Методики коллективных занятий

8205

Методики коллективных учебных занятий разработаны автором в конце ХХ в. и получили широкое распространение. Вместе с тем применение их в классно-урочной системе часто сопровождается модификацией, искажением, что значительно снижает эффективность занятий. В предлагаемой статье методики публикуются в авторском варианте с учетом более чем двадцатилетнего опыта их использования.

  • Методика поабзацного изучения текстов (методика А.Г. Ривина)* 
  • Методика создания текстов (методика, обратная методике А.Г. Ривина)
  • Методика взаимопередачи тем

Для обеспечения целенаправленного становления коллективного способа обучения нами было разработано несколько общих методик коллективных учебных занятий. Коллективная организационная форма обучения, т. е. работа в парах сменного состава, является в них системообразующей. Данные методики можно определить как общие методики организации работы в сводных группах.

Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы, приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

  • предназначением и реализуемыми дидактическими задачами;
  • процедурами запуска;
  • особенностями управления и учета деятельности учащихся;
  • сочетанием различных организационных форм обучения;
  • приемами, используемыми в рамках организационных форм обучения.

Каждая из предлагаемых методик используется для решения определенной учебной задачи, в частности:

  • методика взаимопередачи тем и модифицированная нами методика А.Г. Ривина – для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов;
  • методика, обратная методике А.Г. Ривина, – для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках;
  • методика взаимообмена заданиями – для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач;
  • методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий – для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося;
  • методика доводящей карточки – для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т. п.).

Все предлагаемые методики способствуют приобретению учащимися дополнительных способностей, в частности организационно-управленческих умений.

Методика поабзацного изучения текстов (методика А.Г. Ривина)*[1]

Уже в 10-е гг. XX в. А.Г. Ривин реализовал идею взаимодействия учащихся в парах при организации и проведении учебных занятий, называя свои находки разными словами – "содиалог" (сочетательный диалог), "оргдиалог", "талгенизм" – от слов "талант" и "гений". Среди многочисленных приемов организации взаимодействия учащихся в парах, придуманных А.Г. Ривиным, особый интерес представляет методика поабзацной проработки текстов. Эта методика предназначена для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов на основе работы учащихся в парах сменного состава.

Подготовка дидактического материала

Планируемый для изучения по методике А.Г. Ривина учебный раздел делится на отдельные темы с примерным объемом от 1 до 5 страниц (объем зависит от возраста учащихся и от сложности текста).

По каждой теме готовится сжатый, компактный текст. Абзацы в текстах должны быть достаточно содержательными. Нецелесообразно, когда после определенного абзаца следует фрагмент текста, повторяющий, подробно разъясняющий, комментирующий данный абзац.

Темы необходимо изложить таким образом, чтобы их можно было изучать независимо друг от друга (настолько, насколько это возможно), в разных последовательностях. Если одни темы логически зависят от других, то необходимо составить маршрутно-логическую схему, а на ее основании – возможные маршруты изучения тем, не нарушающие логическую связь и зависимости между темами.

Организация работы сводной группы

Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее поабзацно (по частям) в парах сменного состава. Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема.)

Для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику: выслушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев и т. д. Сколько абзацев, столько и новых напарников. После проработки всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в малой группе. Затем получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Работа учащихся с текстом

Порядок проработки абзаца

1. Прочитать текст, выяснить смысл отдельных слов и уточнить границы понимания.

2. Осмыслить отдельные предложения (или части этих предложений).

3. Определить главную мысль абзаца, аргументировать свое решение.

4. Рассмотреть частные примеры.

5. Целостно осмыслить абзац и его связи с другими абзацами.

6. Выразить свое отношение (мнение) к содержанию и изложению абзаца.

7. Сформулировать в соответствии с главной мыслью название абзаца, письменно зафиксировать его.

Озаглавливание абзаца. Озаглавить абзац (короткий смысловой фрагмент текста) можно с помощью нескольких слов или предложений или через вопросы. Главное, чтобы заглавие точно отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Заметим, что заглавие не должно представлять собой конспект абзаца или условное обозначение.

ПРИМЕР

При озаглавливании абзаца: "В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы" – фразы "Теорема Пифагора", или "Теорема о сумме квадратов катетов", или же "а2 + b2 = с2" – неправильны. Правильное заглавие – "Связь между сторонами в прямоугольном треугольнике".

Запись заглавия абзаца в тетрадь. Приступая к изучению определенной темы, ученик выделяет для нее несколько страниц тетради, записывает название темы. Далее, прорабатывая и озаглавливая каждый очередной абзац текста, ученик фиксирует заглавия в тетрадь. Рекомендуется на страницах оставлять поля и напротив каждого заглавия отмечать фамилию и номер темы того человека, в паре с которым был проработан данный материал.

При отсутствии достаточных навыков работы с текстом рекомендуется использовать вопросники, составленные в зависимости от типа абзаца.

ПРИМЕР

Вопросник для абзацев, в которых вводится и определяется новое понятие

1. Какое понятие определяется?

2. Для каких объектов вводится определение?

3. Какие понятия участвуют в формулировке? Какие из них определяемы? Дать их определение.

4. Взять конкретный объект и проверить его соответствие определению. Является ли этот объект примером?

5. Что значит: данное определение не выполнено для конкретного примера? Показать это на примере.

6. Если ранее вам встретилось похожее определение, объясните – чем оно отличалось от данного?

Выступление (обсуждение) в малых группах

После того как ученик проработал некоторую тему, целесообразно, чтобы он выступил по этой теме перед малой группой (3–5 чел.). В состав малой группы могут входить ученики, которые изучают или только начнут изучать эту же тему, а также те, которые давно изучали ее и хотят повторить.

Выступление в малых группах должно занимать несколько минут. Более успешно организуются такие выступления при изучении гуманитарных предметов. При изучении же, например, математики выступление в малых группах незаметно превращается в обучающую лекцию, начинается рассмотрение разных примеров, долго обсуждаются доказательства утверждений, тратится много времени. В итоге для выступающего это оказывается неэффективной работой, а для слушателей – поверхностным освоением темы. Поэтому при изучении математики регулярные выступления в малых группах не всегда целесообразны.

Учет, контроль работы учащихся

Для планирования и координации работы по методике А.Г. Ривина используется таблица учета.

Ф. И.

Темы

А1

А2

В1

В2

С1

Д1

Иванов

+

+

Петров

+

Кузнецов

+

+

Условные обозначения:

"+" – изученная тема;

"•" – изучаемая тема.

Например, из таблицы видно, что Кузнецов знает темы В1, В2 и изучает тему Д1.

Для фиксирования дополнительной информации можно использовать и другие обозначения. Например, если Иванов по теме С1 выступил перед малой группой или сделал доклад, то стоящий в соответствующей ячейке таблицы знак можно обвести кружком.

Каждый ученик, заканчивая изучение темы и приступая к новой, отмечает это в таблице.

Учитель может контролировать и оценивать работу ученика по-разному, в частности:

  • присутствовать в малой группе, где ученик выступает по своей теме;
  • следить за работой ученика в разных парах;
  • поработать отдельно с учеником в паре и прослушать его пересказ по плану, проверить тетрадь;
  • принять зачет, экзамен, организовать индивидуальную контрольную работу и т. д.

Для контроля учитель может привлекать старших учеников, хорошо знающих проверяемые темы.

"Запуск" методики А.Г. Ривина

"Запуск" методики А.Г. Ривина требует особой организации работы на первом этапе, когда учащиеся должны и изучать новый материал, и осваивать новую методику. Обеспечить успешность такой работы можно двумя путями.

Первый вариант: предварительное обучение элементам методики А.Г. Ривина без организации коллективных занятий.

1. Всей учебной группе (классу) демонстрируется процесс проработки какого-либо абзаца, объясняется суть озаглавливания. Затем под руководством учителя учебная группа (класс) тренируется на нескольких абзацах: прорабатывает и озаглавливает их. Целесообразно показать разные типы абзацев: "определение", "описание", "доказательство", "задание" и т. д., а также познакомить учащихся на примере разбираемых абзацев с элементарными логическими понятиями: "признак", "классификация", "свойства", "вид", "род" и т. п.

2. Обучение ведению записей в тетради. Образец заполнения тетрадной страницы учитель может дать на доске: название и номер темы, название текста и источник, расположение заглавий абзацев, место для черновых заметок, место для записи терминов и т. д. Затем учитель предлагает учащимся оформить такую же запись в своей тетради. Учащиеся, сидящие за одной партой, могут проверить друг у друга правильность оформления записи, сам учитель также имеет возможность проконтролировать ошибки.

3. Учащиеся класса получают один абзац для работы, разбиваются на пары и в парах его прорабатывают, озаглавливают и записывают в свои тетради название. Затем по указанию учителя учащиеся одновременно пересаживаются в новые пары и сравнивают названия, которые они дали абзацу. Если названия не совпадают, то объясняют, почему они озаглавили так, а не иначе. Эту работу по озаглавливанию предложенного абзаца под руководством учителя может осуществить у доски кто-либо из учащихся.

Третий шаг может быть несколько усложнен за счет введения пересказа проработанного абзаца. Для этого весь класс делится на две группы. Все пары первой группы получают один абзац, а все пары второй группы получают другой абзац. Учащиеся совместно прорабатывают, озаглавливают абзац и записывают заглавие в свои тетради. Затем пары меняются таким образом, чтобы каждый ученик, проработавший первый абзац, оказался в паре с учеником, проработавшим второй абзац.

4. В рамках урока тренировка основного приема методики А.Г. Ривина может быть осуществлена на основе 6–8 вариантов специально подготовленных текстов с 3–4 абзацами (не больше). В течение урока учащиеся успевают поработать в 3–4 парах по своим текстам, изучить в каждой следующей паре новый абзац и пересказать предыдущий. Выполнив задание, учащиеся, работавшие над одинаковыми темами, собираются в одну группу и обсуждают свои заголовки абзацев, сравнивая их с образцом, заранее подготовленным учителем. Кроме того, учащиеся, вернув свои тексты учителю, могут письменно изложить содержание темы.

5. Убедившись, что учащиеся успешно справляются с разбором, обсуждением и озаглавливанием абзацев, можно перейти от групповой и индивидуальной организационных форм к коллективной, от урока – к занятиям по методике А.Г. Ривина.

Второй, ускоренный вариант "запуска" методики А.Г. Ривина осуществляется за счет привлечения учителей, учащихся, родителей, специалистов, владеющих этой методикой. В учебном коллективе они на неделю-две включаются в работу в парах сменного состава и непосредственно каждому объясняют, что и как надо делать по методике А.Г. Ривина, тут же исправляют ошибки, совершаемые новичками, при этом сами прорабатывают какие-либо тексты из данной или близкой области знаний. Для этого варианта нет особой необходимости в подготовке специальных обучающих текстов – можно сразу начинать изучение программного материала и программных текстов с одновременным освоением методики А.Г. Ривина. В первое время темпы изучения материала будут низкими, но через неделю-две занятий они вырастут.

ПРИМЕР

Методика А.Г. Ривина для разных уровней мастерства чтения

Учащимся, не владеющим "предложенным" или "словесным" уровнем мастерства чтения, в качестве фрагмента текста можно давать не абзац, а предложение или слово.

Пример 1 (для словесного уровня). Тексты представляют собой набор слов. Так, при изучении иностранных слов он может быть таким:

  • home;
  • pen;
  • table;
  • room.

Работа организуется по методике А.Г. Ривина, только вместо абзаца выступает слово, а вместо заглавия – рисунок. Учащиеся в парах читают слово, обсуждают, что это за слово, что оно означает. Далее в тетради того учащегося, чей текст рассматривается, рисуют соответствующий этому слову предмет.

Подобным образом можно организовать занятия и при изучении родного языка.

Пример 2 (для уровня предложения). Тексты состоят из простых предложений:

  •  "Подними правую руку";
  • "Покажи на окно";
  •  "Смотри на потолок".

Или же другой вариант:

  • "Какого цвета твое платье?";
  • "Сколько тебе лет?";
  • "Как зовут твоего соседа?"

Этот пример состоит из двух видов предложений. Изучение предложений первого вида предполагает выполнение указанных действий. Работая над предложениями-вопросами, необходимо записывать ответы в тетрадь.

Основное назначение такого подхода – научить читать с пониманием.

Коммуникативный аспект обучения методике

При использовании методики А.Г. Ривина необходимо уделять внимание характеру общения учащихся по заданному содержанию. Иными словами, надо учить искусству ведения диалога, в частности и в целом, продуктивному взаимодействию участников коллективных занятий.

При общей работе класса, группы над каким-либо абзацем учитель должен обращать внимание учащихся на формы высказываний предложений, возражения и критики чужих идей, на способы согласования действий и мнений участников процесса обучения и т. д. Например, прежде чем критиковать и отвергать чью-то мысль, надо уточнить, правильно ли она понята: "Я тебя понял так... Ты это имел в виду?" Или, например, если с чем-то не согласен собеседник, то он должен не только констатировать факт несогласия, но и указать причину и дать аргументацию: "Я не согласен, потому что… и в связи с тем-то..."

Часто участнику разговора трудно выразить свою мысль в словесно-логической форме, и тогда очень ценной оказывается помощь напарника: он участвует в оформлении чужой мысли и только после этого переходит к критике, сомнению и оценке ее правильности.

Прежде чем дать название и записать его в тетрадь или осуществить какое-либо другое действие, учащийся, обращаясь к своему напарнику, говорит: "Я предлагаю сделать то-то... Ты согласен с этим?"; "У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А как ты считаешь?"; "А как ты относишься к тому, чтобы мы сначала обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?" и т. д.

Подобные разговорные клише необходимы для правильного понимания друг друга. Если у учащихся нет навыков обсуждения, снятия конфликтов из-за непонимания друг друга и т. п., то продвижение в содержании резко замедляется и ухудшается освоение учебного материала.

Надо сказать, что обучить "технике работы" по методике А.Г. Ривина достаточно просто. Но вот учить пониманию другого, учить умению выразить себя, учить взаимодействию приходится долго и кропотливо.

ПРИМЕР

Вопросы и ответы на часто задаваемые вопросы по методике А.Г. Ривина

Вопрос 1. Зачем каждый раз пересказывать содержание предыдущих абзацев?

Ответ. Неоднократное воспроизведение текста способствует переосмыслению, закреплению и отработке речи. Это также позволяет собеседнику войти в курс дела, ознакомиться с другими темами, с новыми терминами, восстановить в памяти пройденный материал, т. е. реализуется идея опережающего обучения и многократного повторения.

Вопрос 2. Почему нельзя всю тему целиком проработать только в одной паре?

Ответ. Исчезает возможность (и целесообразность) пересказа проработанной части текста, обсуждения темы с разных точек зрения (с разными людьми).

Вопрос 3. Почему нельзя, чтобы все изучали одну и ту же тему?

Ответ. Не будет необходимости (заинтересованности) менять пары, слушать пересказ товарища. Исчезает возможность знакомства с другими темами, повторения пройденного материала, учета индивидуальных особенностей (способностей) учащихся.

Вопрос 4. Не слишком ли долго придется изучать каждый текст?

Ответ. Для каждого учащегося темп изучения первых тем медленный. Но чем больше текстов изучено, тем более знакомы оставшиеся тексты. Следовательно, темп изучения ускоряется, и на освоение последних тем тратится мало времени.

Методика создания текстов (методика, обратная методике А.Г. Ривина)

Изучая по частям текст в парах сменного состава по методике А.Г. Ривина, ученик составляет подробный план, который складывается из заглавий этих частей (абзацев). Можно сказать, что план является побочным результатом изучения текста.

Если использовать механизм методики Ривина с противоположной целью – по подробному плану восстановить (или получить новое) содержание текста, получится другой продуктивный вариант учебной работы. Такая методика является обратной методике А.Г. Ривина.

Организация работы сводной группы

Каждый обучающийся получает тему и ее подробный план. Задача – по плану восстановить содержание темы и оформить текст.

Работа в группе осуществляется следующим образом:

1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит напарника, с которым совместно читает этот пункт и его обсуждает, воспроизводит содержание, которое может ему соответствовать.

2. Напарники обсуждают возможный вариант записи найденного содержания. Этот небольшой фрагмент текста первый ученик записывает у себя в тетради.

3. Первый ученик таким же образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить его в письменный текст и записать абзац в тетрадь.

4. Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого фрагмента темы.

5. Ученик читает и обсуждает со вторым напарником второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии). Общими усилиями напарники формулируют полученное содержание, которое записывает в свою тетрадь первый ученик (это его очередной абзац).

6. Ученик помогает второму напарнику разобраться в очередном пункте его плана, предварительно выслушав пересказ содержания предыдущих пунктов. После того, как очередной абзац вторым напарником записан в тетрадь, пара расходится, и т. д.

Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст своей темы. После этого он может аналогичным образом прорабатывать следующую тему по предложенному плану.

Варианты использования методики

Методику, обратную методике А.Г. Ривина, можно использовать:

  • для написания сочинений по программным темам, изложений, статей. Желательно, чтобы учитель предварительно составил подробные планы сочинений. При этом необязательно (даже нежелательно), чтобы весь класс одновременно приступил к написанию сочинений, целесообразнее выделить сводную группу;
  • для написания рефератов. В этом случае учитель составляет планы рефератов, указывает источники и распределяет темы рефератов (с планами) между определенными учениками. (Заметим, что защита рефератов может служить одной из форм организации экзаменов – промежуточных и итоговых.);
  • для организации изучения программного материала, особенно в тех случаях, когда по какой-то причине изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках;
  • для решения задач по математике, физике, химии.

Более сложный вариант методики – когда ученикам не дается готовый план будущего текста. В этом случае ученики, работая в парах, на первом этапе составляют планы текстов на заданные темы. Например, ученик со своим товарищем обсуждает тему и проговаривает возможный вариант плана сочинения. Затем таким же образом он помогает товарищу составить план его сочинения.

Далее ученик находит другого напарника, обсуждает с ним вариант плана сочинения, полученный в ходе работы с предыдущим партнером, при необходимости корректирует план. Помогает напарнику разобраться в его вопросах и т. д. Проработав с несколькими напарниками, ученик получает удовлетворительный вариант плана сочинения, после чего приступает к следующему этапу – написанию сочинения в парах сменного состава, продолжая работу по обратной методике А.Г. Ривина.

Еще один вариант использования обсуждаемой методики – создание текста, когда нет готового плана (как в предыдущем случае) и не сформулирована тема. В этом случае необходимо:

  • на первом этапе – оформить тему;
  • на втором – составить план ее раскрытия;
  • на третьем этапе – приступить к обсуждению и оформлению текста*[2].

Методика взаимопередачи тем

Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Основная идея организации занятий состоит в следующем. Между учениками распределяются разные темы изучаемой программы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдает ее учителю. Далее ученики, обучая друг друга, осваивают свою программу.

Тема: понятие, оформление

Под темой мы понимаем некоторый текст, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т. д., объемом примерно 3–5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1–3 страницы в точных дисциплинах.

Задачи и вопросы первой группы достаточно просты и относятся только к отдельным абзацам (небольшим смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены:

  • для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста;
  • приобретения определенных практических навыков;
  • проверки и самопроверки понимания изучаемого материала.

Алгоритм подготовки дидактического материала для методики взаимопередачи тем

1. Фрагмент учебного курса делится на темы.

2. Для выделенных тем оформляются тексты.

3. Составляются:

  • схема логических зависимостей тем;
  • маршруты прохождения программы.

4. Оформляется табло учета, в котором будут указываться:

  • темы, изученные учеником самостоятельно;
  • проверенные (сданные);
  • изученные в парах;
  • переданные товарищам;
  • по которым сделаны доклады;
  • над которыми работает в данный момент ученик, и т. д.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Темы для изучения могут оформляться по-разному.

Первый вариант: готовится карточка, в которой после каждого абзаца (содержательной части) даны вопросы и задания первой группы. В конце карточки – вопросы и задания второй и третьей групп.

Второй вариант: используется, например, учебник или другая литература, где отмечены необходимые для изучения абзацы. Вопросы и задания по теме оформляются на отдельном листе, где указывается, к какой содержательной части они относятся.

Ученик готов передать другому определенную тему (т. е. обучать его), если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, решил все задачи и ответил на все вопросы первой и второй групп.

ПРИМЕР

Взаимопередача тем двумя учащимися

Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова – теме В. Сначала Иванов восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет уровень его понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу первой группы (выполнить упражнение или ответить на вопрос), которая относится к этому фрагменту темы. В тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, поэтому, если Петров освоил содержание первого пункта плана, он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть затруднения, то Иванов помогает ему, еще раз объясняя содержание первого пункта плана. После этого Петров пишет у себя в тетради формулировку первого пункта плана (не содержание этого пункта, а его название).

Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить задачу из первой группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров записывает в свою тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Таким образом Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров параллельно решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради появляется подробнейший план темы А.

После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него появляется подробнейший план этой темы.

Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров – к решению задач второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей группы.

На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач второй группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при необходимости передать другому (обучить) тему В, а Петров –
тему А.

Самостоятельное изучение темы

При самостоятельном изучении темы учащийся:

1. Читает первый абзац (небольшую смысловую часть темы), уясняет его, озаглавливает и записывает заглавие в специально отведенной для этого тетради.

2. Решает те задачи из первой группы, которые относятся к этому абзацу. Решение задач фиксирует в другой тетради или в той же тетради, где пишется заглавие, но в другом месте.

3. Переходит к следующему абзацу и т. д. Таким образом прорабатывая текст до конца, ученик в итоге получает подробнейший (поабзацный) план теоретической части изучаемой темы и решения задач первой группы этой темы.

4. Приступает к решению задач второй группы. Когда все задачи второй группы решены, ученик сдает эту тему учителю или другому члену группы, который сможет проверить уровень освоения темы.

5. К решению задач третьей группы ученик приступает неоднократно в течение учебного года, когда есть свободное время либо появилось желание, либо предстоит работа над решением задач по индивидуальному плану.

Проверка изученной темы

Как осуществляется проверка изученной учеником темы? Вначале учитель проверяет наличие плана: является ли он достаточно подробным, не пропущены ли определенные детали и аспекты данной темы. Затем по пунктам плана проверяет уровень понимания темы. Далее проверяет правильность решения задач первой и второй групп.

При необходимости проверяющий может предложить ученику заново изучить определенные части текста, откорректировать план, пересмотреть решение некоторых задач и т. д. При этом он должен дать определенную методическую установку, относящуюся к передаче, пересказу этой темы.

Организация работы сводной группы

Деятельность учащихся в сводной группе нуждается в специальной организации и управлении.

Вначале составляется план работы, в котором указывается, чем должен заниматься каждый ученик. По сути дела, составляется индивидуальный план работы каждого ученика (обратим внимание, не план индивидуально-обособленной работы, а индивидуальный план работы).

ПРИМЕР

Индивидуальный план работы ученика 1

1. Самостоятельно изучает тему (далее – Т1).

2. Сдает Т1 учителю (который проверяет качество ее освоения учеником).

3. Работает в паре с учеником 4, передавая (обучая) ему Т1 и получая от него (обучаясь) Т2 (работу с учеником 4 необходимо планировать так, чтобы к тому времени он был к ней готов).

4. Приступает к самостоятельному изучению Т5, которую затем сдает учителю.

5. Работает в паре с учеником 2, передавая ему (обучая) Т5 и получая от него (обучаясь) Т3.

6. Работает в паре с учеником 3, передавая ему Т5 и получая от него Т4.

7. Занимается решением задач третьей группы по темам, которые к этому времени освоил.

Индивидуальный план работы ученика 2

1. Самостоятельно изучает Т1, решает задачи третьей группы по этой теме.

2. Сдает Т1 учителю.

3. Работает в паре с учеником 5 в паре, передавая ему Т1 и получая от него Т2.

4. Работает в паре с учеником 3 в паре – передает ему тему Т2 и получает от него Т3.

5. Работает в паре с учеником 1 – передает ему Т3 и получает от него Т5.

6. Работает в паре с учеником 4, передавая ему Т3 и получая от него Т4.

7. Самостоятельно изучает Т6.

В тех случаях, когда очередной пункт индивидуального плана невозможно выполнить (занят учитель или товарищ, с которым предстояло работать), ученик занимается выполнением задач третьей группы пройденных тем или по возможности выполняет следующий пункт плана. При необходимости индивидуальный план может корректироваться в ходе работы. Удобно оформить все индивидуальные планы работы учеников в виде таблицы:

Ученик

Содержание пунктов плана

1

2

3

4

5

6

7

8

Ученик 1

Самостоятельно изучает Т1

Сдает Т1

Работает с Уч. 4, передает Т1, получает Т2

Самостоятельно изучает Т5

Сдает Т5

Работает с Уч. 2, передает Т5, получает Т3

Работает с Уч. 3, передает Т5, получает Т4

Решает задачи 3-й группы

Ученик 2

Самостоятельно изучает Т1

Решает задачи 3-й группы

Сдает Т1

Работает с Уч. 5, передает Т1, получает Т2

Работает с Уч. 3, передает Т2, получает Т3

Работает с Уч. 1, передает Т3, получает Т5

Работает с Уч. 4, передает Т3, получает Т4

Самостоятельно изучает Т6

Ученик 3

...

...

...

...

...

...

...

...

Заметим, что нет необходимости составлять план на длительный период. При ежедневных занятиях по 2–3 ч в день удобно составлять план работы на неделю.

Ход занятий отражается в табло учета (форму см. выше). Темы, которые ученик изучал самостоятельно, можно отметить цветом, а темы, которые ученик передавал другому (обучал), можно обвести кружочком.

Контроль и оценка

Контроль учащихся при организации обучения по методике взаимопередачи тем осуществляется в разных ситуациях: при решении ими задач, самостоятельном изучении темы, обучении товарища. Можно организовать специальные контрольные работы (в виде выполнения индивидуальных заданий), однако более подходящими в данной ситуации являются зачеты и экзамены, как промежуточные, по отдельным разделам, так и подытоживающие – в конце четверти, полугодия или года.

Ученик при работе по методике взаимопередачи тем одни темы изучает сам, другие ему передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдается преподавателю! Для предупреждения потери информации следует вести обучение строго по пунктам.

Следует иметь в виду, что при работе по методике взаимопередачи тем (и вообще при коллективных занятиях) оценка (отметка) за труд открытая, учащиеся имеют возможность изучать каждую тему до отличного уровня освоения.

Использование отдельных элементов методики взаимопередачи тем

По разным причинам не всегда возможно использовать методику взаимопередачи тем в целом, поэтому допустимо использовать только отдельные ее элементы по следующему плану.

Примерный план использования элементов методики взаимопередачи тем

1-й этап. Преподаватель выбирает (или составляет) несколько ключевых абзацев изучаемой темы. Предлагает ученикам в течение 2–3 мин разобраться в содержании первого абзаца, озаглавить его. Эту работу ученики выполняют, работая в паре, каждый со своим соседом по парте. Здесь важно, чтобы ученики научились совместно обсуждать, выдвигать разные гипотезы (версии, варианты), аргументировать свои утверждения, совместными усилиями находить подходящий вариант.

Далее учитель организует общегрупповое обсуждение. Он спрашивает учеников, какие появились варианты заглавий абзаца (удобно их зафиксировать на доске), предлагает их аргументировать, обсудить предложения других. На основе этой дискуссии учитель раскрывает определенную часть темы.

Таким же образом организуется работа по изучению остальных абзацев.

2-й этап. После того как ученики приобрели определенные навыки проработки и озаглавливания абзацев, можно предложить им изучать и озаглавливать не отдельные абзацы, а всю тему.

Ученики, по-прежнему работая в постоянных парах, изучают новую тему, прорабатывая каждый абзац и озаглавливая его. В итоге у них появляется подробный план данной темы.

Далее учитель организует общегрупповое обсуждение, в ходе которого сопоставляются составленные учениками планы тем, проверяется правильность освоения содержания темы и т. д.

3-й этап. Часть учеников изучает в постоянных парах одну тему, вторая – другую. Далее образуются пары учеников из первой и второй групп. В новых парах ученики обучают друг друга. В конце организуется общегрупповое обсуждение по обеим темам.

4-й этап. Учитель предлагает ученикам изучить новую тему дома. При этом разным ученикам предлагаются разные темы. А в классе ученики, обучая друг друга в парах сменного состава, осваивают всю программу.

М.А. Мкртчян,действительный член Академии педагогических и социальных наук,
зам. министра образования и науки Республики Армения


От редакции: Окончание статьи М.А. Мкртчяна о методиках коллективных учебных занятий (читать).

[1] Описание обучающего семинара для педагогов "Методика А.Г. Ривина – универсальное средство в работе с текстом для формирования общих умений коммуникации" см.: Справочник заместителя директора школы. 2010. № 11. С. 68. – Примеч. ред.

[2] Запятая О., Лебединцев В. Как описывать педагогический опыт // Народное образование. 2009. № 6. С. 113–119.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль