Методики коллективных учебных занятий

3705
  • Методика взаимообмена заданиями
  • Методика взаимопроверки индивидуальных заданий
  • Методика взаимотренажа
  • Методика доводящих карточек

Методика взаимообмена заданиями

Методика взаимообмена заданиями предназначена для обучения решению стандартных, типовых задач.

Подготовка учебного материала

Фрагменты учебной программы, планируемой для изучения с помощью методики взаимообмена заданиями, необходимо структурировать так, чтобы по каждому разделу можно было:

  • составить задания из задач разного типа;
  • выполнить любое задание независимо от других.

Например, при составлении заданий по теме "Решение неравенств" алгебраические неравенства могут войти в один раздел, а тригонометрические – в другой. При этом разделов с алгебраическими неравенствами может быть несколько. При изучении темы "Тригонометрические тождества" можно в один раздел включить задания, требующие применения одной тригонометрической формулы, а задачи, требующие применения нескольких формул, – собрать в другом разделе.

Далее устанавливается логическая зависимость между темами и определяются возможные варианты их прохождения.

Каждое задание оформляется на карточке и представляет собой два однотипных упражнения, задачи или вопроса. Каждое задание нумеруется буквами и цифрами: буквы обозначают раздел, цифры – номер задания.

Основной прием методики

Рассмотрим основной прием методики на конкретном примере.

ПРИМЕР

Применение методики взаимообмена заданиями для изучения раздела "Решение неравенств" (далее – РН).

Задание РН1

Решить неравенства:

Задание РН2

Решить неравенства:

Предположим, что один из учеников, например, Иванов, знает правильное решение неравенств типа РН1, а другой ученик, например, Петров, знает правильное решение неравенств типа РН2. Работая в паре, они обмениваются заданиями.

Иванов учит Петрова, как решать задание "а" из РН1, записывает решение и все необходимые формулы в тетрадь Петрова, дает теоретическую консультацию и отвечает на все вопросы Петрова.

Далее Петров приступает к решению задания "б" из РН1. Напомним, что задание "б" того же типа, т. е. решается таким же образом, что и задание "а". Задание "б" Петров выполняет под наблюдением Иванова и комментирует все свои действия. Иванов обращает внимание на моменты, которые не удаются его напарнику, задает вопросы на уточнение; потом дает рекомендации, как учить следующего напарника. (В первоначальном варианте методики взаимообмена заданиями после того, как ученики объяснили друг другу, как решаются задания "а", каждый из них приступал к самостоятельному решению заданий "б" (без наблюдения за этим процессом со стороны партнера). Однако практика подсказала: чтобы обеспечить качество обучения, выполнение задания "б" должно проводиться под наблюдением того, кто обучает, при этом обучаемый должен комментировать свои действия по выполнению задания "б". Можно ввести еще одно задание того же типа – "в" – для самостоятельного выполнения без наблюдения со стороны партнера. После выполнения задание "в" проверяется партнером. – Примеч. авт.) Далее таким же образом Петров объясняет, учит Иванова тому, как решается задание "а" из РН2. После чего Иванов выполняет задание "б" из РН2 под наблюдением Петрова, комментируя свои действия.

На этом работа в данной паре заканчивается, напарники расходятся.

Организация работы по методике взаимообмена

Работа в сводной группе по методике взаимообмена заданиями организуется следующим образом. Предположим, что в этой группе шесть учащихся (Петров, Иванов, Степанов, Озеров, Попов, Кузнецов). Для координации их работы составляется таблица учета:

Фамилия

РН1

РН2

РН3

РН4

РН5

РН6

Петров

Иванов

Озеров

Степанов

Попов

Кузнецов

Все шесть заданий распределяются между учениками. Каждому дается по одному заданию, о чем делается соответствующая отметка в таблице учета. Например, если Озерову поручено выполнять РН3, то напротив фамилии Озеров под номером РН3 ставится "•" (точка).

Далее осуществляется "запуск" раздела. Преподаватель индивидуально, каждому учащемуся по очереди, объясняет, как решается задача "а" его задания, дает необходимую теоретическую консультацию, записывает решение в тетрадь ученика. Затем учащийся решает задачу "б" из своего задания, комментируя свои действия учителю. После того как преподаватель убедится, что ученик правильно решает задачу "б", ставится знак "+" в соответствующем месте в таблице учета. Например, если Озеров правильно решил задачу "б" из задания РН3, то напротив его фамилии под РН3 вместо "•" ставится "+".

"Запуск" считается законченным, если каждое задание раздела выполнено хотя бы одним учеником. Далее, чтобы выполнить остальные задания, учащиеся работают друг с другом в паре, используя основной прием, как это было описано выше. Координируется эта работа следующим образом. Из таблицы видно, что Петров и Озеров, работая в паре, могут обменяться заданиями РН1 и РН3. Им поручается такой обмен, при этом в таблице учета напротив фамилии Петров под номером РН3 ставится "•" (точка), а напротив фамилии Озеров точка ставится под номером РН1. Когда работа в паре заканчивается, то вместо точек ставится "+".

Через некоторое время таблица учета может выглядеть следующим образом:

Фамилия

РН1

РН2

РН3

РН4

РН5

РН6

Петров

+

+

Иванов

+

Озеров

+

+

Степанов

+

+

Попов

+

+

Кузнецов

+

Далее работу можно продолжать, например, так: Петров и Степанов обменяются заданиями РН3 и РН5, а Озеров и Попов – заданиями РН1 и РН4. При этом, как видно из таблицы, Иванов и Кузнецов не закончили работу в паре. Следовательно, они будут продолжать ее, обмениваясь заданиями РН2 и РН6.

Таким образом, каждый учащийся выполнит все шесть заданий из раздела РН.

Особенности методики

Обратим внимание на некоторые особенности методики взаимообмена заданиями:

  • как минимум одну задачу по каждому типу заданий учащийся решает самостоятельно;
  • учащийся перерешивает большинство задач несколько раз (в процессе обучения других);
  • одновременно с обучением решению задач учащегося можно знакомить с теоретическими понятиями и фактами.

Следует отличать методику взаимообмена заданиями от методики взаимопередачи тем. Они существенно отличаются по организации работы. Методика взаимообмена заданиями более подходит к случаю, когда необходимо освоить способы решения типовых (стандартных) задач, ознакомиться с новыми фактами и формулами, научиться ими пользоваться в стандартных ситуациях. Методику взаимопередачи тем можно использовать при изучении теории, разборе доказательств и аргументации.

Методика взаимопроверки индивидуальных заданий

Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и повторения пройденного материала.

Подготовка индивидуальных заданий

Из темы (или раздела, программы года, программы всего предмета) выделяются все важные моменты, к ним готовятся вопросы и оформляются задания. Полученный общий список заданий и вопросов по всей теме структурируется в индивидуальные задания, каждое из которых записывается на отдельной карточке. Число карточек не зависит от количества учащихся, оно определяется количеством типов вопросов и задач, которые нужно проверить.

Количество вопросов и задач во всех карточках должно быть одинаковым. В одной карточке могут быть вопросы и задачи разного уровня сложности, могут встречаться и теоретические вопросы. Никакой логической зависимости между ними не должно быть.

Требования к составлению индивидуальных заданий

1. Суммарный набор вопросов и задач должен отражать весь раздел (либо программу года, либо программу предмета).

2. Вопросы и задачи одного индивидуального задания (карточки) должны быть составлены к разным частям учебной программы.

3. Некоторые наиболее важные вопросы и задачи должны повторяться в разных индивидуальных заданиях (карточках), чтобы участник, обсуждая один и тот же вопрос с разными напарниками, мог при необходимости скорректировать свое понимание.

Организация работы сводной группы

Из учащихся, освоивших определенную часть программы, организуется сводная группа для взаимопроверки. Членам этой группы раздаются разные индивидуальные задания, которые они выполняют самостоятельно. Если какой-то вопрос или задача вызывают у учащегося затруднения – он может восстановить забытое по своим записям или по учебнику, или обратиться за помощью к товарищу с конкретным вопросом, ответ на который займет немного времени (например, попросить напомнить формулу).

После того, как ученик выполнил полностью свое индивидуальное задание (ответил на все вопросы и выполнил все задачи), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание и нуждается в его проверке). Далее работа идет в парах сменного состава по аналогии с методикой А.Г. Ривина, т. е. по частям: учащийся проверяет решение первой задачи (ответ на первый вопрос) с одним напарником, следующей задачи (следующего вопроса) – со вторым напарником и т. д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задачу) своего индивидуального задания ученик проверяет в новой паре.

Проверяясь в паре, ученик письменно восстанавливает весь процесс решения задачи либо дает устный развернутый ответ на свой вопрос. При этом он, как правило, не заглядывает в свои записи. Его напарник следит за изложением текста, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет, при обнаружении ошибки просит заново решить задачу.

После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), учащийся сообщает об этом руководителю сводной группы, получает от него новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяет решения (ответы на вопросы) в парах сменного состава.

Руководитель сводной группы в табло учета знаком "+" отмечает выполненное задание, а знаком "•" – то задание, над которым ученик работает в данное время.

Фамилия

Индивидуальные задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Иванов

+

Пустовалов

+

Николаева

+

Реброва

+

Смирнова

+

Петров

+

Учащийся выполняет не все индивидуальные задания, а заранее определенный их комплект, охватывающий повторяемую программу. Например, Иванов будет выполнять задания № 1, 3, 7, 10, Петров – задания № 2, 6, 8, 9. Номера заданий или комплекты в целом у некоторых учащихся могут совпадать.

Если обучающемуся попадается вопрос, на который он уже отвечал в одной из предыдущих карточек, то очень важно, чтобы он так же подробно повторил ответ. В этот раз он работает с другим напарником, который, возможно, лучше знает материал и сможет заметить ошибки, на которые предыдущий напарник не обратил внимания.

Также важно, чтобы каждый вопрос своего индивидуального задания ученик проверял с новым напарником. При этом не имеет значения, какой по порядку пункт он проверяет в паре. Так, один ученик может проверять первый пункт своего индивидуального задания, а его напарник – четвертый.

Методика взаимотренажа

Эта методика предназначена для организации повторения, закрепления, тренировки пройденного материала. Она не требует особого запуска и постоянного присутствия учителя.

Дидактический материал

Для организации работы по методике взаимотренажа необходимо подготовить специальные карточки, каждая из которых должна содержать несколько упражнений с ответами. Для удобства карточки могут нумероваться. Буква в номере обозначает раздел, а цифра – порядковый номер карточки в этом разделе.

ПРИМЕР

Математика

Карточка для тренировки в сложении и вычитании двухзначных чисел ("СВДЧ"), может иметь такой вид:

СВДЧ1

18 + 17 = 35

47 + 24 = 71

36 + 38 = 74

53 - 29 = 24

81 - 37 = 44

63 - 35 = 28

Карточка "СВДЧ3" будет того же типа, что и карточка "СВДЧ1", а карточка "ДВЧ3" (по теме деление двузначных чисел) будет содержать другие упражнения, к примеру:

48

= 4.

12

Русский язык

Карточки для повторения раздела "Словарные слова" (СС) могут выглядеть так:

СС1

справа
вскоре

героизм
салют
коллекция
вокзал
рюкзак

СС2

слева
вдвоем
влево
издалека
отовсюду
вскоре
впереди

СС3

рюкзак
гербарий
вверху
посетить
беседовать
справа
направо

 

СС4

впереди
всегда
рапорт
стремиться
героизм
слева
вверху

 

СС5

гербарий
вдвоем
всегда
стремиться
салют
издалека
посетить

 

СС6

вокзал
влево
направо
беседовать
коллекция
отовсюду
рапорт

Обратим внимание: каждое слово встречается в двух разных карточках. Это делается специально. Одно и то же слово можно включать и в несколько карточек.

Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа

1. Первый ученик зачитывает второму ученику упражнение (вопрос) № 1 своей карточки А1 (не говоря при этом ответ).

2. Второй ученик выполняет упражнение (отвечает на поставленный вопрос).

3. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он зачитывает упражнение (вопрос) № 2, если второй ученик ошибся – предлагает ему ответить еще раз. Если напарник ошибается второй раз, то первый ученик называет правильный ответ, а затем переходит к следующему упражнению (вопросу). Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.

4. Второй ученик зачитывает вопросы своей карточки А2, а первый ученик отвечает на эти вопросы.

5. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Организация работы сводной группы

Из учащихся, завершивших первичное освоение определенного раздела программы, организуется сводная группа для взаимотренажа. Каждый получает по одной карточке, отличной от карточек других членов группы.

Вначале учащийся знакомится с содержанием своей карточки. Затем ученики разбиваются на пары и работают друг с другом. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.

Когда все учащиеся поработают друг с другом по одному разу, группа расходится. Иногда группа может не расходиться, а совершить еще один виток, но тогда целесообразно перераспределить карточки. Второй (третий…) виток учащиеся могут продолжить на следующий день.

Особенности методики взаимотренажа

Методику взаимотренажа можно использовать при закреплении материала по разным предметам. Это могут быть задания на применение орфографических правил, усвоение "словарных" слов, заучивание и повторение таблицы умножения, закрепление в памяти различных формул, сведений, фактов, определений и т. д.

В зависимости от конкретных случаев могут быть видоизменены приемы работы в парах. Важно, чтобы у одного напарника был правильный ответ на вопрос, на основе которого он безошибочно может проверять работу партнера. В частности, при освоении "словарных слов" можно использовать приемы предупредительного диктанта (один диктует слова из своей карточки, другой комментирует их написание и записывает у себя в тетради, а первый прослеживает и исправляет ошибки).

Нецелесообразна долговременная деятельность сводного отряда по методике взаимотренажа. Как правило, каждый такой отряд должен выполнять работу в течение 5–20 мин. Это обстоятельство надо иметь в виду при составлении карточек и определении количества учеников сводного отряда.

Методика доводящих карточек

Доводящая карточка управляет мышлением ученика, организует процесс понимания им изучаемой темы. Вопросы и задания доводящей карточки должны быть составлены так, чтобы процесс выполнения заданий и ответы на вопросы подводили учащегося к пониманию темы.

ПРИМЕР

Доводящая карточка по теме "Теорема Пифагора"

Теорема: В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Вопросы и задания:

1. Что такое прямоугольный треугольник?

2. Сколько катетов имеет прямоугольный треугольник?

3. Как называется самая большая сторона прямоугольного треугольника?

4. Чему равняется квадрат числа 3?

5. Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равна 3. Чему равен квадрат длины этого катета?

6. Найди квадрат числа 4.

7. Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равна 4. Чему равен квадрат длины этого катета?

8. Чему равна сумма квадратов чисел 3 и 4?

9. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 3, а длина другого – 4. Чему равняется сумма квадратов длин этих катетов?

10. Квадрат какого числа равняется 25?

11. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника равна 5. Чему равняется квадрат длины гипотенузы?

12. Прочитай теорему Пифагора.

13. Что больше: сумма квадратов чисел 3 и 4 или квадрат числа 5?

14. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 3, а другого – 4. Длина гипотенузы равна 5. Что больше: сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы?

15. О чем теорема Пифагора?

16. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна А, длина другого катета – В, а длина гипотенузы – С.

а) Чему равняется сумма квадратов длин катетов?

б) Чему равняется квадрат длины гипотенузы?

в) Прочитай теорему и ответь на вопрос: что больше – сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы?

17. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 6, а другого – 8.

а) Чему равняется сумма квадратов длин этих катетов?

б) Чему равняется квадрат длины гипотенузы?

в) Чему равна длина гипотенузы?

18. В прямоугольном треугольнике длина гипотенузы равна 5, а длина одного катета равна 3.

а) Чему равняется квадрат длины другого катета?

б) Чему равна длина другого катета?

19. …

Доводящие карточки составляются из нескольких групп вопросов и заданий.

Первая группа содержит вопросы и задания, направленные, с одной стороны, на проверку уже пройденного материала, который необходимо знать для понимания нового; с другой стороны – на область нового материала. В приведенном примере эта группа представлена первыми тремя вопросами.

Вопросы и задания второй группы обращают внимание ученика на разные слова и словосочетания. В приведенном примере это слова: "квадрат" (4-й и 6-й вопросы), "квадрат длины катета", "квадрат гипотенузы" (5-й, 7-й, 11-й вопросы), "сумма квадратов", "сумма квадратов длин катетов" (8-й, 9-й вопросы).

Вопросы третьей группы обеспечивают понимание темы (с 13-го пункта по 18-й).

Далее могут следовать вопросы и задания, направленные на закрепление и углубление уже понятого материала. Особую значимость имеет внутренняя связь между пунктами. Например, неслучайно, что в пп. 4 и 5 используется число 3, а в пп. 6 и 7 – число 4. Или, скажем, в вопросах 8, 9, 13, 14 и 18 обязательно используется тройка чисел 3, 4 и 5.

Организация работы сводной группы

Работа в сводной группе по методике доводящих карточек организуется следующим образом. Учащимся раздаются для изучения карточки по разным темам. Ученик самостоятельно изучает тему по доводящей карточке, а затем проверяет свои знания у учителя.

Далее образуются пары. Новую карточку первый ученик изучает с помощью напарника, который ее знает (освоил тему). В этом случае второй ученик играет роль проверяющего (который действует по алгоритму, используемому в методике взаимотренажа). Потом напарники меняются ролями: второй ученик изучает одну из тех карточек, которая усвоена первым учеником. В этом случае первый ученик играет роль проверяющего.

После этого пара расходится. Каждый из напарников ищет нового товарища для изучения новых тем. И так далее, до тех пор, пока каждый ученик не изучит все карточки.

Для координации такой работы удобно составить учетную таблицу следующим образом:

Ученики

Карточки

1

2

3

4

Ученик 1

+

+

Ученик 2

+

Ученик 3

+

+

+

Ученик 4

+

Условные обозначения. Знак "+" – усвоенные карточки, знак "•" – карточка в работ

М.А. Мкртчян, действительный член Академии педагогических и социальных наук,
зам. министра образования и науки Республики Армения

Источник: www.menobr.ru

Методики коллективных учебных занятий



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль