Что делать, если ребенок ворует

12497

Как правило, взрослые осуждают детское воровство, отчитывают и наказывают ребенка. А если наказания не помогают, нередко теряют над собой контроль и обрушивают на сына или дочь бурю негодования. Ни один из этих методов не дает положительного результата. Как же вести себя родителям в такой сложной ситуации?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙЧто делать, если ребенок ворует

В первую очередь обдумайте свое отношение к воровству. Многое будет зависеть от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило, без соблюдения которого все остальные советы бесполезны: учите ребенка честности на собственном примере.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок что-то украл, постарайтесь не реагировать слишком бурно. Прежде чем думать о наказании, найдите причину поступка. Возможно, ребенок не так виноват, как вам кажется. Воровство нередко является реакцией на семейное неблагополучие, на ошибки в системе воспитания.

Худшее, что можно сделать, – наброситься на ребенка с обвинениями, накричать на него, обозвать "вором". Дети доверяют любому нашему мнению, в т. ч. о себе самих. Если мама с папой утверждают, что ребенок плохой, значит, так и есть. С этим убеждением ребенок будет жить дальше, что чревато развитием комплекса неудачника. Не меньше вреда наносят риторические вопросы: "Как ты мог?", "Как ты посмел?" Не исключено, что после такого взрыва ваших негативных эмоций ребенок постарается скрывать, держать в себе все, что сочтет плохим и постыдным.

Избегайте сравнивать ребенка с другими детьми: "Вот Маша хорошая, она никогда не берет вещи без спросу". Такие сопоставления заставят ребенка думать, что он плохой, он замкнется в себе и перестанет нас слышать.

Лучше всего, если вы четко, без эмоций, дадите отрицательную оценку совершенному поступку. Одновременно с этим не забудьте напомнить ребенку, какой он у вас хороший, как вы его любите. Постарайтесь, чтобы он почувствовал расстановку акцентов: ребенок – хороший, поступок – плохой.

Расскажите о последствиях поступка, о переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи.

Объясните, как правильно надо было поступить: не брать понравившийся предмет, а попросить у хозяина или хозяйки разрешения.

Не принимайте на веру слова о том, что ваш ребенок что-то украл, до тех пор, пока во всем не разберетесь. Равно не принимайте на веру все, что скажет ребенок в свое оправдание.

Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка.

Обсудив ситуацию и подробно разобрав ее, не возвращайтесь к ней больше, чтобы не закреплять плохой поступок в сознании сына или дочери.

Не надейтесь, что ребенок (особенно если он маленький) поймет все правильно с первого раза. Возможны рецидивы.

Запаситесь терпением и доброжелательностью, объясняйте еще и еще раз, почему нельзя брать чужое, не спросив разрешения. Если ребенок тем не менее продолжает воровать, этому возможны два объяснения: либо вы избаловали его до такой степени, что он ни в чем не может и не желает себе отказывать, либо ваше чадо не чувствует вашей любви, ощущает избыток давления и недостаток внимания. В первом случае придется менять стиль воспитания, а во втором – чаще хвалить ребенка, показывать, насколько он и его благополучие важны для вас, и давать ему возможность самому принимать решения.

Приучите себя выслушивать детей, не осуждая, не навязывая свое мнение (оно, кстати, не всегда лучшее и не единственно правильное).

Старайтесь вместе искать выход из проблемной и болезненной для ребенка ситуации. Не унижайте его достоинство. Признавайте его право на ошибку. Рас­сказывайте ему о своих просчетах. Никто не идеален. Важно вовремя понять, что проступок совершен, и по возможности исправить его. И, конечно, не повторять одну и ту же ошибку многократно.

Постарайтесь с самого раннего возраста воспитывать и развивать в ребенке сочувствие к другим детям и взрослым, животным и растениям, поощрять внимательное, бережное отношение к миру. Приучайте детей к ответственности: давайте им поручения, доверяйте различные дела. Если ребенок не справился с поставленной задачей или справился частично, постарайтесь указать на ошибки очень тактично, не ущемляя достоинства и не подрывая его веры в себя.

Ни в коем случае не критикуйте ребенка при посторонних! Вы можете нанести ребенку душевную рану, которая зарубцуется нескоро, если зарубцуется вообще.

Поощряйте и хвалите ребенка, помогайте ему расти уверенным в себе и своих силах.

Уделяйте ребенку так много времени, насколько это возможно. Если ребенок просит вас поговорить с ним – отложите все свои сверхважные дела.

Что бы ни случилось с ребенком, не отворачивайтесь от него. Ваша вера и доверие – спасательный круг. Дети нуждаются в нашей безусловной любви.

Дайте ребенку почувствовать, что он единственный и неповторимый, что второго такого нет на свете и быть не может. Ребенок, уверенный в безза­ветной любви и заботе, чувствует себя счастливым!

Как наказывать

Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания – недопустимые методы воспитания. Такими методами в ребенке можно пробудить только гнев и агрессию. Неуважение к личности подростка, пренебрежение, тем более высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе.

Наказывать того, кто не чувствует за собой никакой вины, значит только усиливать его протест, негодование и агрессию.

Когда ребенок понимает, в чем он провинился и почему должен быть наказан, инцидент исчерпывается: наказание, как ластик, стирает его вину и восстанавливает нормальные отношения.

Наказание ребенка в ДОУ должно быть достаточно неприятным, чтобы ребенок не захотел снова его получить и вел себя правильно. В случаях детского воровства жгучий стыд, который испытывает ребенок, и отсутствие наказания – часто гораздо страшнее всякого кары. Главное – грамотно провести беседу с провинившимся, – так, чтобы ему стало стыдно.

Порой родители предпочитают игнорировать детское воровство – дескать, дитя еще маленькое, не понимает, что делает. Такое поведение опасно: игнорировать – значит сделать вид, что проблемы нет.

Также опасно оправдывать поступок ребенка: мол, это ему совершенно не свойственно, и вообще он сегодня нездоров, или же это соседский хулиган подговорил его украсть. Ребенку такая позиция родителей наносит только вред: он убеждается, что ни в чем не виноват. И продолжает поступать так, как поступал.

Трудно одновременно дарить ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его проступков, устанавливать рамки приемлемого и недопустимого поведения. Дети тех родителей, которым это удается, с наименьшими потерями преодолевают сложности проблемных подростковых лет и чаще добиваются успеха во взрослой жизни.

Если вы видите, что ребенок понимает свою вину и ждет наказания как естественного следствия своего проступка, прощение может оказаться действеннее кары. Оно означает, что ребенка любят, несмотря на то, что он не всегда поступает правильно, и доверяют, когда он говорит, что все понял и подобного не повторит. Прощение – хороший стимул для того, чтобы ребенок захотел исправиться. А еще прощение означает примирение, а мир и гармония с близкими важны для всех.

Однако во всем нужна мера. Родители, которые никогда не прощают ребенка – ведут себя слишком жестко и могут пробудить в нем враждебные чувства к себе. Но и родители, стоящие на позициях всепрощения, теряют авторитет в глазах ребенка и возможность влиять на его поведение в будущем. Слепая любовь так же вредна, как и сверхтребовательность. Необходимо приучать ребенка к ответственности за плохие поступки, в т. ч. и за воровство. Дети быстро улавливают, что с помощью волшебных слов "Извини" и "Я больше не буду" можно избежать наказания. Но если ребенок повторяет тот же самый проступок во второй раз, его следует наказать. Ребенок должен усвоить, что извиниться – недостаточно, нужно изменить свое поведение, исправиться.

Как предотвратить проблему воровства

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

Отказываясь что-либо купить ребенку, не объясняйте это отсутствием денег, особенно если он видел в вашем кошельке крупные купюры. Скажите, что все покупки уже запланированы, и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Учите ребенка рассчитывать траты. Например, собираясь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат.

Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

Если вы предложили ребенку накопить денег, дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить средства на что-то другое, не надо ему препятствовать. Но он должен понимать, что и вы не купите ему ту вещь, от которой он отказался.

С ребенком, взявшим деньги без спроса, следует серьезно поговорить. Скажите ему: "Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты без спроса взял деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?"

Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес в образовательных целях. Обратите внимание ребенка на различия валют разных стран, на символику, историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают.

Учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому никогда не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки.

В.В. Паскал, педагог-психолог МОУ "Усть-Нерская общеобразовательная школа с коррекционными классами", п. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия)

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль