Новый ученик в классе

1334

Жизнь так устроена, что детям порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение по независящим от них причинам. Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей. В этом им должен помочь классный руководитель, родители и учащиеся того класса, где они будут продолжать свое обучение.

Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. "Мученик" проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в общую тусовку. Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации. Как известно, коллектив, сплотившийся за несколько лет совместного обучения, не сразу примет в себя "инородное тело". Сначала новенькому придется несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляя, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в доску", либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного руководителя необходимо.

В любом случае новому человеку сложно адаптироваться в незнакомом коллективе, даже если он избрал для себя бравадное поведение в качестве защитной реакции. Роль классного руководителя в этом случае – провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с классом. В разговоре с новеньким стоит рассказать о системе работы, о досуговой деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения в коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем всегда можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует неразглашение такой беседы.

Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к будущим "коллегам" по учебе, а также сделать акцент на том, что любая ситуация всегда разрешима!

Классу же стоит представить новичка, сказать о нем несколько хороших слов, попросить всех его "любить и жаловать". Затем желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь "дедовщину".

Есть очень хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.

Все ученики берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь пришедший, который в нескольких словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов. Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому будет немного легче ориентироваться и привыкать к новым условиям.

Скорее всего, первое время новенький не будет проявлять особой активности, и стоит дать ему возможность акклиматизироваться перед тем, как вовлекать в работу на уроках.

Требуется проследить, чтобы новый ученик не стал "белой вороной", для этого необходимо не только наблюдение за данным объектом, но и разъяснительная беседа с классом, если есть предпосылки к этому. Так же стоит помнить, что совместная деятельность способствует сплочению коллектива, в т. ч. и такая, как совместная уборка класса после уроков.

Новенького желательно расспросить о его интересах, досуговой деятельности, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. Можно использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего. Таким образом, можно способствовать более близкому знакомству и дружбе на основе общих интересов отдельных учеников.

Анкета должна включать в себя не более десяти-пятнадцати вопросов, чтобы отвечать на них было не утомительно. Можно поделить анкету на две части: одну озаглавить "Свободное время", а другую – "Учебное время". Для первой части характерны будут такие вопросы, как:

  • "Какое у тебя хобби?"
  • "Какие книги ты читаешь кроме обязательной литературы?"
  • "Какие смотришь фильмы? Перечисли названия".
  • "Интересуешься ли ты музыкой?" и т. п.

А во второй части – вопросы такого плана:

  • "Какой предмет по школьной программе тебе наиболее интересен?"
  • "Что ты предпочитаешь делать на переменах?"
  • "Тебе больше нравятся гуманитарные или технические науки?" и т. п.

Также на основе результатов анкетирования можно сопоставить интересы новичка и остальных учеников и организовать мероприятие. Например, это может быть поход в кино или музей. Желательно, чтобы новенький ориентировался в выбранной теме мероприятия (например, если он увлекается живописью, можно сводить весь класс в Пушкинский музей). Чувствуя себя "в своей стихии" новый ученик может рассказать остальным что-нибудь интересное о той или иной картине или скульптуре (сам или по просьбе классного руководителя). Таким образом, этим ребенком заинтересуется если и не весь класс, то хотя бы отдельная группа ребят.

Беседа с родителями новичка отнюдь не помешает, даже если его внедрение в коллектив проходит вполне успешно. Родители должны рассказать, как учился ребенок в предыдущей школе, были ли у него проблемы в общении со сверстниками, какие у него интересы и т. п.

По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека. Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи. Психолог может провести тестирование ребенка с использованием разнообразных рисуночных методик: "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", "Триптих", "Моя семья" и др.

Получается, что один человек легко привыкает к новым условиям, а другой – нет. Существует мнение, что чем меньше ребенок, тем легче ему адаптироваться. Хотя это бывает не совсем так. Всегда и везде, практически в любом классе обязательно найдется свой "вышибала", которому может не прийтись по душе "новый член общества". В таком случае следует особо побеседовать с лидерами класса, попросить взглянуть на себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс дела и "подтянуть" по школьной программе. Как правило, младшие школьники способны быстро сменить гнев на милость и взять вновь прибывшего под свою "опеку".

Активное привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей ученика и психолога смогут ускорить адаптацию новичка в классе и способствовать раскрытию его способностей и потенциала.

М.В. Кулакова,консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль