Педагогический аудит в ОУ

3702

Индивидуальному развитию обучающегося и объективной оценке его учебных достижений придается первостепенное значение в современном школьном образовании. Для повышения качества образования необходимо осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов, преодоление психологического барьера у преподавателей и обучающихся по отношению к ЕГЭ, составление банка тестовых заданий и обработка результатов их выполнения. Для решения этих задач в гимназии в 2003 г. была создана служба педагогического аудита как элемент структуры общешкольной службы сопровождения "Учитель".

К задачам службы педагогического аудита гимназии относятся:

  • осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов;
  • определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирования по учебным предметам;
  • подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения материала;
  • проведение педагогического аудита с использованием разнообразных форм и методов, способствующих выявлению наиболее одаренных детей во всех подразделениях гимназии;
  • формирование у учащихся навыков выполнять срезовые, контрольные работы и проходить итоговую аттестацию в форме тестов;

  • помощь методистам в определении основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов педагогического аудита;
  • преодоление психологического барьера по отношению к ЕГЭ у учителей, помощь в непрерывном повышении их профессионального уровня и выявление трудностей в преподавании учебных предметов;
  • формирование пакетов материалов для проведения переводных экзаменов в 4–8-х и 10-х классах;
  • выработка организационно-методических рекомендаций, направленных на устранение недостатков, обнаруженных по итогам анализа результатов педагогического аудита учебного процесса.

Служба педагогического аудита принимает участие в разработке и апробации новых подходов к организации службы сопровождения "Учитель", дает администрации ОУ необходимую информацию для оптимизации процесса обучения, способствует накоплению и пропаганде опыта аудита, знакомит педагогов с общемировыми тенденциями развития тестирования.

Формирование службы педагогического аудита происходило в несколько этапов: подготовительный, становления, развития.

Подготовительный этап включал в себя подбор материала и составление банка данных. Регулярно проводимое в течение всего учебного года тестирование по различным предметам позволило своевременно выявить погрешности обучения в отдельных классах и параллелях, а также составить индивидуальный путь сопровождения особо талантливых и мотивированных на обучение детей. Анализ результатов тестирования помог установить причины упущений в учебном процессе и оказать методическую помощь преподавателю. Эта задача решалась совместно с заместителями директора по предметам.

Большое внимание на данном этапе уделялось правильности составления тестов, которые должны были отвечать ряду требований:

  • быть однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными.

На этапе становления разрабатывалась документация, совершенствовался механизм работы гимназического аудита. Проведение регулярных и систематических проверок, анализ их результатов помогали администрации гимназии своевременно принимать меры организационного характера и правильно расставлять кадры.

В период развития службы педагогического аудита ее штат увеличился, что позволило создать два отдела: начальной школы; основной и средней школы.

Независимое инспектирование – одно из основных направлений работы службы педагогического аудита – дает возможность проследить уровень подготовки учащихся по предметам в течение учебного года, своевременно обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.

В конце учебного года служба педагогического аудита разрабатывает:

  • концепцию проведения тестирования на следующий учебный год. Для этого проводятся консультации с методистами, фиксируются и обсуждаются их предложения по проведению предметного тестирования в определенных классах с учетом тематического планирования и новых нерешенных проблем, составляется план аудита на год;
  • процедуру проведения тестирования. При этом анализируются затруднения, устраняются ошибки и неточности в процедурных воп­росах.

Итоги тестирования анализируются и обсуждаются с учителями-предмет­никами, руководителями методических объединений, классными руководителями, затем определяются дальнейшие направления совместной работы службы педагогического аудита и учебной части. Параллельно разрабатываются рекомендации.

Механизм проведения тестирования

  • Составление предварительного графика тестирования и выработка концепции его проведения в следующем учебном году на основе заявок заместителей директора ОУ по предметам.
  • Корректировка графика тестирования в начале учебного года.
  • Составление плана на четверть на основе тематического планирования с учетом графика тестирования.
  • Собеседование с учителями-предметниками, классы которых будут тестироваться.
  • Согласование тем тестирования с заместителями директора ОУ по предметам.
  • Поэтапный подбор материала для тестирования и его корректировка.
  • Определение времени тестирования (весь урок, 20 мин).
  • Назначение дат тестирования.
  • Изменение расписания при административном тестировании, которое проводится в целой параллели (8-х или 9-х классов одновременно).
  • Проведение тестирования.
  • Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов с учителями-предметниками, заместителями директора ОУ по предметам, классными руководителями, сотрудниками учебной части.
  • Выработка рекомендаций по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся.
    - учителям-предметникам по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся;
    - классному руководителю по взаимодействию с родителями.

На начальном этапе работы службы педагогического аудита при проведении тестирования возникали трудности психологического характера: присутствие независимого контролера вызывало негативную реакцию учителей. Поэтому большое значение придавалось разъяснительной работе с педагогами, цель которой – успокоить учителя и заверить в том, что главная цель службы – помочь обнаружить и восполнить пробелы в знаниях учащихся по определенным темам или разделам учебного предмета, а не найти промахи в работе учителя.

Одно из основных условий успешного проведения педагогического аудита – конфиденциальность. Даже при неблагоприятных результатах тестирования на совещаниях методических объединений речь идет только о тенденциях, но не о конкретных результатах. Тем самым снимается напряженность в отношениях учителя и аудитора.

В 2005 г. гимназия стала городским ресурсным центром, на базе которого ежегодно проходят семинары для руководителей городских ОУ. Сотрудники службы педагогического аудита делятся опытом работы, активно обсуждают вопросы подготовки выпускников к ЕГЭ, адекватной оценки качества образования, планирования и индивидуальной работы с особо одаренными детьми, процедуры и механизма проведения тестирования.

С сентября 2006 г. гимназия сотрудничает с городской лабораторией мониторинга качества образования (далее – лаборатория).

Задачи совместной деятельности заключаются в следующем:

  • апробация методик оценки качества школьного образования;
  • развитие системы тестовых заданий по предметам;
  • разработка методологии взаимодействия системы мониторинга и методической службы гимназии.

Одно из направлений совместной работы – исследование объективности выставления отметок учителями-предметниками в классах, где проводилось тестирование. Сотрудники лаборатории мониторинга составляют схемы, показывающие разницу в рейтингах тестовой и школьной отметок ученика по предмету за определенную четверть.

ПРИМЕР

Результаты разницы в рейтингах тестовой отметки и отметки ученика по предмету оформляются в виде таблицы, где: "+" – показатель завышения отметки по предмету; "–" – показатель заниженной отметки.

Класс ____

Ф. И. обучающегося

Учебные предметы

Русский язык

Математика

Иванов Иван

+

Петров Петр

Федоров Федор

+

По результатам анализа объективности выставления отметок регулярно проводится индивидуальная работа с учителями-предметниками, выявляются проблемы, которые мешают объективно оценивать знания учащихся.

Совместно с заместителями директора ОУ по предметам вырабатываются рекомендации для устранения пробелов в знаниях учащихся. Учителя получают информацию о темах, которые необходимо повторить и затем дополнительно проконтролировать знания обучающихся.

На протяжении нескольких лет итоговая аттестация в выпускных (9-х и 11-х) и переводных (7-х и 10-х) классах гимназии осуществляется в форме тестов в строгом соответствии с положением о проведении ЕГЭ.

Для успешного прохождения обучающимися итоговой аттестации в гимназии:

  • разработаны и утверждены требования к экзаменационному материалу;
  • проводится тщательная проверка выполнения программ в выпускных классах;
  • изучаются профессиональные интересы учащихся 9-х и 11-х классов;
  • регулярно проводятся консультации выпускников и учителей выпускных классов по вопросам подготовки к итоговойаттестации.

Тренировочные тесты, выполняемые учащимися, способствуют повышению количества баллов при сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Зная типы заданий, правила оформления, ученик практически не тратит время на изучение инструкций по заполнению бланков ЕГЭ и выполнению экзаменационной работы. Кроме того, обучающиеся психологически готовы к успешной сдаче тестов, т. к. формирование навыков выполнения срезовых и контрольных работ в тестовой форме начинается с первого класса.

В настоящее время независимая экспертиза качества образования проводится в гимназии на всех ступенях обучения. Положительный эффект от созданной службы педагогического аудита очевиден, а деятельность педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников.

И.Ю. Шилина,
зам. директора по УВР, гимназия № 56, г. Санкт-Петербург

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль