Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

18854

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена.

В течение ряда лет учителя математики Центра образования № 1828 "Сабурово" накопили большой опыт по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Итог – отличные результаты на экзамене (в окружном рейтинге наши выпускники занимают пятую позицию после выпускников физико­математических лицеев).

Планирование работы учителя по подготовке к ЕГЭ

Нами разработан и успешно используется алгоритм планирования работы учителя по подготовке к ЕГЭ по математике, состоящий из четырех основных этапов.

Подготовительный этап включает в себя:

  • тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
  • оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
  • формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ;
  • планирование работы по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
  • психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.

Второй этап – организация повторения. На этом этапе необходимо разработать план подготовки к ЕГЭ, который должен включать в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. В плане необходимо указать график проведения проверочных работ (в каждой из них должно быть 12 заданий на повторение).

наверх

Примерный план подготовки к ЕГЭ по математике

Сроки

Отрабатываемые элементы содержания

12.10–17.10

Вычисление элементов прямоугольного треугольника

19.10–24.10

Вычисление площадей плоских фигур

26.10–31.10

Вычисление площади поверхности многогранников

02.11–07.11

Решение простейших иррациональных и показательных уравнений

09.11–14.11

Решение задач на чтение графика функции

23.11–28.11

Решение задач с применением анализа практической ситуации

30.11–05.12

Тождественные преобразования выражений, содержащих степень с рациональным показателем и нахождение их значений

07.12–12.12

Тождественные преобразования выражений, содержащих корень n­й степени, и нахождение их значений

14.12–19.12

Тождественные преобразования логарифмических выражений

21.12–26.12

Нахождение производной функции

11.01–16.01

Решение простейших тригонометрических уравнений

18.01–23.01

Решение логарифмических уравнений

25.01–30.01

Вычисление производной

01.02–06.02

Анализ практической ситуации, приводящий к решению уравнения или неравенства

08.02–13.02

Исследование функции с помощью производной

22.02–27.02

Решение задач на составление уравнений

01.03–06.03

Преобразования логарифмических выражений

09.03–13.03

Преобразования тригонометрических выражений

15.03–20.03

Решение показательных уравнений

22.03–27.03

Решение иррациональных уравнений

29.03–03.04

Решение логарифмических уравнений

12.04–17.04

Геометрический смысл производной

19.04–24.04

Комплексное повторение

26.04–30.04

Комплексное повторение

03.05–08.05

Комплексное повторение

10.05–15.05

Комплексное повторение

17.05–22.05

Комплексное повторение

В зависимости от результатов, которые показывают учащиеся данного класса, план подготовки к ЕГЭ в течение учебного года может быть скорректирован.

Третий этап – организация и проведение мониторингов. В нашем Центре образования мониторинг по математике включает в себя не только городские диагностические работы в формате ЕГЭ, но и регулярные срезы знаний, в разработке и проведении которых участвуют как учитель, работающий в 11 классе, так и другие учителя математики. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Учитель ведет строгий учет выполнения работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты отражаются в электронном журнале на школьном портале NetSchool и таким образом оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Четвертый этап – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ. Наряду с сайтом www.mioo.ru учителя математики пользуются интернет­ресурсом www.uztest.ru, который дает возможность составлять дифференцированные домашние задания (в результате дети не могут списывать друг у друга или пользоваться решебниками), обеспечивает обратную связь между учителем и учеником через форум, позволяет следить за процессом выполнения работы и выявлять пробелы. При этом существенно экономится время учителя, т. к. компьютер проверяет работу и указывает на допущенные ошибки.

наверх

Решение заданий С3

Как известно, в 2010 г. произошли изменения в структуре ЕГЭ по математике*. Экзамен будет состоять из двух частей: первая (базовая) содержит 12 заданий с кратким ответом, вторая (профильная) требует записи полного решения 6 заданий.

Для отработки заданий первой части мы активно используем "Открытый банк заданий по математике" на сайте www.mathege.ru.

Более сложные задания второй части требуют от учителя постоянного профессионального роста, знания теоретического материала, который отсутствует в школьном учебнике, и поиска нестандартных способов решения математических задач.

В частности, рациональным способом решения логарифмических неравенств, соответствующих уровню заданий С3, на наш взгляд, является метод интервалов. Примеры решения логарифмических неравенств приведены в gриложении.

наверх

Приложение

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ
логарифмических неравенств

Теорема: Для любого действительного числа а > 0, а ≠ 1 неравенство

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике 

Следствие: Разность логарифмов по одному и тому же основанию Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике  всегда имеет тот же знак, что и произведение Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике  при всех допустимых значениях переменных.

Пример № 1: Решить неравенство: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Решение:

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике 

Ответ: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Пример № 2: Решить неравенство: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Решение:

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Ответ: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Теорема: Для любого действительного числа а > 0, а = 1 неравенство

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике 

Следствие:

Разность логарифмов по одному и тому же основанию Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

всегда имеет тот же знак, что и произведение Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

при всех допустимых значениях переменных.

Пример № 3: Решить неравенство: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Решение: Записав условия существования логарифма, заменим его произведением рациональных выражений, имеющих те же промежутки знакопостоянства:

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике 

Ответ: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Пример № 4: Решить неравенство: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Решение: Записав условия существования каждого из выражений, заменим их рациональными выражениями, имеющими те же промежутки знакопостоянства:

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Ответ: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Пример № 5: Решить неравенство: Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Решение: Записав условия существования каждого из выражений, заменим их рациональными выражениями, имеющими те же промежутки знакопостоянства:

 Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

Ответ:Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике

С.Н. Ершова,
учитель математики ГОУ ЦО № 1828 "Сабурово", г. Москва,

А.Б. Румянцева,
учитель математики ГОУ ЦО № 1828 "Сабурово", г. Москва,

Н.В. Яровикова,
руководитель методического объединения, учитель математики ГОУ ЦО № 1828 "Сабурово", г. Москва

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль