Портфолио группы ДОУ

29784

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Виды портфолио

Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".

Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:

  • на портфолио дошкольника;
  • педагога;
  • детского сада;
  • любого коллектива.

По направленности портфолио выделяют:

  • портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
  • портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)

В зависимости от цели портфолио подразделяются:

  • на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
  • накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
  • тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
  • проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).

По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.

Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.

Принимая во внимание все многообразие портфолио, коллектив МДОУ «Детский сад № 8 "Журавленок"» г. Южно-Сахалинска решил отметить день образования учреждения созданием портфолио каждой группы детского сада. День рождения – поистине самый любимый праздник и детей, и взрослых. Его принято отмечать в кругу друзей и близких. Чем больше гостей, тем веселее праздник.

На этапе подготовки к этому мероприятию каждая группа должна была создать своеобразную книгу-представление. Для разъяснения вопросов, касающихся создания портфолио, для педагогов были организованы специальные консультации по теме "Технология портфолио в образовательном процессе ДОУ".

наверх

Особенности разработки портфолио группы

При разработке портфолио группы была поставлена цель создать атмосферу открытости, общности и поддержки всех участников образовательного процесса. В оформлении творческого продукта приняли участие педагоги, воспитанники и их родители.

Для того чтобы обеспечить дух соревнования в процессе создания портфолио групп, было принято решение о проведении смотра-выставки. Разработаное положение о смотре-выставке "Портфолио группы" и определило примерную структуру портфолио (приложение).

Так, первый – вводный раздел – "Добро пожаловать!" должен содержать общую информацию, представляющую группу: название, рисунки или фотографии тематических уголков, возраст детей, рассказ о педагоге. Многие группы творчески подошли к оформлению данного раздела. Например, воспитанники группы "Непоседы" объяснили ее название в стихах. Воспитанники группы "Звездочки" придумали девиз: "Звезда – это садик, звезда – это мы, звезда – это лучшие дети страны".

Второй обязательный раздел "Давайте познакомимся" представляет собой фотопортрет всей группы. Его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа.

Два последующих раздела "Наши девочки" и "Наши мальчики" содержат отдельные описания девочек и мальчиков группы. Указываются их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др. Например, воспитанники группы "Непоседы" так представили себя: "Ваня – веселый и вертлявый, Таня – терпеливая и трудолюбивая, Даша – добрая и деловая, Аня – аккуратная и активная" и т. д.

Содержание разделов "Наши успехи и достижения" и "Наши мечты" понятно из названия. Например, воспитанники группы "Звездочки" искренне говорили о своих мечтах: "Мне нравится в группе петь и танцевать, это очень пригодится – я хочу стать певицей; на гимнастику хожу два раза в неделю, по секрету вам скажу – стать хочу моделью".

Некоторые группы расширили предложенную структуру дополнительными разделами, например, "Что означают наши имена", "Наши праздники", "Кем я буду, когда вырасту", "Наши говорилки (смешные высказывания детей)", "Мы артисты", "Размышления о непоседах".

В ходе работы над портфолио педагоги и родители собирали фотографии, сочиняли для них сопроводительные стихи и тексты, беседовали с детьми, активно общались, придумывали оформление разделов. Старшие дошкольники принимали активное участие в этой работе. Взрослые проявили свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовало созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Выставка портфолио удивила всех интересным содержанием, яркостью и эстетичностью материалов, творческим оформлением.

Представляя свою группу, дети выступали перед сверстниками и родителями. Презентация портфолио проходила в разных формах. Ярким и запоминающимся получился рассказ о группе "Звездочки" благодаря интересному сценарию, костюмам и талантам юных артистов. Выступление дошкольников проходило в форме ответов на вопросы звездочета – звучали стихи и песни, дети танцевали.

Родители были гостями презентации, но многие из них проявили желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.

Все работы оценивались специальной комиссией, состоявшей из заведующего, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и представителей родительской общественности. Проверялось наличие всех частей структуры портфолио, отражение символики группы, степень участия родителей в подготовке материалов, творческий подход и другие составляющие согласно положению.

На базе дошкольного учреждения для педагогов методиче­ского объединения Центрального учебно-территориального округа г. Южно-Сахалинска была организована выставка-презентация портфолио групп, которая вызвала положительные отклики. Во многих портфолио остались незаполненные страницы, поскольку впереди у дошкольников и их родителей много интересных событий, веселые праздники, открытия, встречи. Так что продолжение следует.

наверх

О.Н. Кохан,зам. заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 8 "Журавленок"» г. Южно-Сахалинска



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль