Организация школьного бала

8182

Бал – многочисленное собрание лиц обоего пола для танцев. От обычных танцев или дискотеки балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определенном порядке. Основную его прелесть в прошлые века составляла легкая, непринужденная и доброжелательная атмосфера.

Поводом для проведения бала не обязательно может быть выпускной вечер (мы называем его балом скорее формально, чем действительно задумываемся о форме проведения мероприятия).

Методическая разработка по организации школьного бала представлена в форме ролевой игры и рассчитана на участников в возрасте от 13 до 18 лет.

Проведение бала может содействовать:

  • воспитанию культуры межличностного общения;
  • формированию эстетических образцов проведения свободного времени;
  • оптимизации межличностных отношений в юношеских коллективах.

Требования к подготовке бала

Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако педагог, участвующий в подготовке этого мероприятия, сталкивается со многими трудностями: незнание подростками правил поведения на балу, неумение танцевать полонез, котильон и другие бальные танцы. Для того чтобы ребята не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько репетиций, на которых можно разучить несколько достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс.

Еще один вариант бала связан с проведением конкурса бального танца, когда желающие представляют на суд жюри свое мастерство.

Использование бала в качестве танцевальной программы целесообразно тогда, когда в детском объединении последовательно изучается быт (в т. ч. этикет, танцы, развлечения) какой-либо эпохи, в культурных традициях которой было проведение балов.

Школьный бал является своего рода ролевой игрой в рамках исторического или литературного сюжета. Лучше организовать его подготовку так, чтобы участники действия исполняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому роли целесообразно распределить заранее).

Бал следует проводить в достаточно большом коллективе, например в загородном лагере для старшеклассников или с участием не менее трех-четырех классов старших школьников. При этом возможно объединение участников по 4–5 чел. для исполнения коллективных ролей: родственников, приятелей.

Важно заранее подготовить музыкальное сопровождение и реквизит для проведения мероприятия. Организаторам необходимо заранее записать бальные танцы (полонез, вальс, танго и т. д.) и современные достаточно известные медленные танцы. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.

Материальное обеспечение мероприятия:

  • аудиоаппаратура, аудиозаписи, прожектор, софиты и другие источники света;
  • ткань, цветы, подсвечники;
  • декоративные стулья, столы и другие вещи для создания предметно-эстетической среды;
  • бальные книжечки (их должно быть больше, чем количество девочек, желающих пойти на бал, потому что, во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых, возможен вариант, что кто-то из дам в сильном волнении потеряет книжечку и им необходимо будет предоставить новую).

Желательно проинформировать участников в устной и письменной форме о программе вечера, состоящей из музыкальных композиций и конкурсов, для того чтобы ребята могли спланировать, кого и когда они смогут пригласить на танец, а девочки – понять, скольким кавалерам они могут дать согласие на тур танца. Программа может быть представлена на стилизованном цветном листе бумаги формата А4.

Бал – мероприятие достаточно специфичное, требующее определенных усилий от участников. Поэтому, исходя из разнообразия их интересов и эмоционального настроя, следует предусмотреть различные варианты возможного проведения времени. В рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

  • бальная зала для танцующих пар;
  • шахматный салон, где предлагается посостязаться в древнейшей игре. Для этой площадки понадобятся шахматы, желательно не одна, а две-три доски, и соответственно два-три стола со стульями, чтобы ребята смогли сыграть партию сидя, а не стоя. Игра в шахматы для некоторых ребят может оказаться достаточно сложной, поэтому можно предложить им сыграть партию "пара на пару" или "команда против команды";
  • салон "Игра слов", предназначенный для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду – посвящение прекрасной даме, т. е. продемонстрировать свой поэтический дар). Участникам понадобятся листы бумаги, ручки;
  • салон "Остроумия". На этой площадке предоставляется возможность блеснуть умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение – анекдот должен соответствовать тематике бала.

Конечно, лучше, если на каждой из таких площадок будет присутствовать, хотя бы один взрослый, чтобы помочь ребятам, в случае необходимости, разрешить спор, организовать пространство и просто поговорить, когда кто-то вдруг заскучает.

Важно позаботиться не только о музыкальном сопровождении вечера, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если помещение для бала будет действительно большим и светлым. Увеличить пространство можно, расставив стулья по периметру зала. А для участников – героев бала необходимо выделить почетное место, которое должно быть хорошо освещено (может находиться на возвышении, например на сцене). Конечно, всегда остается вариант договориться с каким-либо музеем либо другим учреждением культуры города об аренде большого и светлого танцевального зала. При планировании площадок необходимо предусмотреть также такое место для проведения конкурсов, чтобы каждому(!) участнику вечера было удобно наблюдать за конкурсной программой.

Участники бала

Уточним список главных персонажей бала. К ним относятся:

  • распорядители;
  • хозяин и хозяйка;
  • герои бала с дамами или кавалерами;
  • меценаты;
  • организаторы шахматного салона, салонов "Игра слов" и "Остроумия".

Распорядители. Желательно, чтобы распорядителями были молодой человек и девушка – пара, которая смогла бы танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.

Герои бала. Наш опыт свидетельствует, что весьма уместными на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в школе (лагере) ранее. Так, в лагере для старшеклассников "Кентавр" бал предваряла целая серия конкурсных программ: "рыцарский турнир", "круг ножей", "Колизей" (соревнования мальчиков и юношей в игровом фехтовании). Благодаря этому на балу присутствовали настоящие герои. Дело в том, что в царской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, богачи и меценаты). Думается, что в методическом плане было бы дурным тоном "назначать" героев бала (симулякров). Только настоящие герои заслуженно будут пользоваться в ходе бала особым вниманием, на них будет построена сюжетная линия общего действа – награждение и чествование. Вообще, любое хорошее воспитательное мероприятие должно опираться на реальную жизнь детско-взрослого сообщества.

Мы достаточно скептически относимся к варианту выбора королевы и короля бала. Лучше, если право быть героем бала заслуженно не красотой костюма, а действительно важными для всего сообщества достижениями.

Меценаты. При подготовке к балу необходимо выбрать так называемых меценатов, за призы которых будут бороться гости бала, участвующие в конкурсах. Лучше всего, если в роли меценатов будут выступать наиболее авторитетные педагоги и старшеклассники, чьи призы хотели бы получить многие ребята. При этом можно пойти разными путями: сделать список меценатов открытым либо, наоборот, тайным. Не забудьте предупредить всех тех, кто будет вручать свои призы участникам конкурсов, проводимых на балу. Пусть люди подумают, что именно они могли бы подарить, почему именно эту вещь. Сообщите меценату, какой именно конкурс будет проводиться для розыгрыша его приза. Важно, чтобы он подготовил не только приз, но и свою короткую (не более 1–2 мин) речь, которую он будет произносить при награждении победителя конкурса. В ней он должен объяснить, почему был выбран тот или иной человек. Может сложиться ситуация, когда будет сложно определить победителя конкурса. Чтобы не обидеть никого из ребят и не оставить без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.

Хозяин и хозяйка. Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели свои обязанности. Их задачей было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствующие дамы не оставались без кавалеров.

Также важно предупредить тех, кто будет участвовать в первом танце бала – вальсе, чтобы они подготовились и смогли его отрепетировать.

Организаторы конкурсов должны помнить, что участникам бала следует предлагать тематические конкурсы, которые отражают атмосферу бала (поведение героев, их разговоры, способы взаимодействия). Они могут изменять содержание конкурсов в зависимости от темы, которая выбрана для проведения мероприятия, но важно не забывать, что конкурсы по манере проведения, содержанию и оформлению должны соответствовать эпохе бала.

Внешний вид и поведение участников бала

Важно создавать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только благодаря изготовлению и размещению с ребятами афиш, но и в процессе общения с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на бал, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Взрослым необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж. Кроме этого очень важно помочь старшеклассникам (особенно девочкам!) также продумать свой образ. Желательно это делать за несколько дней до бала, поскольку может оказаться, что у участника не будет нужной одежды или ее понадобится постирать и погладить. Как показывает наш опыт, значительная часть подростков, юношей и девушек не очень понимают, как подобрать адекватный балу наряд. Вследствие этого на сцене нередко можно увидеть девушку в сапогах или юношу в нечищеных туфлях, что производит неблагоприятное впечатление.

Распорядители и, конечно же, меценаты должны быть на балу образцом для ребят и в одежде, и в манерах поведения. Важно демонстрировать желание общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-учителям следует помнить, что есть бальная книжечка, и записывать в нее все приглашения, а кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, предлагая даме внести соответствующую запись в свою книжечку, чтобы она не забыла о данном обещании.

Хозяину и хозяйке бала необходимо помогать ребятам, участвующим в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет его выполнить (постесняется сказать комплимент или дарить цветы). В такой ситуации надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.

Пространственно-временная организация бала

В школе бал целесообразно приурочить к какому-либо событию, однако в конце учебной четверти старшеклассники могут не найти в себе сил на подготовку к балу и участие в нем.

Один из самых важных моментов при проведении бала – его органичность в жизни детско-взрослого сообщества. Лучше всего организовать данное мероприятие удается в школьном лагере или на выездном сборе актива школы. Однако если решение о проведении танцевальной программы в режиме "бала" принимается в последние дни лагерной смены, то вряд ли получится что-то стоящее.

Как показал накопленный нами опыт работы, на бал целесообразно отводить примерно 1,5–2 ч, тщательно продумав план мероприятия. Важно помнить, что ребята должны успеть одеться и настроиться на праздник. Конечно, желательно, чтобы и после окончания бала они не торопились снять свои красивые наряды и "бежать" на другое по эмоциональному настрою мероприятие, чтобы атмосфера праздника сохранилась надолго.

В условиях школьного лагеря бал можно проводить в период между полд­ником и ужином: ребята после часа дневного отдыха успеют одеться и привести себя в порядок, сходят на полдник и через полчаса будут готовы к празднику. Хотя самое оптимальное время проведения мероприятия – после ужина до вечерки (вечерних отрядных кругов).

Начало бала

Ребят, начинающих собираться перед входом в бальный зал, необходимо радушно встретить и попросить встать парами (если они пришли на бал не одни) в таком порядке, в каком в соответствии со сценарием их будут приглашать в зал. (Обычно сначала приглашают пройти всех гостей, затем – меценатов, педагогов и старших участников мероприятия, а в последнюю очередь – героев бала.)

И вот, наконец, под торжественную музыку гости приглашаются в бальный зал.

Одним из самых важных моментов любого специально организованного мероприятия является поддержание эмоционального настроя участников. Для бала целесообразно предусмотреть церемонию входа в зал. Для этого один-два распорядителя должны громко и торжественно приглашать и представлять входящих участников бала.

Как указывалось ранее, участники должны определиться со своими ролями и с тем, как следует их представлять. Нелепо будет звучать фраза: "В бальную залу приглашаются Деня Васечкин и Женька Иванова". Для закрепления выбранных ролей лучше изготовить и подписать приглашения гостям будущего бала, используя наряду с их реальными именами и имена лиц, роли которых они исполняют. Непосредственно перед началом действа необходимо проверить, кто пришел и кто отсутствует, а также напомнить гостям о порядке входа в бальный зал.

Распорядитель может произносить такие фразы:

– "В бальную залу приглашаются гости: князь Андрей Болконский, граф Николай Ростов, гусарский капитан Денисов с дамами!"

– "В зал приглашается победитель городского интеллектуального марафона Сергей Новиков – сэр Шерлок Холмс со своей дамой сердца – прекрасной леди Илианой!"

– "Внимание, дорогие гости, сегодня с нами победитель рыцарского турнира Алехандро д’Невер со своей дамой сердца леди Элизабет!"

При организации порядка вхождения в зал важно никого не обидеть, не нарушить положительный эмоциональный настрой.

После того как все гости вошли в зал, им предлагается занять свои места и сесть (если это предусмотрено).

После проведения бала следует расспросить ребят об их чувствах, настроении, поддержать в них тот положительный эмоциональный настрой, которые они получили на балу. Возможно, такой разговор состоится не сразу после окончания бала, его можно отложить и на следующий день.

Удачного вам проведения бала!

Дополнительные материалы:

Т.В. Козырева,
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, методист лагеря ролевых игр "Кентавр"
Б.В. Куприянов,
канд. пед. наук, проф. кафедры теории и истории педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, научный руководитель лагеря ролевых игр "Кентавр"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль