие циклически повторяющиеся виды деятельности (табл. 2).

наверх

Циклограмма деятельности классного руководителя

Таблица 2

Вид деятельности и проводимые мероприятия

Периодичность
Встреча детей. Уборка кабинета. Контроль посещаемости. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Организация питания Ежедневно
Классный час. Проверка дневников. Индивидуальная работа с родителями и детьми. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель. Ведение классного журнала. Работа с активом класса Еженедельно
Посещение уроков своего класса. Линейка Ежемесячно
Родительское собрание. Генеральная уборка кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов четверти Каждую четверть
Проверка личных дел учащихся. Получение учебников Август
День знаний, День здоровья, "трудовой десант" Сентябрь
Осенний бал Октябрь
Классные вечера; экскурсии Ноябрь
Предметные олимпиады, новогодние праздники Декабрь
Культпоходы на каникулах Январь
Вечер встречи выпускников; мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы и Дню защитника Отечества Февраль
Праздник "8 Марта" Март
Юморина; "трудовой десант" Апрель
День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены Май
Заполнение личных дел учащихся. Сдача классных журналов. Выпускные экзамены и выпускной вечер. Ремонт учебных кабинетов. Сдача учебников Июнь

Н.М. Борытко, д-р пед. наук, проф., зав. Научно-исследовательским центром современных проблем воспитания, г. Волгоград

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль