Логотерапевтический кабинет биологической обратной связи. Кабинет БОС

8081

Л.В. Салина,
зам. зав. по воспитательно-методической работе I квалификационной категории МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области,

З.А. Корлыханова,
учитель-логопед высшей категории, специалист БОС, победитель II Общероссийского конкурса "Лучший специалист БОС России" в номинации "Образование" МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска (далее – МДОУ) – учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В детском саду организованы разнопрофильные группы для детей с нарушением речи, задержкой психического развития, часто болеющих детей, детей с ортопедической патологией (в т. ч. детским церебральным параличом). Обучение и воспитание дошкольников реализуется в комплексе с лечебно­профилактическими мероприятиями: посещением сауны и бассейна, парафинолечением, полосканием зева рта отваром трав после еды, приемом кислородных коктейлей, витаминных чаев, хвойно­солевых лечебных ванн с отварами успокоительных и противоаллергических сборов.

В октябре 2001 г. в детском саду был открыт логотерапевтический кабинет биологической обратной связи (далее – БОС). Компьютерную программу, с помощью которой организуется лечение, для МДОУ приобрело управление образования.

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Для коррекции речи может применяться БОС с использованием такого физиологического параметра, как дыхательная аритмия сердца (далее – ДАС), по методу А.А. Сметанкина. ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечно­сосудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее – ЧСС) на вдохе и выдохе.

Метод БОС дает возможность вылечить у дошкольников:

  • заикание;
  • логоневрозы;
  • алалии, афазии;
  • дисграфию, дислексию;
  • ринолалию, ринофонию;
  • расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани);
  • функциональные нарушения голоса;
  • нарушение темпа речи;
  • речевую тревогу;
  • расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.

Относительными противопоказаниями являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • повышенная судорожная готовность и выраженные органические поражения головного мозга;
  • сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания.

После изучения контингента детей, посещающих МДОУ, были определены следующие задачи кабинета БОС:

  • формирование у детей нового типа дыхания;
  • коррекция и нормализация речевого дыхания;
  • автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
  • развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
  • снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
  • социальная адаптация дошкольника, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
  • предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.

В логотерапевтический кабинет ребенок зачисляется на основании заявления родителей (приложение 1) и приказа заведующего МДОУ.

Коррекция нарушений речи ведется комплексно. Согласно штатному расписанию с 13–15 детьми работают:

  • воспитатель;
  • педагог­психолог;
  • врачи: педиатр, невропатолог, физиотерапевт;
  • медицинские сестры: массажист, процедурная, физио;
  • помощник воспитателя.

Разработчики компьютерной программы, с помощью которой ведется коррекция логопедических нарушений, предоставляют услуги своего специалиста. В течение 2 недель он обучает работе с комплексом БОС логопеда ДОУ. Последний приступает к работе, получив сертификат учителя­логопеда – специалиста БОС. Для этого в штат была введена дополнительная ставка учителя­логопеда – специалиста БОС, разработана должностная инструкция (приложение 2).

Учитель-­логопед – специалист БОС должен вести довольно большое количество документов (приложение 3). В частности на каждого ребенка оформляется "Журнал проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете биологической обратной связи" (приложение 4).

Занятия с применением мультимедийной компьютерной части коррекции начинаются только после получения допуска врача­невропатолога и с согласия родителей (законных представителей). Они проводятся бесплатно, индивидуально и в подгруппах: подгрупповые – два раза в неделю; индивидуальные – два­три раза в неделю согласно диагнозу ребенка.

"Перспективное планирование оздоровительно­коррекционных занятий на тренажере БОС­логотерапевтический" включает в себя несколько этапов:

  • овладение техникой диафрагмального­релаксационного дыхания (дыхание животом; далее – ДРД), 2–3 занятия;
  • формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 5–7 занятий;
  • работа над основными компонентами речи, 4–5 занятий;
  • формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
  • закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий.

Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуально­дифференцированному графику.

В коррекционно­оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям зачитывают записи в журнале процедур БОС, дают прослушать аудиозаписи речи воспитанника, предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

Основными формами работы с родителями являются:

  • проведение вводной беседы о методике БОС;
  • раздача памяток с правилами дыхания ДРД;
  • посильные задания на дом;
  • приглашение родителей на занятия ребенка со специалистом БОС (не менее одного раза в неделю);
  • совместное обсуждение результатов коррекции речи;
  • оформление стенда для родителей, папок­передвижек;
  • предложение родителям вести "Дневник заикания", где ежедневно отмечаются примерное количество заиканий ребенка, а затем количество успешно снятых им речевых судорог при помощи метода ДРД;
  • проведение тренингов, собраний, анкетирования.

Приложение 1

Заведующему МДОУ "Аленький цветочек"
Резяповой С.З.

от _________________________________
(Ф. И. О. родителя)

Заявление

Я, __________________________________,
(Ф. И. О. родителя),

родитель ребенка _______________________,
(Ф. И. ребенка),
_______ года рождения, группы № ___ даю свое согласие на курс занятий на БОС­логотерапевтическом тренажере по методу Сметанкина А.А. с учителем­-логопедом – специалистом БОС З.А. Корлыхановой.

Обязуюсь присутствовать на занятиях согласно графику.

_____________________ _____________
(подпись) (дата)

Приложение 2

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
учителя­логопеда – специалиста БОС

1. Общие положения

1.1. Учитель­-логопед – специалист БОС назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ на основании заявления и заключения трудового договора. На период отпуска или временной нетрудоспособности его функциональные обязанности в установленном порядке возлагаются на сотрудника дефектолого­педагогической службы, педагога, имеющего необходимую квалификацию, который несет полную ответственность за их надлежащее исполнение. Временное исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя ДОУ в соответствии с трудовым законодательством.

1.2. На должность учителя­-логопеда – специалиста БОС I, II категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование, стаж работы в должности учителя­логопеда не менее двух лет; прошедшее курсы повышения квалификации специалиста БОС­логотерапевтического кабинета.

1.3. Учитель­-логопед – специалист БОС работает под непосредственным руководством заведующего, заместителя заведующего по ВМР, заместителя заведующего по ВМР (с возложенными обязанностями председателя ПМПк).

1.4. Учитель­-логопед – специалист БОС является сотрудником ПМПк службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В своей деятельности учитель­-логопед – специалист БОС должен руковод­ствоваться:

  • Конституцией и законами РФ;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • Законом РФ "Об образовании";
  • Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.;
  • решениями Правительства РФ;
  • Типовым положением о ДОУ;
  • Уставом ДОУ;
  • локальными правовыми актами ДОУ;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами и нормами охраны труда, техники безопасности;
  • приказами и инструкциями Минобрнауки России;
  • настоящей должностной инструкцией и трудовым договором.

1.6. Учитель-­логопед – специалист БОС должен знать:

  • Закон РФ "Об образовании";
  • Конституцию РФ;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;
  • основы дошкольной педагогики, возрастной психологии;
  • анатомо­физиологические и клинические основы дефектологии;
  • современные методы и приемы оказания различных видов дефектологической помощи;
  • методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно­психическом развитии ребенка;
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программно­методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
  • новейшие достижения дефектологической науки;
  • базисную программу воспитания детей;
  • нормативные документы в рамках компетенции и инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

2. Функции

На учителя­-логопеда – специалиста БОС возлагаются следующие функции:

2.1. Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.

2.2. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

2.3. Проведение углубленного логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3 до 7 лет для определения уровня речевого развития, специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.

2.4. Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.

2.5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам в целях профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

3. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций учитель-­логопед – специалист БОС обязан:

3.1. Проводить:

  • обследование детей в целях определения особенностей речевой функции у ребенка, структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов в развитии;
  • комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
  • индивидуальные и групповые коррекционно­развивающие занятия с дошкольниками по исправлению речевых нарушений и нервно­психических отклонений в развитии;
  • динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксацию результатов промежуточного обследования детей в соответствующей документации, в случае необходимости рекомендовать дополнительный поддерживающий курс.

3.2. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно­психическом развитии воспитанников.

3.3. Направлять проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико­педагогические центры.

3.4. Составлять заключения по результатам логопедического обследования и доводить их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме для ориентации в проблемах развития дошкольника.

3.5. Осуществлять работу, направленную на профилактику, совершенствование коррекции речи и функциональное состояние организма ребенка в окружающей среде, с применением логотерапевтического тренажера БОС.

3.6. Составлять индивидуальную дифференцированную схему проведения лечебного курса методом ДРД­ДАС­БОС.

3.7. Разрабатывать и использовать:

- коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико­грамматических расстройств, подлежащих коррекции;

- рекомендации для педагогов, специалистов и родителей:

  • по работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии в условиях ДОУ;
  • при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе;
  • по социально­психологической готовности воспитанников к школьному обучению;
  • организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.

3.8. Осуществлять тесное взаимодействие с педагогами групп по закреплению положительных результатов коррекции и формированию правильного произношения звуков, связной повествовательной речи у дошкольников, динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством периодических обследований.

3.9. Формировать навыки речевой культуры у воспитанников на основе русской детской классической литературы и устного народного творчества.

3.10. Консультировать всех участников образовательного процесса в целях профилактики речевых нарушений и выбора технологий логопедической помощи детям.

3.11. Участвовать:

  • в опытно­-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в дошкольном учреждении;
  • заседаниях совета педагогов, совета психолого­педагогической службы;
  • родительских собраниях и круглых столах.

3.12. Вести:

  • документацию в установленной форме и использовать ее по назначению;
  • методическую и аналитико­статистическую работу.

3.13. Оказывать по производственной необходимости помощь в проведении ремонтных работ в летний период.

4. Права

Учитель-­логопед – специалист БОС в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Принимать участие в разработке:

  • стратегии развития ДОУ, создании соответствующих нормативных документов;
  • управленческих решений, находящихся в компетенции психолого­педагогической службы;
  • положений о функциях данной службы.

4.2. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.3. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.

4.4. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.

4.5. Требовать от руководства дошкольным учреждением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.6. Повышать свою квалификацию.

4.7. Распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование.

4.8. Получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти, учредителем, администрацией МДОУ.

5. Ответственность

Учитель-­логопед – специалист БОС несет ответственность (в установленном законодательством РФ порядке):

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в т. ч. за неиспользование предоставленных прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение другого аморального проступка учитель­логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио­ и видеооборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно­гигиенических правил учитель­логопед – специалист БОС привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

5.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель­логопед – специалист БОС несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Учитель­-логопед – специалист БОС:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, утвержденному руководителем ДОУ, составленному исходя из 20­часовой рабочей недели.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно. Планы согласуются с заместителем заведующего по ВМР, заместителем заведующего по ВМР (с возложенными обязанностями председателя ПМПк), утверждаются руководителем МДОУ.

6.3. Представляет заместителю заведующего по ВМР, заместителю заведующего по ВМР (с возложенными обязанностями председателя ПМПк) письменный отчет о своей деятельности за полугодие и по окончании учебного года.

6.4. Получает от руководителя ДОУ информацию нормативно­правового и организационно­методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в деловую профессиональную компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками.

6.6. Информирует руководителя МДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами учреждения.

6.7. Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

6.8. В период, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе.

Приложение 3

  • Перечень документации учителя­-логопеда – специалиста БОС
  • Перспективно-­тематическое планирование коррекционной работы;
  • перспективно-­методический план работы на учебный год;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарный план фронтально­подгрупповых занятий;
  • тетрадь индивидуальных занятий с детьми;
  • тетрадь взаимодействия с педагогами групп;
  • тетрадь взаимодействия со специалистами и медицинским персоналом;
  • табель посещаемости логопедических занятий;
  • речевые карты (протоколы обследования детей);
  • табель посещаемости сеансов БОС­терапии;
  • журнал проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете БОС;
  • годовой отчет, протоколы обследования детей (на начало и конец учебного года);
  • паспорт кабинета;
  • индивидуально­перспективный план ДРД­ДАС­БОС коррекции речи ребенка;
  • перспективный план оздоровительно­коррекционных занятий на тренажере БОС­логотерапевтический с дошкольниками­логопатами на учебный год.

С должностной инструкцией ознакомлен(а): _______________.

Приложение 4

ЖУРНАЛ
проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете БОС

Фамилия ___________________________________________________________________________ .

Имя _______________________________________________________________________________ .

Возраст ____________________________________________________________________________ .

Домашний адрес _____________________________________________________________________ .

Телефон ____________________________________________________________________________ .

Ф. И. О. матери ______________________________________________________________________ .

Ф. И. О. отца ________________________________________________________________________ .

Из какого учреждения поступил ________________________________________________________ .

Речевой диагноз _____________________________________________________________________ .

Сопутствующие диагнозы _____________________________________________________________ .

Допуск врача­невропатолога ___________________________________________________________ .

Дата поступления ____________________________________________________________________ .

Дата окончания курса _________________________________________________________________ .

Курс лечения ________________________________________________________________________ .

Дополнительные поддерживающие курсы _______________________________________________ .

Подпись логотерапевта _________________________

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль