Внедрение профстандарта педагога: с чем приходится сталкиваться

4979
Внедрение профстандарта педагога: с чем приходится сталкиваться

Стандарт профессиональной деятельности «Педагог» должен был применяться с 2015 года. Почему было принято решение отложить внедрение профстандарта педагога, рассказывает заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко.

Михаил Васильевич, расскажите, пожалуйста, что представляют собой профессиональные стандарты в целом и стандарт профессиональной деятельности педагога в частности?

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Поэтому президентская инициатива внедрения профстандарта педагога была абсолютно новой для всех нас: и для Профсоюза, и для непосредственных разработчиков профстандарта, и для работодателей — будущих правоприменителей этого документа.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление персоналом»


Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта и в первую очередь касается производственной сферы. Например, нам нужно наладить производство автомобилей. Для этого прежде всего мы планируем весь бизнес-процесс, начиная от изготовления деталей и заканчивая сборкой и продажей конечной продукции. Далее мы пытаемся спрогнозировать, какие специалисты нам будут нужны: токари, слесари, механики и так далее. Однако все это так называемые сквозные должности, а нам нужны слесари и механики определенных квалификаций. Поэтому мы должны детализировать профессии с помощью профессионального стандарта. Таким образом, профстандарт является своеобразным конструктором, из которого работодатель может «собрать» нужные для организации его бизнес-процесса должности.

В сфере образования вместо бизнес-процесса осуществляется образовательный процесс и, кроме того, действует утвержденная Правительством РФ номенклатура должностей с исчерпывающем перечнем названий должностей для педагогических и руководящих работников. Таким образом, на сегодняшний день руководитель образовательной организации просто не может по своему усмотрению придумывать новые конкретные должности для педагогических работников, которые не предусмотрены номенклатурой.

Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1. Согласно данной статье профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию, то есть на сегодняшний день стандарт профессиональной деятельности педагога является единственным в образовании.

«Мы настаиваем на отсрочке применения стандарта профессиональной деятельности педагога»

Когда внедрение профстандарта педагога в трудовых отношениях станет обязательным?

С точки зрения Профсоюза, применение работодателями действующего профстандарта педагога уже с 1 января 2015 года, как это предусмотрено приказом Минтруда России, только ухудшит ситуацию. Почему? Из-за специфики педагогической профессии, ее творческого характера, из-за того, что очень сложно переложить приведенную выше схему организации бизнес-процессов на трудовые отношения в сфере образования. В настоящий момент ни один директор, ни один заведующий просто не знают, как это сделать.

По словам руководителя рабочей группы по разработке профстандарта педагога Евгения Александровича Ямбурга, применение этого документа на практике в настоящий момент даже опасно, так как навредит самой сути стандарта профессиональной деятельности педагога.

Профсоюз совместно с Минобрнауки России отстаивают перед Минтруда России и Правительством РФ необходимость ввести до 2018 года переходный период. Ведь благодаря такой схеме постепенного перехода к применению профстандарта мы не поставим под удар ни руководителя, ни педагогического работника. Прежде всего мы, Профсоюз, конечно, беспокоимся о том, чтобы педагогический работник не пострадал от неграмотных действий работодателя. А это может случиться при поспешном внедрении профстандарта педагога в практику трудовых отношений, так как руководители образовательных организаций станут требовать от педагогов владения теми компетенциями, которых у них еще нет.

Дело в том, что профстандарт имеет три сферы применения. Во-первых, на его основе должны перерабатываться федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, по которым обучаются будущие воспитатели и учителя. Во-вторых, в соответствии с профстандартом будут обновляться образовательные программы профессионального образования, и только в-третьих, стандарт профессиональной деятельности педагога должен применяться при формировании кадровой политики, проведении аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда в образовательных организациях.

Поэтому мы, Профсоюз, считаем абсолютно логичным и правильным, что с 2018 года профстандарт как раз и вступит в силу для третьего направления, то есть для трудовых правоотношений. По двум первым направлениям работа идет уже сейчас. Ведь сначала должны быть пересмотрены все программы профессионального педагогического образования, причем не только для вузов, но и для институтов повышения квалификации. Только после того как педагогические работники буду обучены или переучены по обновленным программам, работодатели смогут требовать от них соответствия профстандарту.

В течение трех лет профстандарт педагога пройдет апробацию на 21 стажировочной площадке в различных регионах страны. Надеюсь, что территориальные организации Профсоюза будут своевременно подключены к этому процессу. За этот период будут выявлены плюсы и минусы данного документа, сложится объективная картина по его применению в трудовых отношениях. Возможно, по результатам апробации потребуется пересмотреть действующий стандарт профессиональной деятельности педагога, для того чтобы он был более удобен в использовании на практике в масштабах всей страны.

Подводя итог всему сказанному, я бы хотел обратиться к руководителям образовательных организаций: применяя профстандарт педагога, руководствуйтесь пословицей «семь раз отмерь, один раз отрежь». Потому что, еще раз подчеркиваю, это документ новый, достаточно сложный для применения на практике. Пользуйтесь квалификационными характеристиками должностей работников образования - их пока никто не отменял.

Стандарт профессиональной деятельности педагога содержит такие понятия, как трудовая функция и обобщенная трудовая функция. Что под ними понимается?

Сложный вопрос. Чтобы в нем разобраться, нужно открыть, во-первых, статью 57 Трудового кодекса РФ, которая называется «Содержание трудового договора», а во-вторых, методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н.

В статье 57 Трудового кодекса РФ написано, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. В свою очередь, в методических рекомендациях указано, что трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции, а обобщенная трудовая функция — это набор трудовых функций. Данное разночтение является той проблемой, из-за которой, в том числе мы настаиваем на отсрочке применения стандарта профессиональной деятельности педагога в трудовых отношениях.

Дело в том, что понятия обобщенной трудовой функции и трудовой функции сформулированы только для целей упомянутых методических рекомендаций. Эта не та же самая трудовая функция, которая указана в Трудовом кодексе РФ.

Свое пожелание согласовать эти два документа Профсоюз высказывал на заседании рабочей группы российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК). В рамках РТК обсуждался проект методических рекомендаций по применению профстандарта, разработанный Минтрудом России. Данный проект подвергся справедливой критике с нашей стороны и в настоящее время дорабатывается с учетом замечаний Профсоюза и других заинтересованных сторон. Надеюсь, что в итоге мы получим качественный документ, который будет соответствовать действующему трудовому законодательству и станет необходимой нормативно-методической основой для работодателей при применении профессиональных стандартов.

«Кроме внедрения профстандарта педагога, запланировано утверждение еще семи профстандартов»

Какая нормативная и методическая база будет разработана для внедрения профстандарта педагога?

Скорее всего, методических рекомендаций Минтруда России по применению профстандарта, о чем я уже упоминал, будет недостаточно в силу специфики сферы образования. Поэтому, может быть, потребуются методические рекомендации по применению профессионального стандарта и от Минобрнауки России. Возможно, понадобится разработать типовые должностные инструкции педагогических работников на основе профстандарта педагога. Однако все это пока на уровне дискуссии. Мы вместе с Минобрнауки России обсуждаем, как выстраивать дальнейшую разъяснительную работу.

Тем более что сейчас идет речь только о стандарте профессиональной деятельности педагога, а ведь запланировано утверждение еще семи профстандартов: для педагога дополнительного образования детей и взрослых, педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, педагога-психолога, специалиста в области воспитания (деятельности по социально-педагогическому сопровождению обучающихся), руководителя образовательной организации и руководителя научной организации, а также научного работника. Все эти профстандарты находятся на разных стадиях готовности и пока сложно сказать, когда они будут приняты.

Каким будет профстандарт руководителя образовательной организации?

Данный документ обсуждается на площадке Минобрнауки России, причем обсуждение идет довольно тяжело. Все потому, что руководители бывают разных уровней: от заведующего детским садом до ректора госуниверситета. При всем уважении и к тому, и к другому, масштабы и сложность их работы существенно отличаются. Возникает вопрос, как в рамках одного профстандарта совместить разные уровни управленческой деятельности. Пока мы — Профсоюз, Минобрнауки России и экспертное сообщество — не решим данную проблему, будет трудно продвинуться дальше в формировании профстандарта руководителя образовательной организации.

Как стандарт профессиональной деятельности педагога соотносится с новым порядком аттестации педагогических работников?

В данный момент никак. При проведении аттестации нужно руководствоваться приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276, которым утвержден порядок аттестации в соответствии с новым законом об образовании. Согласно данному порядку существует два вида аттестации: на соответствие занимаемой должности и на квалификационную категорию — первую и высшую. До принятия действующего закона об образовании также было два вида аттестации. Таким образом, единственное принципиальное изменение заключается в том, что аттестация на соответствие занимаемой должности перенесена с уровня субъекта РФ на локальный уровень — то есть проводится в образовательной организации.

При проведении аттестации нас пока не должен сильно волновать стандарт профессиональной деятельности педагога, потому что он на сегодняшний день не применяется в трудовых отношениях. Вместе с тем, например, уже сейчас возникает много вопросов по действующему порядку аттестации как у органов управления образованием, так и у руководителей образовательных организаций. В связи с этим Профсоюзом совместно с Минобрнауки России подготовлены ответы на самые актуальные вопросы об аттестации педагогических работников.

Кроме того, существуют наряду с аттестацией и другие подходы к оценке квалификации работников, один из них - сертификация квалификаций. Этот подход применяется в сфере здравоохранения. Врачу недостаточно получить диплом об образовании, он должен пройти практику в ординатуре, после чего может получить специальный сертификат, который будет являться допуском к непосредственной медицинской деятельности.

В сфере образования допуском к профессии всегда являлся диплом, а единственным ограничением — наличие судимости и некоторые виды заболеваний.

Однако в настоящее время предлагается ввести сертификацию квалификаций и для педагогических работников. С этой целью планируется создавать сертификационные центры в регионах. Эта инициатива сейчас активно обсуждается профессиональным сообществом, в том числе и в Минобрнауки России.

Профсоюз в первую очередь заинтересован в повышении профессионального уровня педагогических работников. Мы за то, чтобы педагогическая профессия развивалась, становилась все более ценной для общества и привлекательной для педагогических работников. Поэтому нам интересны любые новации – будь то стандарты профессиональной деятельности педагога или сертификация квалификаций, главное, чтобы их внедрение не осуществлялось за счет нарушения прав работников или снижения существующих социальных гарантий.

Подробнее читайте в статье «Профессиональный стандарт педагога»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль