Рейтинговая система оценки знаний учащихся

12458

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выходит проблема выбора ОУ эффективной оценочной системы.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно: она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

  • с какой целью необходимо оценивать учебные успехи детей;
  • что в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников;
  • как обеспечить объективность оценок.

Виды оценочных шкал

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна:

  • осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;
  • стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;
  • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
  • ориентировать ученика на успех;
  • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов:

  • количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;
  • абсолютная шкала – оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;
  • относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад;
  • порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

наверх

Построение рейтинговой системы оценки

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

  • узкий диапазон школьных оценок;
  • большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;
  • негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
  • незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
  • отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
  • недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);
  • недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

Рейтинговая система оценки знаний учащихся, разработанная автором, внедрена в ГОУ СОШ № 661 г. Москвы. По этой системе определяются:

  • общий и предметный рейтинг учеников в классе;
  • рейтинг классов в школе;
  • динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;
  • рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:

  • индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;
  • стимулировать познавательную работу учеников и классов;
  • конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;
  • более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

  • оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);
  • количество оценок в четверти должно быть не менее трех;
  • ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);
  • рейтинг определяется:
    – по итоговой оценке за четверть (год);
    – по предметам в классе;
    – по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4­балльную систему:

средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

  • 2,50–3,49 балла – "3";
  • 3,50–4,49 балла – "4";
  • 4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов

Количество дополнительных баллов

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам

до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий

до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов

до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету

до 0,5

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

  • участия самих школьников в подсчетах среднего балла;
  • регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;
  • от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим ус­пехам учеников, поддерживать их;
  • совершенствования форм и методов ее ведения;
  • гласности и наглядности.

Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел "Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе.

В школе определяются 10–12 лучших учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Анализируются динамика рейтинга учащегося в течение учебного года (строится график рейтинговой системы оценки знаний каждого учащегося) и динамика рейтинга класса (график рейтинга класса).

В дневниках каждого ученика под руководством учебной комиссии ученического комитета школы оформляются графики рейтинговой системы оценки знаний. Учащиеся, проанализировав результаты предыдущего учебного года, заносят в график итоги четверти, года, а также желаемый результат.

наверх

Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

  • повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;
  • воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;
  • помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;
  • стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

  • повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
  • улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;
  • стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
  • облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);
  • улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;
  • активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений Центрального округа г. Москвы успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

наверх

С.В. Полякова,
руководитель структурного подразделения окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль