Использование ИКТ – требование компетентности воспитателя ДОУ

4904

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) являются инновационным ресурсом, обеспечивающим доступность и вариативность обучения дошкольников. Компетентность воспитателя ДОУ в этой области – важнейшее условие развития детского сада.

Создание оптимальных условий для развития воспитанников должно стать главным приоритетом заведующего и воспитателей детского сада. В современных условиях наряду с финансовым, хозяйственно-материальным, информационным техническим обеспечением дошкольных образовательных организаций является кадровое обеспечение. При этом главенствующее место в данном вопросе отводится не укомплектованности детского сада воспитателями, а компетентности педагогических работников в сфере ИКТ, принятых в штат.

Поэтому все более актуальными становятся проблемы методического сопровождения педагогов, повышения профессиональной квалификации, переподготовки воспитателей, мотивация их к использованию новых технологий, поиску инновационного опыта в сфере образования и воспитания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, воспитатели, осуществляющие воспитательно-образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования, должны обладать компетенциями, в том числе в сфере ИКТ, которые предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
  • поддержку инициативности, выражения индивидуальности;
  • установление правил поведения для детей в разных ситуациях;
  • построение вариативного образовательного начала, мотивирующего воспитанников к развитию в условиях взаимодействия с более опытными сверстниками или взрослыми;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по широкому кругу вопросов, в том числе созданию индивидуальных образовательных проектов с целью поддержки образовательных инициатив семьи.  

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает воспитателям знать среди прочего:

  • базовые направления развития образовательной системы нашего государства; 
  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; 
  • возрастные особенности развития детей, физиологию роста, теорию и методику воспитательной работы, приемы организации досуга дошкольников; 
  • методы управления образовательно-воспитательными системами; 
  • современные педагогические технологии дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; 
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений воспитателя детского сада согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается компетентность педагогического работника в сфере владения ИКТ-технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с дошкольниками.

Использование ИКТ для повышения компетентности педагогического работника

Компетентность воспитателя ДОУ в сфере информационно-коммуникационных технологий способствует разработке и широкому использованию в педагогического практике методических приемов нового поколения, позволяет последовательно повышать информационную культуру развития воспитанников, стимулирует повышение уровня взаимодействия воспитателя с семьями детей. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования становится возможным при повышении ИКТ-компетентности воспитателей ДОУ в сфере информационных технологий, что остается проблемным.

Как показывает практика, число воспитателей, прошедших соответствующую подготовку, обладающих навыками уверенной работы на ПК, способных использовать технические возможности компьютера в педагогической практике, свободно ориентирующихся в образовательных компьютерных программах для детей дошкольного возраста, остается незначительным. 

С целью компетентности воспитателей ДОУ в сфере ИКТ были разработаны планы по переподготовке педработников, квалификация которых относительно занимаемой должности считается «условной» (т. е. образовательный уровень воспитателя не соответствует требованиям занимаемой должности), и план курсовой подготовки воспитателей. Кроме того, был разработан долгосрочный проект «Повышение ИКТ-компетентности педагогов», который реализуется старшим воспитателем (по первому образованию – учитель информатики) с 2012 г.

В рамках данного проекта на базе ДОО осуществляется обучение воспитателей, которое включает:

  • курс по совершенствованию базового уровня пользования ПК, рассчитанный на 2 года (приложение 1, 2);
  • курс по повышению уровня пользования ПК, рассчитанный на 1 год (приложение 3).

Тематика занятий первого курса подобрана с учетом необходимых умений и навыков в профессиональной деятельности воспитателей, уровень подачи материала максимально индивидуализирован. Содержание второго курса обучения ориентировано на углубленное изучение специфических программ. Оба курса позволяют последовательно повышать педагогические компетенции воспитателей ДОУ в сфере ИКТ.

Эффективность такого образовательного решения заключается в возможности применения воспитателями полученных навыков в педагогической практике, всесторонней помощи педработникам в преодолении трудностей освоения технологических мощностей компьютеров. 

Так, изучая раздел «Компьютерные презентации», воспитатели могут создать в форме презентации отчет об образовательной деятельности в группе в данный момент или представить методические материалы для семей воспитанников в доступной форме. Осваивая темы из раздела «Компьютерные технологии», воспитатели могут не только познакомиться с разнообразными поисковыми системами в сети Интернет, но и закрепить навык поиска данных, необходимых для подготовки к методическому собранию, педсовету, конкурсу. 

Результат программы для повышения компетентности воспитателя ДОУ

Анализ реализации данного проекта за прошедший период показал, что количество воспитателей, широко применяющих в практике ИКТ–технологии, увеличился в два раза. Пока повышение компетентности воспитателей ДОУ в сфере инновационных технологий не является полномасштабным. Велика вероятность, что после окончания реализации проекта обучение воспитателей в сфере ИКТ будет продолжено, если будет установлена необходимость такого образовательного шага. 

Доказано, что повышение компетентности педагогических работников детских садов позволило улучшить условия развития и воспитания дошкольников на базе ДОО. Многие воспитатели выразили желание применить полученные знания в педагогической практике, а именно творчески оформлять наглядные пособия для занятий с использованием компьютера, предоставлять родителям в электронном виде информацию об успеваемости их детей. 

Кроме того, в настоящее время отмечена тенденция общего повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ, что подтверждает высокая активность работников сферы дошкольного образования в конкурсной деятельности, заинтересованность педработников в ведении масштабных методических разработках, осуществление самообразования, изменение мотивов профессиональной деятельности и массовое переосмысление теоретики и базовых принципов дошкольного воспитания. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль