Использование ИКТ – требование компетентности воспитателя ДОУ

4963

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) являются инновационным ресурсом, обеспечивающим доступность и вариативность обучения дошкольников. Компетентность воспитателя ДОУ в этой области – важнейшее условие развития детского сада.

Создание оптимальных условий для развития воспитанников должно стать главным приоритетом заведующего и воспитателей детского сада. В современных условиях наряду с финансовым, хозяйственно-материальным, информационным техническим обеспечением дошкольных образовательных организаций является кадровое обеспечение. При этом главенствующее место в данном вопросе отводится не укомплектованности детского сада воспитателями, а компетентности педагогических работников в сфере ИКТ, принятых в штат.

Поэтому все более актуальными становятся проблемы методического сопровождения педагогов, повышения профессиональной квалификации, переподготовки воспитателей, мотивация их к использованию новых технологий, поиску инновационного опыта в сфере образования и воспитания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, воспитатели, осуществляющие воспитательно-образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования, должны обладать компетенциями, в том числе в сфере ИКТ, которые предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
  • поддержку инициативности, выражения индивидуальности;
  • установление правил поведения для детей в разных ситуациях;
  • построение вариативного образовательного начала, мотивирующего воспитанников к развитию в условиях взаимодействия с более опытными сверстниками или взрослыми;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по широкому кругу вопросов, в том числе созданию индивидуальных образовательных проектов с целью поддержки образовательных инициатив семьи.  

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает воспитателям знать среди прочего:

  • базовые направления развития образовательной системы нашего государства; 
  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; 
  • возрастные особенности развития детей, физиологию роста, теорию и методику воспитательной работы, приемы организации досуга дошкольников; 
  • методы управления образовательно-воспитательными системами; 
  • современные педагогические технологии дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; 
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений воспитателя детского сада согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается компетентность педагогического работника в сфере владения ИКТ-технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с дошкольниками.

Использование ИКТ для повышения компетентности педагогического работника

Компетентность воспитателя ДОУ в сфере информационно-коммуникационных технологий способствует разработке и широкому использованию в педагогического практике методических приемов нового поколения, позволяет последовательно повышать информационную культуру развития воспитанников, стимулирует повышение уровня взаимодействия воспитателя с семьями детей. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования становится возможным при повышении ИКТ-компетентности воспитателей ДОУ в сфере информационных технологий, что остается проблемным.

Как показывает практика, число воспитателей, прошедших соответствующую подготовку, обладающих навыками уверенной работы на ПК, способных использовать технические возможности компьютера в педагогической практике, свободно ориентирующихся в образовательных компьютерных программах для детей дошкольного возраста, остается незначительным. 

С целью компетентности воспитателей ДОУ в сфере ИКТ были разработаны планы по переподготовке педработников, квалификация которых относительно занимаемой должности считается «условной» (т. е. образовательный уровень воспитателя не соответствует требованиям занимаемой должности), и план курсовой подготовки воспитателей. Кроме того, был разработан долгосрочный проект «Повышение ИКТ-компетентности педагогов», который реализуется старшим воспитателем (по первому образованию – учитель информатики) с 2012 г.

В рамках данного проекта на базе ДОО осуществляется обучение воспитателей, которое включает:

  • курс по совершенствованию базового уровня пользования ПК, рассчитанный на 2 года (приложение 1, 2);
  • курс по повышению уровня пользования ПК, рассчитанный на 1 год (приложение 3).

Тематика занятий первого курса подобрана с учетом необходимых умений и навыков в профессиональной деятельности воспитателей, уровень подачи материала максимально индивидуализирован. Содержание второго курса обучения ориентировано на углубленное изучение специфических программ. Оба курса позволяют последовательно повышать педагогические компетенции воспитателей ДОУ в сфере ИКТ.

Эффективность такого образовательного решения заключается в возможности применения воспитателями полученных навыков в педагогической практике, всесторонней помощи педработникам в преодолении трудностей освоения технологических мощностей компьютеров. 

Так, изучая раздел «Компьютерные презентации», воспитатели могут создать в форме презентации отчет об образовательной деятельности в группе в данный момент или представить методические материалы для семей воспитанников в доступной форме. Осваивая темы из раздела «Компьютерные технологии», воспитатели могут не только познакомиться с разнообразными поисковыми системами в сети Интернет, но и закрепить навык поиска данных, необходимых для подготовки к методическому собранию, педсовету, конкурсу. 

Результат программы для повышения компетентности воспитателя ДОУ

Анализ реализации данного проекта за прошедший период показал, что количество воспитателей, широко применяющих в практике ИКТ–технологии, увеличился в два раза. Пока повышение компетентности воспитателей ДОУ в сфере инновационных технологий не является полномасштабным. Велика вероятность, что после окончания реализации проекта обучение воспитателей в сфере ИКТ будет продолжено, если будет установлена необходимость такого образовательного шага. 

Доказано, что повышение компетентности педагогических работников детских садов позволило улучшить условия развития и воспитания дошкольников на базе ДОО. Многие воспитатели выразили желание применить полученные знания в педагогической практике, а именно творчески оформлять наглядные пособия для занятий с использованием компьютера, предоставлять родителям в электронном виде информацию об успеваемости их детей. 

Кроме того, в настоящее время отмечена тенденция общего повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ, что подтверждает высокая активность работников сферы дошкольного образования в конкурсной деятельности, заинтересованность педработников в ведении масштабных методических разработках, осуществление самообразования, изменение мотивов профессиональной деятельности и массовое переосмысление теоретики и базовых принципов дошкольного воспитания. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль