Индивидуальный учебный план при организации обучения

23219

В течение пяти лет на базе гимназии № 1565 "Свиблово" работает городская экспериментальная площадка "Совершенствование форм организации образовательного процесса обучения по индивидуальным учебным планам".

В контексте этого всего за два года эксперимента мотивационный профиль старшеклассников претерпел изменения. Тенденции, которые характерны для подростков, сохранились, однако индекс нравственной мотивации существенно вырос. Индивидуализация обучения положительно сказался на альтруизме и самоактуализации учащихся.  

Аналитика диагностики психической работоспособности и школьников в старших классах показывает, что за первые два года осуществления эксперимента версативный тип работоспособности, который характерен гуманитарным способностям, достиг 38%, а ингенитивный, который характерен для технических способностей, составил 33%, на уравновешенный тип приходится 29%. 

В последующие годы показатели по версативному типу выросли на 16%, что доказывает рост заинтересованности детей в гуманитарных проблемах, сохраняя при этом качество знаний и интерес к наукам естественно-математического цикла. 

Сегодня экспериментальная деятельность ведется по следующим направлениям: 

  • создание и реализация технологии образовательного процесса и обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП), основываясь на росте профессиональной компетентности педагогов, создания основных компетенций учащихся для повышения качества образования в целом;
  • соотнесение и согласование структуры популярных курсов с учебниками и программами, которые имеются в наличии;
  • подготовка рекомендаций для разработки индивидуального учебного плана работы с ребенком, а также по технологии создания индивидуального мультирасписания уроков;
  • усовершенствование концепции организации обучения в группах, поскольку используемая технология не может использоваться в контексте классно-урочной системы; 
  • создание технологии документооборота в школе при обучении в индивидуальном порядке;
  • проверка новой формы внутришкольного контроля, проводимого с применением информационных технологий. 

Алгоритм действий по организации обучения по индивидуальному учебному плану

Организация обучения по индивидуальному учебному плану предполагает три ключевых этапа процесса. Все школьные учебные предметы делятся на короткие (базовые) и длинные (углубленные или профильные), что подразумевает двухгодичную программу обучения. Также следует разработать погружения в одночасовые предметы, ввести спецкурсы и дополнительные занятия по интересам учащихся. 

Чтобы сформировать порядок учебной деятельности, следует сформировать условное расписание для всех учебных курсов, учитывая их повторяемость (если курс повторяется не менее двух раз). Таким образом, переходя в десятый класс, учащийся сможет выбрать:

  • длинный или короткий курс по учебному предмету;
  • время и длительность изучения предмета (уделить ему время в 10 классе или 11-м);
  • разработать на базе общего расписания свое собственное, которое следует уточнить с завучем-диспетчером.

Если выбранный предмет был изучен в десятом классе, учащийся может сдавать по нему итоговой экзамен в 11-м, если пожелает. Также обучение по индивидуальному учебному плану предусматривает возможность изучения предметов самостоятельно или на базе другого учебного заведения с последующей сдачей зачетов по ним. Такой подход позволяет построить обучение таким образом, чтобы один день в неделю освободить от посещения образовательного учреждения и полностью посвятить самоподготовке в вуз. 

Подобная система обучения позволяет изучать разные предметы в группах, которые отличаются по составу. При этом ликвидируется понятие текущих оценок на ежедневных занятиях. Ключевое значение приобретает то, как ученик смог распределить свое время и усвоить учебный материал, а не то, что он выполнил или не выполнил сегодня. Не допускаются ежедневные домашние задания. 

К осознанному выбору необходимо подготовить учащихся средней ступени. Ученик должен уметь ставить перед собой цель, четко планировать путь к этой цели, обладать навыками самоконтроля и самооценки, иметь высокую мотивацию к обучению, быть ответственным и уметь рефлектировать результаты своего труда.

В процессе экспериментальной деятельности нами были разработаны следующие документы:

  • Пояснительная записка для учащихся, их родителей и учителей "Организация обучения в гимназии на основе индивидуальных учебных планов" (приложение 1);
  • Рекомендации обучающимся по составлению индивидуального маршрута обучения (приложение 2);
  • Установочные данные для составления индивидуального планирования обучающегося 10-го класса (приложение 3);
  • Примеры индивидуальных учебных планов (приложение 4);
  • Пакет документов психолого-педагогического сопровождения и др.

Для переустройства образовательного процесса на основе полученных знаний были предложены следующие технологические решения:

создан банк локальных актов по проблеме эксперимента, способствующий созданию комфортной образовательной и психолого-педагогической среды для учащихся;
разработаны:
– методические материалы и рекомендации для организации обучения по ИУП, обеспечивающие условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
– программы элективных курсов по математике, русскому языку, литературе, химии, физики, биологии, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и китайскому);
– вариативная модель организации учебного процесса по ИУП (сущность, структура, содержание).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • УСТАНОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ для составления индивидуального учебного плана обучающегося 10-го класса.docx
  • Пример индивидуального учебного плана учащегося 10-класса.docx
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ по составлению индивидуального маршрута обучения.docx
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Организация обучения в гимназии на основе индивидуальных учебных планов.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль