Использование ИКТ – требование компетентности воспитателя ДОУ
Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) являются инновационным ресурсом, обеспечивающим доступность и вариативность обучения дошкольников. Компетентность воспитателя ДОУ в этой области – важнейшее условие развития детского сада.
Создание оптимальных условий для развития воспитанников должно стать главным приоритетом заведующего и воспитателей детского сада. В современных условиях наряду с финансовым, хозяйственно-материальным, информационным техническим обеспечением дошкольных образовательных организаций является
Поэтому все более актуальными становятся проблемы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, воспитатели, осуществляющие воспитательно-образовательную деятельность по основным программам дошкольного образования, должны обладать
- обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
- поддержку инициативности, выражения индивидуальности;
- установление правил поведения для детей в разных ситуациях;
- построение вариативного образовательного начала, мотивирующего воспитанников к развитию в условиях взаимодействия с более опытными сверстниками или взрослыми;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по широкому кругу вопросов, в том числе созданию индивидуальных образовательных проектов с целью поддержки образовательных инициатив семьи.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает воспитателям знать среди прочего:
- базовые направления развития образовательной системы нашего государства;
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования;
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- возрастные особенности развития детей, физиологию роста, теорию и методику воспитательной работы, приемы организации досуга дошкольников;
- методы управления образовательно-воспитательными системами;
- современные педагогические технологии дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Среди необходимых умений воспитателя детского сада согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается компетентность педагогического работника в сфере владения ИКТ-технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с дошкольниками.
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Совершенствование компетенций воспитателя» — это современные методы и технологии обучения и диагностики, проектирование образовательных программ в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!
Использование ИКТ для повышения компетентности педагогического работника
Компетентность воспитателя ДОУ в сфере информационно-коммуникационных технологий способствует разработке и широкому использованию в педагогического практике методических приемов нового поколения, позволяет последовательно повышать информационную культуру развития воспитанников, стимулирует повышение уровня взаимодействия воспитателя с семьями детей. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования становится возможным при повышении ИКТ-компетентности воспитателей ДОУ в сфере информационных технологий, что остается проблемным.
Как показывает практика, число воспитателей, прошедших соответствующую подготовку, обладающих навыками уверенной работы на ПК, способных использовать технические возможности компьютера в педагогической практике, свободно ориентирующихся в образовательных компьютерных программах для детей дошкольного возраста, остается незначительным.
С целью компетентности воспитателей ДОУ в сфере ИКТ были разработаны планы по переподготовке педработников, квалификация которых относительно занимаемой должности считается «условной» (т. е. образовательный уровень воспитателя не соответствует требованиям занимаемой должности), и план курсовой подготовки воспитателей. Кроме того, был разработан долгосрочный проект «Повышение ИКТ-компетентности педагогов», который реализуется старшим воспитателем (по первому образованию – учитель информатики) с 2012 г.
В рамках данного проекта на базе ДОО осуществляется обучение воспитателей, которое включает:
- курс по совершенствованию базового уровня пользования ПК, рассчитанный на 2 года (приложение 1, 2);
- курс по повышению уровня пользования ПК, рассчитанный на 1 год (приложение 3).
Тематика занятий первого курса подобрана с учетом необходимых умений и навыков в профессиональной деятельности воспитателей, уровень подачи материала максимально индивидуализирован. Содержание второго курса обучения ориентировано на углубленное изучение специфических программ. Оба курса позволяют последовательно повышать педагогические компетенции воспитателей ДОУ в сфере ИКТ.
Эффективность такого образовательного решения заключается в возможности применения воспитателями полученных навыков в педагогической практике, всесторонней помощи педработникам в преодолении трудностей освоения технологических мощностей компьютеров.
Так, изучая раздел «Компьютерные презентации», воспитатели могут создать в форме презентации отчет об образовательной деятельности в группе в данный момент или представить методические материалы для семей воспитанников в доступной форме. Осваивая темы из раздела «Компьютерные технологии», воспитатели могут не только познакомиться с разнообразными поисковыми системами в сети Интернет, но и закрепить навык поиска данных, необходимых для подготовки к методическому собранию, педсовету, конкурсу.
Результат программы для повышения компетентности воспитателя ДОУ
Анализ реализации данного проекта за прошедший период показал, что количество воспитателей, широко применяющих в практике ИКТ–технологии, увеличился в два раза. Пока повышение компетентности воспитателей ДОУ в сфере инновационных технологий не является полномасштабным. Велика вероятность, что после окончания реализации проекта обучение воспитателей в сфере ИКТ будет продолжено, если будет установлена необходимость такого образовательного шага.
Доказано, что повышение компетентности педагогических работников детских садов позволило улучшить условия развития и воспитания дошкольников на базе ДОО. Многие воспитатели выразили желание применить полученные знания в педагогической практике, а именно творчески оформлять наглядные пособия для занятий с использованием компьютера, предоставлять родителям в электронном виде информацию об успеваемости их детей.
Кроме того, в настоящее время отмечена тенденция общего повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ, что подтверждает высокая активность работников сферы дошкольного образования в конкурсной деятельности, заинтересованность педработников в ведении масштабных методических разработках, осуществление самообразования, изменение мотивов профессиональной деятельности и массовое переосмысление теоретики и базовых принципов дошкольного воспитания.
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!