Примерный план воспитательной работы «Проблемные дети и семьи»

12432

Сегодня понятие «трудный» подросток прочно вошло в обиход примерного плана воспитательной работы. Становится популярным списание недостатков школьного и семейного воспитания на так называемую группу «риска». Чтобы найти поход к школьникам, педагогам следует выстраивать не просто примерный план воспитательно-образовательной системы, а полноценную систему. 

Термин «трудновоспитуемость» в отношении подростков используется для обозначения сопротивляемости и невосприимчивости к педагогическому воздействию. Это традиционно связано с отставанием в развитии, а также проявлением недостатков развития, ложных установок в поведении, негативных черт характера, нездоровых интересов и потребностей. Результатом становятся сперва «трудные» школьники, а после взрослые, у которых наблюдаются отклонения в поведении и негативные черты характера.  

Примерный план воспитательной работы, или почему наблюдается отставание?

Отставание возможно из-за психологических особенностей подростков. Трудный возраст сказывается на его поведении и характере, которому свойственны множественные противоречия. Примерный план воспитательной работы учитывает тот факт, что подростки хотят казаться взрослыми, но при этом сохраняют черты детства, не умея принимать решения, совершать самостоятельные поступки, предъявлять адекватные требования к родителям и учителям, быть критичным по отношению к себе. При этом «трудные» подростки чаще всего вырастают в «трудных» семьях. Пороки современного общества (преступность, алкоголизм и наркомания), которые характерны подросткам, зарождаются в домашних условиях: подрастающее поколение копирует образ жизни матерей и отцов. 

«Трудные» подростки чаще всего появляются по причине:

  • отсутствия системы целенаправленной воспитательной деятельности с детского возраста;
  • отсутствия контроля за детьми, невнимание к ним и их безопасности;
  • незнания потребностей и интересов школьников;
  • нестабильности в социально-экономическом, политическом и экологическом плане;
  • роста влияния псевдокультуры; 
  • неблагоприятных отношений в семье;
  • жестокости или попустительства в вопросах воспитания;
  • большой занятости родителей в сфере частного предпринимательства или общественного производства; 
  • развода родителей;
  • потери эмоционального контакта с детьми. 

Примерный план воспитательно-образовательной работы классного руководителя с проблемными семьями

Чтобы перевоспитать подростка, коррекционную деятельность начинают с анализа семейных отношений. Классному руководителю следует найти особый подход и слова для всех членов семьи, чтобы повысить ее роль и потенциал.

Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

Таблица 1

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей Задачи классного руководителя
Семьи с «трудными детьми» — чаще всего те, в которых ребенка воспитывает одинокая мать, а малыш мешает ей устроить личную жизнь. В результате в доме царит безразличие, холодность, отсутствует духовный контакт. 
  • Расположить к себе мать, получить ее доверие, спокойно реагировать на ее настороженность;
  • Пытаться войти в положение матери, чтобы понять ее и проконтролировать свои эмоции к ней;
  • Стремиться заинтересовать мать судьбой ее дитя, пробудить мысли о его будущем;
  • Деликатно обсудить тему устройства личной жизни, которая не должна идти вразрез с душевным контактом, решением повседневных жизненных проблем ​
Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, и дети остаются безнадзорными. Родители отличаются скудностью чувств, культурной ограниченностью, отсутствием духовной связи с детьми. 
  • Пояснить негативное влияние на подростка того образа жизни, который ведут родители;
  • Объяснить, что подросток стыдится отца и матери, испытывает обиду, боль и переживания за них;
  • Понять, что в семье пользуется большим авторитетом, что опереться на него в изменении условий жизни;
  • Установить контроль с подростком, морально поддерживать его, помогать в широком общении с окружающими​
Семьи, в которых родители педагогически безграмотны. Они не владеют методами педагогического воздействия, не понимают своих детей, не ценят семейное воспитание и регулярно подрывают авторитет школы и учителей. 
  • Объяснить родителям важность педагогических знаний, консультировать их, включать в работу школы с родителями;
  • Заинтересовать отца и мать в самообразовании;
  • Дать понять, что дети нуждаются в образованных родителях ​
Семьи, где материальное благополучие стоит выше духовного развития. В них дети вырастают эгоистичными, чрезмерно практичными, а родители поощряют это в них. 
  • Стремиться поменять жизненные ориентиры родителей;
  • Пробудить интерес подростка в развитии внутреннего мира; 
  • Опираться на здоровые интересы, использовать косвенное воздействие при встречах с родителями​
Семьи, где родители требуют от детей слишком многого, а потому требования граничат с жестокостью. В таких реалиях нередко малышей наказывают физически, а потому дети вырастают жестокими и озлобленными. 
  • Пояснить отцу и матери, что детьми следует обращаться как с равным, забыв о позиции силы;
  • Доказать, что к подростку нужно относиться как к человеку, имеющему права на уважение и самостоятельность;
  • Объяснить, что главным средством воспитания является снисходительность и терпение

Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:

  • дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
  • семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");

– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);

– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);

  • социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

  • с нарушениями в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избыточной энергией, не нашедшей применения.

Внутренние проблемы воспитания учеников, которые являются педагогически запущенными, в школе обусловлены рядом факторов: 

  • недостаточным уровнем освоения новых воспитательных технологий педагогами;
  • недостаточной увлеченностью классных руководителей работой с учениками и их родителями; 
  • неэффективной деятельностью школьного педагога-психолога по профилактике зависимостей и правонарушений среди учащихся и их родителей; 
  • отсутствием воспитывающего потенциала у детских общественных организаций; 
  • безрезультативным вовлечением детей из группы «риска» в секции, школьные кружки, подготовку внеклассных мероприятий.

Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных школьников на качественно новый уровень, необходимо:

  • повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
  • освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
  • объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
  • привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления (далее – КОС), отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОДН);
  • введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.

Программа воспитательной работы школы «Проблемные дети и семьи»

Концептуальная идея данной программы заключается в том, что работа с трудно воспитываемыми детьми должна осуществляться как целостный процесс, требующий системности и предполагающий:

  • проведение предупредительной работы с детьми из «группы риска»;
  • выработку установки на развитие положительных качеств личности;
  • отслеживание процесса адаптации каждого подростка в социуме;
  • осуществление психолого-педагогической диагностики.  

Цели программы и разработанного на ее основе плана воспитательно-образовательной деятельности: 

  • включение «трудного» подростка в сложную систему социальных отношений, которая реализуется внутри классного коллектива и за его пределами; 
  • активизация социально ценностных качеств личности такого учащегося;
  • коррекция отношений между учителями и учениками;
  • формирование у ребят из «группы» риска объективной оценки своих умений, способностей и возможностей; 
  • выработка единых педагогических позиций со стороны родителей, педагогического коллектива, представителей общественности по взаимодействию с «трудными» школьниками;
  • снятие ученика с внутришкольного учета в ОДН.

Работа с «трудными детьми» должна вестись по таким направлениям:

  1. Исследовательская деятельность (изучение типичных моделей поведения трудновоспитываемых детей на примере конкретных школьников). 
  2. Планирование (составление классным руководителем примерного плана воспитательной работы). 
  3. Организационном (подготовка процесса оказания помощи педагогически запущенным школьникам). 

В первую очередь перед классным руководителем стоит задача по определению всех учащихся из «группы риска», после чего на каждого воспитанника и его семью заводится карта. Чтобы собрать максимальные сведения и оценить объемы необходимой воспитательной активности, следует:

  • путем последовательного и систематического наблюдения за поведением школьников, их родителей, членов семей определить характер педагогической запущенности – это поможет составить план работы с детьми из социально неблагополучных семей;
  • установить отношение других ребят к педагогически запущенному ученику (можно использовать не только наблюдение, но и методы социометрии, анкетирование), наметить пути коррекции взаимоотношений в классе;
  • изучить познавательные интересы и потребности проблемного ученика, уровень его знаний для последующего включения в общественно-полезную, внеурочную, кружковую работу;
  • выяснить, является ли трудновоспитываемый подросток членом молодежных групп, коллективов, объединений, определить направленность этих групп и характер их влияния на ученика;
  • выявить положение педагогически запущенного школьника в семье;
  • выявить ошибки воспитательной деятельности, которая ранее проводилась с таким учеником, наметить пути их устранения.  

Чтобы облегчить работу педагогов-предметников с трудными детьми, классному руководителю рекомендуется составить диагностическую карту испытуемого. Для этого понадобится указать на карточке:

  1. Общие сведения: Ф.И.О., год рождения, класс, состояние здоровья, суспеваемость, ключевые черты характера, характеристику поведения. 
  2. Сведения о семье ученика: состав семьи, наличие и характер семейных проблем, эмоциональные отношения между членами семьи. 
  3. Характеристика учебной активности: отношение к процессу обучения, самостоятельной и внеурочной деятельности, анализ причин неуспеваемости.  
  4. Описание отношения к себе, к своим родителям, членам семьи, к членам ученического коллектива и педагогам. 
  5. Сводку познавательных интересов ученика, его умений, способностей и профессиональных намерений. 

При составлении примерного плана воспитательной работы с «трудными» детьми классный руководитель обязательно должен применять знания возрастной педагогики. Важно помнить, что последствия неправильного семейного воспитания проявляются в младшем возрасте. Трудновоспитываемые дети выделяются в коллективе: они не умеют играть со сверстниками, общаться, выполнять поручения и учебные обязанности. Правильная реакция педагогов на такие поведенческие реакции позволяет обеспечить адаптацию педагогически запущенного ребенка в коллективе дошкольников, а в последующем – и в классном коллективе, предупредить отставания в учебной деятельности, привить трудолюбие, ответственность, умение контролировать свои эмоции и выступать с общественными инициативами. 

В случае выявления признаков педагогической запущенности у младших школьников классный руководитель обязан:

  • стимулировать детей к выполнению самостоятельных действий в рамках внеурочной деятельности;
  • создавать «ситуации успеха» для таких школьников;
  • строить образовательный процесс с учетом познавательных интересов педагогически запущенных учеников;
  • обучать ученика правильно относится к неудачам, выработать готовность исправлять собственные ошибки;
  • прививать уважительное отношение к педагогам и взрослым, толерантность.

Педагогическая запущенность у школьников среднего звена проявляется более выражено: на фоне недостаточного жизненного опыта отставание в психическом развитии обуславливает совершение деструктивных поступков. «Трудные» учащиеся преждевременно взрослеют, не умеют выбирать достойные примеры для подражания, а потому часто ведут себя неподобающим образом, грубят, задираются, проявляют негативное отношение к учебе и педагогам, проявляют конфликтность. 

На данном этапе необходимо:

  • подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  • учить различать истинную и ложную красоту человека;
  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  • правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов школьника и сообщества сверстников;
  • создавать «ситуации успеха» в учебном процессе;
  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

У старших подростков появляется четко выраженная тяга к самостоятельности, самовыражению. А поскольку трудновоспитываемые школьники не понимают необходимости четкого следования нормам поведения, назревает психологический конфликт между чувствами и разумом. 

В работе с педагогически запущенными школьниками старшего звена классному руководителю необходимо организовать:

  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Воспитательная работа с детьми «группы риска» должна строиться на гуманно-личностном подходе, который предполагает проявление доброты, толерантности. И вместе с тем «трудные» дети не должны ощущать вседозволенность, всепрощение – крайности в данной педагогической модели недопустимы. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:

  • провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
  • поставить задачи воспитательной работы;
  • выделить основные разделы плана.

Примерные планы работы с педагогически запущенными детьми представлены в приложениях (приложения 1-3). 

Методическое обеспечение примерных планов воспитательной работы

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (приложение 4).

Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  • снижение количества педагогически запущенных учащихся и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки.

Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения.docx
  • Организация помощи педагогически запущенным детям.docx
  • План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями.docx
  • План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль