Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации

2694
Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации

Итоговое сочинение станет допуском к ЕГЭ. Как оно будет проходить?

29 июля 2014 г. в Минобрнауки России состоялось второе заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах и обеспечения учета его результатов наряду с результатами ЕГЭ при приеме в вузы (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013). К 1 сентября 2014 г. опубликованы основные направления, на основе которых будут формироваться списки тем сочинений для каждого субъекта РФ. О проведении экзамена в форме сочинения нам рассказала Людмила Васильевна Дудова, член Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Минобрнауки России, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка", канд. филолог. наук, доцент, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы "Московский институт открытого образования".

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г.?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что написание сочинения не является абсолютно новой и неожиданной формой проведения экзамена, т. к. оно было обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) учащихся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Сочинение включалось в контрольно-измерительные материалы как часть с развернутым ответом не только по русскому языку и литературе, но и по истории, обществознанию. В ЕГЭ по русскому языку присутствовало (и сохраняется в настоящее время) сочинение, которое выполняется по предложенному тексту, а на экзамене по литературе выпускники пишут сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос. При подготовке письменного текста по этим предметам сохраняются все требования, которые обязательно надо выполнять при создании развернутого высказывания в форме сочинения.

Учащимся необходимо сформулировать проблему, привести аргументацию, высказать свою точку зрения и обозначить позицию автора. Все это требуется при написании любого сочинения.

В некоторых регионах России сочинение использовалось как форма промежуточной аттестации [Письмо департамента образования г. Москвы от 15.01.2014 № 01-08-54/14 "О порядке организации и проведения промежуточной аттестации в 10-х классах в 2013/14 учебном году в форме сочинения"; распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 1002-р "Об утверждении Порядка проведения сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014 году"; приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.02.2012 № 120 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования".]. Кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы "Московский институт открытого образования" пять лет назад разрабатывались методические рекомендации и темы для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы с целью проведения промежуточной аттестации в форме сочинения. Уже не первый год сочинение пишут учащиеся 10-х классов в г. Санкт- Петербурге. Обозначены требования к развитию письменной речи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, кото- рый в настоящий момент вводится в ОО.

Одним словом, для начала нашего разговора скажем, что сочинение является достаточно привычной формой работы на экзамене не только по русскому языку, но и по обществознанию, истории, поэтому речь идет о расширении жанрового репертуара сочинения как одной из форм письменной речи учащихся. Усиление внимания именно к развитию письменной речи выпускников является одной из причин введения дополнительного вида выпускного испытания.

Верно ли я понимаю, что это не единственная цель? Какие еще образовательные цели достигаются при введении сочинения как формы экзамена?

Формирование письменной речи – это очень сложная методическая задача, поскольку, когда мы говорим о речи, мы говорим об уровне и качестве мышления, формах его выражения. В нашем случае – это письменное связное высказывание большого объема. Но для того, чтобы грамотно высказать свои суждения на листе бумаги, необходимо знать, что сказать и как это аргументировать в рамках той или иной проблемы. У выпускника еще не очень богат жизненный опыт, часть которого формируется на основе просмотренного и увиденного. Поэтому именно поощрение, мотивация учащихся к чтению и рассуждению по поводу прочитанного, совсем не обязательно только в рамках учебного предмета "Литература", – вторая цель введения сочинения как формы ГИА. Замечу, что речь идет именно о рассуждении на определенную тему на основе прочитанного, но совсем не о литературоведческом анализе художественного произведения. Это задача для экзаменационного испытания по литературе.

Работая над проблемой выпускного сочинения, члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013) (далее – Совет) говорили о том, что необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.

Полагаю, что цель сформировать личность думающую, конечно, довольно амбициозная, но ведь выпускать из ОО человека, умеющего размышлять только в рамках предметных знаний, тоже нельзя. Мы вступили в информационную цивилизацию, поэтому такие умения, как работа с информацией, размышление над произведениями, созданными с помощью различных знаковых систем (словесных, визуальных, аудиальных, совмещающих в себе все эти качества), сегодня необходимы каждому выпускнику. Если же пользоваться нашей профессиональной терминологией, то сочинение как форма ГИА – это один из наиболее органичных и апробированных вариантов проверки метапредметной коммуникативной компетенции в образовательной практике.

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о процедуре проведения экзамена в форме сочинения.

Выпускное сочинение является обязательной формой ГИА, т. е. его будут писать все выпускники 11-х классов. Поэтому на начальном этапе внедрения экзамена в форме сочинения Совет постарался создать максимально комфортные условия для одиннадцатиклассников, чтобы не усиливать волнение учащихся и их родителей (законных представителей). Сочинение будут писать ученики в тех ОО, где они обучаются, проверять их будут те учителя, которые преподают им предметы, поэтому никаких беспокойств быть не должно.

Существуют ли требования ограничить присутствие учителей, преподающих гуманитарные предметы, в аудиториях во время написания сочинения?

Никаких ограничений, связанных с тем, какие педагоги работают организаторами в аудиториях во время написания сочинения, не существует. В качестве организаторов могут выступать любые учителя, в т. ч. преподающие русский язык и литературу. Достаточно интересно в связи с этим может быть построена работа комиссии по проверке сочинений.

ВАЖНО! О том, какие изменения вводятся в работу комиссии, проверяющей сочинения, каким образом будет осуществляться формирование тем сочинений, как будет оцениваться сочинение, каковы будут требования к пункту приема экзаменов при написании сочинения читайте в полной версии статьи, опубликованной в журнале Справочник заместителя директора школы. Подпишитесь на это издание!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль