Организация тренингов на основе мультфильмов

2307

Среди различных средств развития детей школьного возраста психологи особо выделяют кинотерапию. Она содействует формированию у ребенка таких важных качеств, как эмоциональность, коммуникабельность, независимость суждений.

Кинотерапия – отличный способ улучшить взаимопонимание и создать общую лексику между педагогами и учащимися. Совместные переживания и открытость учителя (психолога) создают предпосылки для раскрытия личности школьника. Кроме того, участники осваивают новые подходы и приемы по ходу увлекательной работы.

Разработка тренингов на основе мультфильмов (далее – м/ф) основана на нескольких допущениях. Во-первых, предполагается, что создатели мультфильма следовали некой идее, близкой тому или иному подходу в гуманитарных науках, например: в м/ф "Король-Лев" – экологическому подходу, а в м/ф "Лило и Ститч" – гуманистическому. Во-вторых, считается , что профессионализированное понимание мультфильма содействует выработке эффективных вопросов и заданий. В-третьих, для хорошего мультфильма характерно сочетание захватывающего сюжета и многих идей и смыслов, которые не всегда ясны ребенку (если только взрослый не акцентирует внимание ребенка на осознанное восприятие увиденного и услышанного). Поэтому специальные обсуждения и упражнения помогут формировать у детей культуру просмотра, понимания и обсуждения фильмов.

Нужна ли такая культура и, если нужна, то для чего?

На этот вопрос возможны несколько вариантов ответа:

  1. Просмотр кино обладает терапевтическим эффектом в той степени, в какой человек оказывается готов сопереживать увиденному и осознавать свои эмоции. Часто фильм позволяет человеку пережить то, что по тем или иным причинам было у него под запретом или "спрятано" от самого себя. Разные люди могут плакать в различные моменты при просмотре одного и того же фильма, потому что по-настоящему хорошее кино "многослойно" и адресовано разнообразным типам чувственного опыта.
  2. Кино и книги могут указывать на стереотипы и предрассудки во взаимоотношениях людей. Кино может сделать человека еще более зависимым от чужого мнения, а может и освободить от предрассудков (не в этом ли эффекте кроется неснижающаяся популярность м/ф "Простоквашино", в котором мама главного героя от серии к серии избавляется от своих стереотипов?).
  3. Кино помогает найти новый вариант решения проблемы, если человек сможет правильно сформулировать ее и смотрит фильм целенаправленно. Этот эффект представляется одним из наиболее "опасных" – ведь посыл авторов и понимание его сути зрителями часто не совпадают.
    Однако многие из нас могут вспомнить фильм или книгу, которые позволили изменить принимаемое решение к лучшему.
  4. Кино ориентирует на соблюдение норм и требований общества. Если человек задается целью найти баланс своих интересов и требований социума, то к его услугам огромная индустрия массового кино. Например, мы привыкли считать американские молодежные комедии тупыми, но на самом деле многие из них специально направлены на оптимизацию поведения подрастающего поколения как в сфере интимных отношений, так и в рамках достижения социального успеха.

Так или иначе, современные дети нуждаются в том, чтобы в "терапевтический" мир кино и книг их провел "сталкер": тот, кто владеет приемами интерпретации фильмов и книг, кто может провести параллель между сюжетом и ситуацией, героем и его характером или поступком. И дело не только во вкусе и выборе материала, но и в способности анализировать этот материал профессионально, представлять свою интерпретацию увлекательно, побуждая ребят к самостоятельному пониманию фильмов.

Подмена профессионального подхода "бытовым" приводит к тому, что вместо воспитательного эффекта дети получают от взрослых еще одну порцию противоречивых установок и предписаний чувств и действий, а современная культура и так переполнена противоречиями и манипуляциями. Наверное, миссия кинотерапии и состоит в развитии независимости суждений при сохранении эмоциональной непосредственности, создании условий для развития ребенка, максимально приближенных к спонтанному. Поэтому кинотерапия, которая насыщена манипуляцией и бытовыми стереотипами, лишается своих важнейших преимуществ. Например, не стоит рассматривать м/ф "Мадагаскар" в качестве средства профилактики побегов из детского дома или семьи – ведь суть мультфильма весьма близка к такому шедевру американского кино, как "Охотник на оленей". Его главная мысль такова: "Ни в какой самой экстремальной ситуации не убежать от внутренних проблем, и наступает момент, когда прежняя главнейшая цель теряет свой смысл. Человек разочаровывается, но должен найти новый смысл своего существования".

К педагогу, занимающемуся кинотерапией, можно предъявить несколько требований:

  • способность "говорить" на нескольких "языках" социальных наук (ведь фильмы – неплохой материал для иллюстрации самых запутанных социальных теорий);
  • способность излагать свою точку зрения доступным для детей языком;
  • тактичность при обсуждении чувств и переживаний, испытываемых зрителями.

Как же выбирать мультфильм? Во многом выбор оказывается спонтанным – сами дети рассказывают о своих любимых фильмах и анимационных лентах. Взрослый, который может приобщаться к детской субкультуре через просмотр фильмов, выбирает фильмы по собственному вкусу – ведь важно, чтобы фильм был интересен всем участникам процесса кинотерапии. Отдельный вопрос – выбор любимого фильма или мультика в качестве материала для работы. Такой выбор – очень сложная "обоюдоострая" ситуация. Обычно то, что любимо, воспринимается целостно и не всегда поддается интерпретации, более того, "любимость" вами фильма может помешать его обсуждению с детьми – ведь дети не обязаны относится к нему также, как и вы. Вам трудно будет воспринимать критику детей и их стремление высказать свою позицию.

Еще один критерий отбора мультфильма – соотношение между ценностями, на основе которых построен мультфильм, и способа осмысления событий, которые предлагают авторы мультфильма. Например, м/ф "Король-Лев" предлагает зрителю прочувствовать вместе с героями два принципиально разных способа организации жизни: долг перед другими (так, как живут достойные львы) и жизнь ради жизни (как живут Тимон и Пумба). Тогда как м/ф "Лило и Ститч" направлен на осознание условности любых норм в оценке таких важных сфер жизни, как чувства и привязанности. В обоих мультфильмах ценности и предлагаемый способ мышления отлично согласуются.

Вот несколько советов, которые помогут при детальном анализе кинопроизведения.

Попробуйте сформулировать идею мультфильма двумя-тремя словами: выделите те ключевые идеи, которые наилучшим образом описывают главную мысль мультфильма. Такое упражнение позволит вам не только подобрать схему анализа мультфильма, но и ответить на главный вопрос при подготовке тренинга: "А стоит ли этот мультфильм того, чтобы использовать его в работе?" Ведь отсутствие внятной идеи (пусть и с точки зрения тренера) – важный критерий, хотя и субъективный, того, насколько этот мультик подходит для тренинга. Мультфильм с четкой идеей, например о круге жизни в "Короле-Льве" или о чести семьи в "Мулан", позволяет сфокусировать внимание зрителей на определенной ценности.

Составьте психологические портреты героев, используя тот или иной профессиональный прием описания поведения, индивидуальных особенностей и ценностной сферы человека. Старайтесь опираться на динамику развития героев – находите профессиональное объяснение изменению их поведения.

Попробуйте проанализировать сюжет мультфильма, применив к одному и тому же мультфильму сразу несколько вариантов анализа событий. Например, в таком мультфильме, как "Мулан", можно выявить несколько кульминаций сюжета – в зависимости от того, какую схему анализа фильма вы используете. Причем, если вы спросите детей, какой момент фильма был самым главным, поворотным, то сумеете понять, до какой степени маленькие зрители готовы быть самостоятельными и активными. Ведь если зритель указывает на момент принятия решения Мулан уйти из дома или самовольно покинуть поле боя и взять на себя лидерскую роль, то он понимает важность собственного решения, а если зритель видит кульминацию в момент разоблачения Мулан – то, скорее всего, такой ребенок предпочитает "плыть по течению".

Подберите возможные теории и подходы для анализа мультфильма и, наоборот, подумайте, какие мультфильмы и фильмы наилучшим образом иллюстрируют то или иное теоретическое направление.

Задайтесь целью найти как можно больше тем в мультфильме. Например, тот же м/ф "Мулан" позволяет затронуть темы: семьи и общества, самоопределения, профессионализма, предписания мужчинам и женщинам и т. д. Попробуйте увязать все темы между собой, найти связи между ними.

Уделите отдельное внимание тому, есть ли в фильме предписания: некие правила, которые содержат в себе и определение наказания за их неисполнение (например, в м/ф "Мулан" таким предписанием становится поведение женщины и поведение мужчины, а в м/ф "Лило и Ститч" – правильное поведение опекуна). Важно, чтобы мультфильм разоблачал такие установки, а не содействовал их закреплению. Постарайтесь выявить как можно больше таких предписаний и оцените, как они воспринимаются: критично или позитивно. Подумайте, как вы можете активизировать зрителей к обсуждению темы предписаний.

Зритель может занимать две позиции: ставит себя на место героя и ставит героя на место себя. Эти взаимные "перестановки" составляют основу восприятия, сопереживания и понимания фильма. Поэтому воспитательный эффект просмотра фильма состоит в постоянном сопоставлении и проживании "своей" жизни в фильме и возможных изменений в реальной жизни под влиянием нового культурного опыта. В таблице описана структура восприятия фильма и выработки этого двустороннего отношения к событийному ряду фильма и своему отношению.

Структура восприятия фильма

Опыт

Я на месте героя

Герой на моем месте

Восприятие и внимание (поведение героев, взаимоотношения, вербальные и невербальные сигналы, выражение отношения через поведение, переживания героев)

Как я понимаю чувства героя, по каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю ли я чувства героя или нет?

Что я чувствую по поводу...?

Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?

Герои, которые мне нравятся (не нравятся), они чем-то похожи на меня или нет?

Мои эмоции в отношении фильма: в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?

Понимание поведения, рефлексия

Как герой понимает ситуацию в фильме, и как я понимаю ситуацию?

Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма, и присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей?

Почему именно с этими героями я сравниваю себя?

Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы? Что мне никогда не приобрести? Могу ли я принять такое ограничение?

Исполнение задуманного (способ действия, окружение героев и роль окружения в достижении целей)

Какие приемы героев фильма меня привлекают?

Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?

Как герой меняет способы действия? Могу ли я измениться как герой?

Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?

Какие приемы героя фильма доступны и мне?

Как герой смотрел бы на мои проблемы?

Подготовку тренинга на основе мультфильма можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор информации

  1. Обращение к информации о создании мультфильма, чтение аннотаций и рецензий. Структура описания мультфильмов в электронной библиотеке – неплохой пример детального событийного анализа сюжета.
  2. Составление полного списка героев и анализ их отношений через социометрию или любой другой графический прием.
  3. Анализ культурной подоплеки фильма: многие мультфильмы "содержат" цитаты из книг и фильмов, и важно обратить внимание на культурный фон того мультика, который вы взяли на заметку. Например: м/ф "Лило и Ститч" построен на соотнесении двух культур: 60-х гг. XX в. (и творчества одного из ее символов – Э. Пресли) и древней культуры Гавайских островов; м/ф "Мадагаскар" включает бесконечное число цитат из культовых американских фильмов самых разных времен, а м/ф "Простоквашино" отражает поэтику дачной культуры позднего советского периода (как "Крокодил Гена и Чебурашка" – детскую дворовую субкультуру периода 60–70-х гг.).

Этап 2. Интерпретация

Цель данного этапа состоит не в тренировке киноведческих навыков, а в умении разглядеть за сюжетными перипетиями и эстетикой фильма темы и ценности, противоречия или уникальные способы согласования идей, принципов и т. д. Например, в м/ф "Король-Лев" экологический подход закреплен как в проблемах и способах их обозначения, так и в путях их разрешения. Именно поэтому, по логике этого мультфильма, Тимон и Пумба выбирают не столь "правильный" образ жизни, как Муфаса или Симба, которые справляются с проблемами. М/ф "Мулан" – не столь согласованный фильм: с одной стороны, ситуации и поведение героев поданы в манере системного подхода (усиление ролевого конфликта в семьях от поколения к поколению), с другой стороны, развитие событий требует постоянного опровержения предписаний и стереотипов, в т. ч. порождаемых и применением системного подхода. 

Этап 3. Разработка заданий и вопросов для обсуждения

Упражнения можно условно разделить на два типа: вспомогательные, которые готовят детей к обсуждению мультфильма, создают общее информационное поле, и основные, направленные на проработку основных тем мультфильма, фасилитацию переживаний и рефлексии зрителей.

Вспомогательные упражнения должны в занимательной форме помочь ребенку вспомнить всех героев, ряд событий и важные детали происходящего на экране. Занимательность может быть обеспечена: эффектом соревнования, необходимостью привести в порядок перепутанные изображения героев и их имена или восстановлением хода событий в фильме.

Основные упражнения направлены на проработку главной темы (тем) мультфильма. Основные упражнения могут быть поданы как последовательный тренинг (жесткая структура тренинга), а могут вводиться по мере развития обсуждения. Чем "сильнее" группа зрителей, тем меньше она нуждается в "жест­кой" структуре тренинга.

Можно выделить четыре типа основных упражнений:

  1. вопросные – на понимание сути фильма (от побуждения к дискуссии до вопросов с вариантами ответов и предложениями интерпретации таких ответов);
  2. авторские (детям предлагается изменить, дописать сценарий мультфильма, поработать с образами персонажей и т. д.);
  3. на отношения (зрители делятся тем, кто им ближе из персонажей, поэтому условно эти упражнения можно обозначить как "Если бы на месте героя был я");
  4. на оснащение новыми приемами решения проблем (условно эти задания можно обозначить "Если бы герой фильма был на моем месте").

Исследователи отмечают, что кинотерапия спасает от рутины, а также является эффективным средством профилактики эмоционального "выгорания".

Еще одним преимуществом становится возможность целостного восприятия проблемы и подхода к ее решению. Если большинство приемов психологической помощи "дробят" проблему на составные элементы, кинотерапия соединяет все элементы воедино, причем происходит это достаточно быстро, во время просмотра фильма.

Кинотерапия – отличный способ улучшить взаимопонимание между учителем и учениками. Общие переживания и открытость педагога создают предпосылки и для открытости участников тренинга, которые осваиваются с новыми подходами и приемами в ходе увлекательной работы.

Подготовка и проведение качественной кинотерапии занимают много времени. Кто-то советует экономить его на стадии просмотра фильма, например, предлагать участникам смотреть фильм перед общением в группе или выбирать фильмы покороче. Значительная часть времени уходит на подготовку программ обсуждения и упражнений. Тем не менее, организационные проблемы кинотерапии остаются наиболее обсуждаемыми, хотя расширение круга пользователей этой методикой работы актуализирует и другие проблемы.

Важнейшей проблемой использования кинотерапии становится установление баланса:

  • между основами помогающей деятельности и средствами эстетического анализа;
  • между тренерской и зрительской интерпретацией фильма (важно понимать: где мнение, а где предубеждение; когда участник выражает чувство, а когда вкладывает в эмоциональную "обертку" стереотип).

Необходимо обратить внимание на то, какими способами фильм усиливает впечатление зрителей: музыкой; изобразительными средствами; образами, закрепленными в языке героев, и т. д. Например, понимание отчаяния и ужаса Симбы сразу после гибели отца усиливается его криками: "Somebody!" ("Кто-то!"), а потом "Anybody!" ("Ну, кто-нибудь!"). Героиню Мулан в самые ответственные моменты сопровождает драматическая музыка и т. д. Важно ли обсуждать с детьми эстетические достоинства или недостатки фильмов? Думается, что приоритет "психологии" над "красотой" должен соблюдаться: если обсуждение эстетических находок встроено в общий ход рассуждений, то это плюс, если оно отвлекает, то стоит подумать о его необходимости.

Важно сохранить за детьми право на свое виденье фильма – особенно в области оценки героев, их поведения. В таком жанре, как кинотерапия, нет места морализации. И если мальчики после просмотра м/ф "Мулан" считают главную героиню "полной дурой" только потому, что она предпочла красавчика, а, например, не стала охмурять главного гунна, – это их право. Попытайтесь обыграть альтернативные мнения и покажите детям возможность сосуществования разных мнений – это гораздо более важный "урок", чем усвоение "правильной точки зрения".Кинотерапия во многом схожа с библиотерапией: специалист – посредник между книгой (фильмом) и ребенком, а книга (фильм) – посредник между ребенком и специалистом. Важно помнить и о том, что ребенок помогает учителю лучше понять фильм или книгу по сути, а уважение и внимание взрослого к позиции ребенка обеспечивает то пространство разных пониманий книги и фильма, которое так важно для развития отношений между разными поколениями.

В.Р. Шмидт,
канд. психол. наук, декан факультета социальной работы Московской высшей школы социальных и экономических наук, ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль