Ответственность за курение в общественных местах. Классный руководитель и родители.

6491

Собрание по поводу профилактики детского табакокурения на тему "Законодательство о запрете курения" проводится с родителями учащихся 10-х классов[*]

В ходе собрания родители могут:

  • узнать мнение учащихся об ограничении курения в общественных местах;
  • ознакомиться с российским законодательством об ограничении курения табака (Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" – далее Закон об ограничении курения табака) и причинами ограничения курения в общественных местах;
  • обсудить, ограничивает ли запрет на курение права человека;
  • смоделировать ситуацию нарушения законодательства (с позиции лиц, ответственных за соблюдение закона);
  • обдумать значимость и важность собственного правомерного поведения.

Темы для обсуждения на собрании:

  • "Почему государство вводит ограничение на курение табака в общественных местах?";
  • "Каковы последствия нарушения законодательства об ограничении курения?";
  • "Почему Закон об ограничении курения табака не работает?".

Структура собрания представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура собрания по поводу профилактики детского табакокурения

Этап и его содержание

Формы и методы работы

Продолжительность, мин

Ожидаемые результаты

1. Мотивация

Обсуждение мнений учащихся по поводу ограничения курения

10

Участники собрания анализируют мнение учащихся, настраиваются на обсуждение основной проблемы

2. Работа с текстом Закона об ограничении курения табака

Работа в группах с документом

15

Родители знакомятся с содержанием Закона об ограничении курения табака и стараются понять, как лучше обсудить его основные положения с детьми

3. Обсуждение основной проблемы

Дискуссия.

Вариант 1. "Является ли запрет на курение ограничением прав человека?"

Вариант 2. "Почему Закон об ограничении курения табака не работает?"

15

Родители моделируют обсуждение данного вопроса со своими детьми

4. Подведение итогов

Составление схем, логических цепочек с основными понятиями

10

Участники собрания задумываются о значимости и важности собственного правомерного поведения

Ход собрания

Перед началом родительского собрания учитель раздает присутствующим напечатанные на отдельных листках анонимные мнения учащихся класса об ограничении курения в общественных местах, в частности в школе и на прилегающей к ней территории (1–2 предложения). Такую работу учащиеся могут предварительно проделать как индивидуально, так и в группах.

Этап 1. Мотивация

Педагог предлагает родителям ознакомиться с мнением учащихся по поводу обсуждаемого Закона, рассмотрев вывешенные на доске резюме, и совместно проанализировать их, ориентируясь на следующие вопросы:

  • Каких мнений больше: в поддержку ограничения или в защиту личной свободы? Почему?
  • Каково ваше мнение о подобных ограничениях?
  • Нужно ли вообще государству вмешиваться и вводить ограничение на курение табака (в виде Закона)? Почему?

Этап 2. Работа с нормативными документами

Родители обсуждают основные положения Закона об ограничении курения табака и определяют, какие из них являются наиболее важными.

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"
(извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти

1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Вопросы для обсуждения:

  • Каковы цели данного Закона?
  • Кто по Закону несет ответственность за его нарушение?
  • Что запрещено делать в соответствии с данным Законом?
  • Кого можно (нужно) поставить в известность о нарушении данного Закона? Что необходимо делать в соответствии с Законом?
  • С какими статьями непременно должны быть ознакомлены родители подростков и сами подростки? Почему?

В ходе обсуждения педагог записывает на доске основные тезисы дискуссии, выделяя главные составляющие законодательства об ограничении курения. Систематизация может выглядеть так, как показано в табл. 2.

Таблица 2

Главные составляющие законодательства об ограничении курения

Цель Закона

Снижение заболеваемости населения

Кто несет ответственность по Закону

Производители и продавцы табачных изделий; работодатели, владельцы зданий (помещений) учреждений культуры, спорта, и подобных им; представители власти

Что запрещено Законом

Продажа табачных изделий поштучно; через автоматы; лицам, не достигшим 18 лет, и т. д.

Кому следует сообщать о нарушениях Закона

Сообщать о выявленных нарушениях законодательства следует в Торговую инспекцию, милицию, администрацию образовательных учреждений, Управление образованием, Управление здравоохранением и т. д.

Что необходимо делать ответственным лицам

Оборудовать специальные места для курения, напоминать о вреде курения

Что нужно знать родителям

Важно, чтобы родители сами определили наиболее значимые для них и для их детей положения Закона

Что нужно знать подросткам

Для работы с текстом Закона предлагается следующий вариант действий. Родители делятся на группы и путем использования символов изображают на ватмане основное содержание Закона с целью его доступного обсуждения со своими детьми. Работы родителей вывешиваются на доске и комментируются.

Далее следует обсудить вопросы:

  • какие важные моменты законодательства учтены каждой группой;
  • что осталось неучтенным;
  • какие символы наиболее точно отражают основные тезисы диалога с подростками.

Такая работа может быть продолжена следующим образом:

  • на основе родительских рисунков педагог планирует и проводит классный час, в ходе которого просит учащихся объяснить символы с использованием текста Закона;
  • учитель предлагает родителям забрать рисунки и продолжить обсуждение данной темы со своими детьми дома.

Этап 3. Обсуждение основной проблемы

Развивая тему последствий несоблюдения положений Закона об ограничении курения табака, педагог организует с родителями дискуссию о том, является ли ограничение курения нарушением прав человека. Родители получают раздаточный материал с "подсказкой".

Является ли запрет на курение нарушением прав человека?

Ни одна страна не позволяет какой-либо личности вредить другой личности в погоне за удовольствием или при удовлетворении своей вредной привычки. Существует базовый принцип прав человека, который часто выражается следующим образом: "Ваша свобода махать руками заканчивается там, где начинается мой нос". Именно так, а не как хотелось бы некоторым: "Свобода моего носа кончается там, где другой человек размахивает руками", ибо рука делает больно носу, а не наоборот.

В рассматриваемом случае некурящий не наносит своими действиями вреда курящему, но сам вынужден находиться в едином пространстве с курящим и страдать от этого. Курящий, зажигая сигарету и испуская табачный дым, наносит вред не только самому себе, но и окружающим. А, как известно, любой человек имеет право на защиту от действий, которые наносят ему вред. Соответственно, ограничение возможностей производить действия, которые наносят или могут нанести вред, не является нарушением прав человека.

Данные ограничения не отменяют свободу людей, желающих отравлять свой организм табачным дымом, но защищают от отравления некурящих людей. Зато отсутствие запрета на курение является нарушением прав некурящих людей, особенно больных астмой и аллергией, поскольку фактически означает для них запрет заходить в рестораны и другие места, где атмосфера отравлена табачным дымом.

Далее возможны два варианта организации данного этапа родительского собрания.

Вариант 1. Всем, кто считает, что ограничение курения связано с нарушением прав человека, предлагается занять места в первом ряду. Тем, кто не согласен с этим утверждением, предлагается занять места в третьем ряду, тем, кто сомневается, – во втором ряду (в центре). Затем все представители разных мнений должны предложить не менее трех основных аргументов в защиту своей точки зрения. После этого педагог предлагает каждой группе высказаться и пояснить свой выбор. После такого обсуждения участникам дискуссии предлагается сменить места, если их позиция изменилась, и прокомментировать свое решение.

Вариант 2 (дискуссия с заданными ролями). Учитель просит участников собрания разделиться на две основные группы: первая должна будет обосновать утверждение о том, что ограничение курения нарушает права человека, вторая – доказать, что ограничение курения связано с защитой прав человека.

Причины ограничения курения в общественных местах (вспомогательный материал для учителя)

Практически во всех странах существует ограничение на курение в общественных местах. При этом в наиболее выгодном положении оказываются некурящие лица, так как в меньшей степени подвергаются вредному для здоровья воздействию табачного дыма. Есть, по меньшей мере, четыре явные причины для ограничения курения в общественных местах:

  • защита некурящих;
  • содействие в прекращении нанесения вреда здоровью некурящих;
  • снижение ущерба, наносимого имуществу вследствие воздействия дыма, пепла и огня;
  • улучшение здоровья работников и повышение производительности труда.

Защита некурящих является наиболее весомым обоснованием для введения ограничения на курение в общественных местах. Это особенно справедливо для случаев, когда здоровье некурящих уязвимо, например, если воздействию дыма подвергаются дети, больные и люди преклонного возраста. Подобное воздействие крайне противопоказано тем, у кого легкие малы или слабы в силу возраста или болезни. Кроме того, запрет на курение является эффективной профилактической мерой в отношении молодежи.

Содействие в прекращении нанесения вреда здоровью некурящих подразумевает уменьшение потребления сигарет курящими и стимулирование их к тому, чтобы покончить с вредной привычкой. Это редко является явно выраженной целью регулирования курения в обществе, тем не менее опыт показывает, что подобные ограничения могут способствовать тому, чтобы курящие расстались со своей привычкой. Не должно удивлять и удачное побочное последствие: ограничения могут помешать курящим потакать своей привычке с прежним удобством или частотой, заставляя их уменьшить потребление сигарет.

Еще одним фактором, содействующим прекращению курения, является снижение числа курящих в видимом окружении. Когда курение становится менее частым явлением в обществе, социальные нормы начинают меняться, и курение становится неприемлемым поведением. Для определенных учреждений, например медицинских и учебных, особо важно подать пример сохранения здоровья путем ограничения курения. В недавнем канадском исследовании подача хорошего примера была названа управляющими в качестве одной из наиболее эффективных мер по ограничению курения. В США согласно различным оценкам благодаря такой мере уменьшение потребления табака составило до 20%.

Снижение ущерба наносимого имуществу вследствие воздействия дыма, пепла и огня также представляется весьма важной социальной мерой. Несмотря на то, что указанный вред нельзя сравнить с потерей человеческого здоровья, ущерб, наносимый имуществу вследствие такого воздействия, иногда может быть главным мотивирующим фактором. Это особенно справедливо в отношении торговых складов, где курение может повредить хранящийся товар, а также в отношении больниц, санаториев или домов престарелых, где курящие люди, ослабленные в силу заболевания или преклонного возраста, могут оказаться беспомощными в обращении с предметами для курения.

Улучшение здоровья работников и повышение производительности труда не уступает по значимости другим причинам ограничения курения в общественных местах. Установлено, что курящие лица чаще пропускают работу по болезни и нуждаются в медицинской помощи, нежели некурящие. Здоровая рабочая сила более продуктивна, а снижение курения – один из наиболее быстрых путей ее оздоровления.

Поддержание чистоты воздуха в общественных местах и его очищение от вторичного табачного дыма можно обеспечить следующим образом:

  • путем запрещения курения во всех без исключения помещениях или на всей территории, например в метро. Безусловно, такое ограничение наиболее полно защищает здоровье людей, находящихся в определенном месте. Законодательство должно стремиться к расширению перечня подобных мест. Следует начать с детских садов и в перспективе охватить все общественные места, посещаемые некурящими лицами. Например, в Калифорнии в результате референдума курение запрещено даже в барах;
  • путем запрещения курения где-либо при предусмотренной возможности делать это в специально отведенном месте. Так, не принято курить в вагонах поезда, но можно выйти в тамбур. Подобные ограничения защищают здоровье некурящих людей в меньшей степени, их следует рассматривать скорее как промежуточную меру, пока общество и политики еще не полностью готовы к борьбе с загрязнением воздуха вторичным табачным дымом.
  • При законодательном введении специальных мест для курения нужно учитывать следующее:
    а) это должно быть правом, а не обязанностью владельцев здания, так как возлагает на них затраты, которые косвенно ложатся и на некурящих;
    б) такие места следует оборудовать там, куда некурящие не имеют необходимости входить, т. е. несовместимо, например, объединять место для курения с туалетом;
    в) места для курения следует изолировать от остальных помещений и оборудовать вентиляционными устройствами;
  • законодательно обеспечить работникам право трудиться в здоровой обстановке без воздействия табачного дыма, как сделано в ряде стран (Швеции, Германии, Новой Зеландии и др.). Вторичный дым вреден для здоровья тех, кто не имеет возможности покинуть задымленное помещение. Это относится и к таким заведениям, как бары и рестораны, где находится и некурящий контингент, включая обслуживающий персонал.

Вопросы для итогового обсуждения:

  • Как вы думаете, почему мы обсуждаем этот вопрос?
  • Как часто дети стремятся апеллировать к правам человека, если речь идет о необходимости запретить или ограничить курение?
  • Сможете ли вы теперь более уверенно обсуждать эту тему с собственными детьми?

Еще одна тема для дискуссии – "Почему Закон об ограничении курения не работает?". Присутствующим предлагают ознакомиться с точкой зрения депутата Государственной Думы, председателя Комитета по охране здоровья Т. Яковлевой.

"Закон о запрете на курение в общественных местах в России почти не действует", – считает депутат Госдумы Татьяна Яковлева. Здоровье взрослого человека и ребенка лишь на 7–8% зависит от состояния здравоохранения, а в остальном – от социальных факторов. В настоящее время в России существует "масса хороших законов, направленных на охрану здоровья. Но наше законодательство страдает оттого, что нет межведомственного подхода. То есть каждое ведомство проводит свои законы и нормативные акты, которые абсолютно не связаны друг с другом".

Т. Яковлева напомнила о том, что в принятом в 2002 г. Законе об ограничении курения табака четко прописано, что в общественных местах, особенно в образовательных, культурных и лечебных учреждениях, курить запрещено, но механизм реализации Закона на местах Правительством не разработан, и потому Закон не действует. Более того, сейчас уже говорят о необходимости отведения мест для курения учащихся в школах, что является прямым нарушением Закона.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие причины препятствуют соблюдению данного Закона в России?
  • Что может сделать государство для того, чтобы Закон соблюдался?
  • Что сами граждане могут сделать для соблюдения Закона?
  • Как может повлиять на соблюдение Закона школа?

Далее учитель предлагает провести обсуждение по кругу: каждый участник собрания должен предложить свой ответ на каждый вопрос (можно повторяться и уточнять варианты предыдущих выступающих). При этом в круговом обсуждении не принимает участия та группа, которая обдумывала данный вопрос, – ей отводится роль эксперта. Задача такой группы – выслушать все ответы и отметить:

  • новые идеи, прозвучавшие при круговом обсуждении;
  • идеи экспертов, которые не были названы другими участниками собрания;
  • возможные выводы по обсуждаемому вопросу.

Учителю необходимо следить за регламентом обсуждения. По ходу дискуссии рекомендуется записывать основные тезисы на доске, для того чтобы на них можно было опираться при подведении итогов обсуждения.

Этап 4. Подведение итогов

Учитель обращает внимание родителей на основные понятия, которые обсуждались на собрании, и просит проанализировать и прокомментировать схемы (рис. 1, 2) с понятиями урока, указывая на связи между ними.

 Ответственность за курение в общественных местах. Классный руководитель и родители.

    

Рис. 1 

 

 

Ответственность за курение в общественных местах. Классный руководитель и родители.

Рис. 2

Ожидаемый результат: в первой схеме (рис. 1) подчеркивается, что Закон призван гарантировать права человека, в частности, право на здоровую окружающую среду. Кроме того, он очерчивает круг обязанностей должностных лиц, производителей табака, работников образования, культуры и др.

Из другой схемы (рис. 2) видно, что для защиты прав человека, в т. ч. права на здоровую окружающую среду, в России принят Закон об ограничении курения табака, который определил круг лиц, ответственных за его исполнение. К числу таковых правильно отнести и родителей, чей пример во многом определяет отношение детей к данному Закону.

В конце урока учитель просит родителей высказать свое отношение к выражению: "Ваша свобода курить заканчивается там, где начинается воздух, которым я дышу". Задача учителя – напомнить родителям, что ограничение курения, о котором шла речь на родительском собрании, касается каждого, а законы соблюдаются лишь тогда, когда люди проявляют ответственность и заинтересованность в их соблюдении.

Как нарушить правило "Не курить!" Из книги Григория Остера "Правилонарушание"

Табличка с дымом

Если в какой-нибудь комнате вы видите на стене табличку с зачеркнутой сигаретой и надписью "Не курить", значит, в этом помещении действует правило, запрещающее курение. Нарушать это правило в раннем детстве довольно трудно. Ведь дети обычно еще не курят. Им надо прежде подрасти.

Кольцо под носом

Однако готовиться к нарушению правила, запрещающего курение, можно уже в самом юном возрасте, буквально с колыбели. Для начала, вырастая из пеленок, ни в коем случае не отказывайтесь от соски-пустышки. Как взяли ее в рот сразу после рождения, так и ходите с кольцом под носом – до самой школы.

Глубокое уважение

Общеизвестно, что первоклассник, небрежно попыхивающий соской, зажатой в уголке губ, выглядит очень взрослым, независимым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. А если еще научитесь иногда двумя пальцами вынимать соску изо рта и, отведя руку в сторону, залихватски сплевывать на пол – можете считать, что уважение одноклассников обеспечено вам раз и навсегда.

Незаметная замена

К пятому или шестому классу привычка все время держать что-нибудь во рту поможет вам безболезненно заменить соску на дымящуюся сигарету. Ведь соска и сигарета – это, если разобраться, примерно одно и то же.

Ощипанный язык

Хотя есть, конечно, и различия. Соска-пустышка, в сущности, безвкусная вещь, а вонючая, дымящая сигарета на вкус довольно противна и к тому же ужасно щиплет язык. Поэтому будущему курильщику, чтобы подготовить свой организм к курению, следует заранее приучать его к разным отвратительным ощущениям. Попробуйте нюхать помойки, глотать соль, лизать жгучий перец и принимать горчицу. Натощак. По одной столовой ложке, три раза в день: перед завтраком, обедом и ужином.

Легкая тошнота

Неплохо также иногда съедать что-нибудь такое, от чего сильно мутит. Чтобы привыкнуть к легкому чувству тошноты, почти никогда не покидающему курильщика. Если ничего тошнотворного у вас под рукой не окажется – используйте саму руку. Засуньте себе два пальца в рот. Как можно глубже. И рвота не заставит себя ждать.

Хлюпанье в ботинках

А частые простуды и ангины (их нетрудно заработать, гуляя по слякоти в промокших ботинках и выскакивая на мороз без пальто) помогут вашему организму заранее подготовиться к долгим и мучительным приступам хлюпающего кашля по утрам. Без такого кашля у хорошего курильщика ни одно утро не обходится.

Дым в глаза

Поскольку сигаретный дым щиплет не только язык, но и глаза, их тоже надо потихоньку готовить к дымному будущему. Придите на кухню, когда мама режет лук, и постойте рядышком. Через несколько минут хлынувшие ручьем слезы расскажут вам, что чувствует курильщик, которому заплыл в глаза дым от его собственной сигареты.

Кто куда

Таким образом, с детства хорошенько закалив себя ежедневными упорными тренировками, вы, повзрослев и заметив где-нибудь табличку "Не курить", тут же сможете достать сигарету и напустить вокруг себя столько дыму, что все остальные, некурящие, быстро выскочат из помещения. И, зажимая рты с носами, немедленно разбегутся в разные стороны. Кто куда.

Врешь, не возьмешь

В некоторых местах могут попасться на глаза таблички с незачеркнутой сигаретой и надписью: "Место для курения". Помните, что, закуривая под такой табличкой, вы не нарушаете никаких правил. Наоборот. Покорно их выполняете. Оказавшись на месте для курения, тот, кто хочет сохранить почетное звание правилонарушателя, должен немедленно выпотрошить из своих карманов сигареты, выкинуть зажигалку и растоптать спички. А затем с криком "Врешь, не возьмешь!" нагло показать табличке язык.

Вопросы и задания

1. Сколько сигарет вы выкурили за свою жизнь? Сколько раз вас тошнило во время курения? Нравится ли вам чувство тошноты?

2. Чем невинные младенцы похожи на прожженных курильщиков? Пробовали ли вы жевать сигарету? Вкусно ли это?

3. Обычно выпущенный на свободу джинн выходит из сосуда в виде дыма. Нарисуйте табличку, которая должна висеть там, где выпускать джинна из бутылки запрещается.

В.И. Колупаева, директор Некоммерческого партнерства "Мой выбор", руководитель программы профилактики детского табакокурения "Ответственные родители", г. Москва

[*] О профилактике детского табакокурения см. также: Справочник классного руководителя. 2009. № 12. С. 59; 2010. № 1. С. 46. № 2. С. 58. № 3. С. 58. № 4. С. 37. – Примеч. ред.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль