Развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей

5472

Письмо Минобрнауки России от 26.03.07 № 06­636 “Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей”

В связи с запросами, поступающими в Минобрнауки России из регионов по исполнению постановления Правительства РФ от 07.12.06 № 752 “О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей”, Министерство сообщает.

В настоящее время необходимо привести уставы образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с вышеуказанным постановлением и, прежде всего, с пунктом 1, что будет соответствовать пункту 3 статьи 13 Закона РФ “Об образовании” и Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781.

Уставы таких видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, как “Клуб”, “Детская студия”, “Детский парк”, “Музей”, “Детский оздоровительно­образовательный лагерь”, необходимо привести в соответствие с пунктом 1 новой редакции Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, сохранив при этом контингент обучающихся, педагогический состав и объем выполняемой работы. Рекомендуем переименовать в установленном порядке виды образовательных учреждений дополнительного образования детей:

  • “Клуб” – в “Центр”. В частности, “Детско­юношеский клуб физической подготовки” преобразовать в “Детский оздоровительно­образовательный (профильный) центр” или в “Детско­юношескую спортивную школу”;
  • “Детская студия” может быть преобразована в “Детскую школу искусств” либо в “Центр эстетического воспитания детей”;
  • “Детский парк” – в “Детский оздоровительно­образовательный (профильный) центр”;
  • “Музей” – в “Центр”, например, в “Центр творческого развития и гуманитарного образования”;
  • “Детский оздоровительно­образовательный лагерь” – в “Детский оздоровительно­образовательный (профильный) центр”.

Сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей является важнейшей задачей органов исполнительной власти субъектов РФ всех уровней. Этому вопросу была посвящена коллегия Минобрнауки России “О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей” (октябрь 2004 г.), где была одобрена Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 г. Во исполнение решения коллегии разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 г. Данная программа позволит различным ведомствам и организациям на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обеспечить координацию деятельности в решении проблем воспитания, обучения и развития детей. Разработан и направлен на согласование в Минэкономразвития России проект ведомственной целевой программы “Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально­адаптирующих функций (2007–2009 годы)”.

В целях выявления и распространения передового педагогического опыта, инновационной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, повышения профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников на федеральном уровне проводятся системообразующие мероприятия:

  • Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей;
  • Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям”;
  • Всероссийский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей;
  • Календарь Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися.

В рамках приоритетного национального проекта “Образование” (ПНПО) с 2006 г. предусмотрена государственная поддержка способной и талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет по направлениям: школьные олимпиады, социально значимая и общественная деятельность, научно­техническое творчество и учебно­исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество и спортивные достижения. В 2006 г. более 2 тыс. премий были вручены воспитанникам учреждений дополнительного образования детей.

Одной из актуальных проблем в работе с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования детей является установление тождественности должностей “педагог дополнительного образования” и “руководитель кружка”. Как известно, согласно Cписку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781, должность “руководитель кружка” в отличие от должности “педагог дополнительного образования” не предусмотрена. Тождество указанных должностей на федеральном уровне не может быть установлено в связи с тем, что Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367, наряду с должностью “педагог дополнительного образования” сохранено и прежнее название должности “руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской студии)”, используемое в других организациях и учреждениях.

Вопрос установления тождественности должности “руководитель кружка” внешкольного образовательного учреждения должности “педагог дополнительного образования” учреждения дополнительного образования детей может быть решен в судебном порядке на муниципальном и региональном уровнях, как это предусмотрено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.04 № 197­О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Елены Леонидовны и Федоровой Елены Сергеевны на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. При этом следует отметить, что отказ Конституционного Суда Российской Федерации в приеме жалобы этих граждан к непосредственному рассмотрению связан с тем, что подобные жалобы подведомственны к рассмотрению судами общей юрисдикции, поэтому Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше Определении указал, что применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.

Кроме того, в связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17.12.01 № 173­ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, вступившего в силу с 1 января 2002 г. и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Закона при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, дал судам в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.05 № 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии”, следующие разъяснения:

«В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (п. 1 ст. 27 и подп. 7–13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.)».

Кроме того, законодательными актами определен перечень учреждений дополнительного образования детей, работа в которых учитывается при оформлении досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781, установлен закрытый перечень учреждений дополнительного образования детей. Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.03.97 № 12 было рекомендовано привести наименования образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с Перечнем видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. В настоящее время необходимо привести нормативные документы муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учетом пункта 1 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 07.12.06 № 752, в котором перечислены виды образовательных учреждений дополнительного образования детей.. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781, установлен закрытый перечень учреждений дополнительного образования детей. Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.03.97 № 12 было рекомендовано привести наименования образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с Перечнем видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. В настоящее время необходимо привести нормативные документы муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учетом пункта 1 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 07.12.06 № 752, в котором перечислены виды образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В запросах Министерству часто встречается вопрос о предоставлении платных образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей. В последние годы в Министерство участились жалобы от родителей, детей и педагогов о неправомерном введении обязательной платы за оказание образовательных услуг в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Судебными решениями данные действия признавались неправомерными. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” (п. 1 ст. 45) “Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать... платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами...”. Однако “платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета” (п. 3 ст. 45). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с последующими изменениями (далее – Положение), реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно пункту 47 Положения “Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами”, но это не может быть отнесено к реализации основных дополнительных образовательных программ, реализуемых данным типом учреждения. В Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования”], также указано, что “платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ), финансируемой за счет средств муниципального бюджета”. Более того, на основании пункта 19 Правил потребитель может затребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно.. В последние годы в Министерство участились жалобы от родителей, детей и педагогов о неправомерном введении обязательной платы за оказание образовательных услуг в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Судебными решениями данные действия признавались неправомерными. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” (п. 1 ст. 45) “Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать... платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами...”. Однако “платные образовательные услуги не могут быть оказаныобразовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета” (п. 3 ст. 45). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с последующими изменениями (далее – Положение), . Согласно пункту 47 Положения “Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами”, но это не может быть отнесено к реализации основных дополнительных образовательных программ, реализуемых данным типом учреждения. В Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования”, также указано, что “платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ), финансируемой за счет средств муниципального бюджета”. Более того, на основании пункта 19 Правил потребитель может затребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно.

В соответствии с разграничениями полномочий государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления (Федеральные законы от 06.10.03 № 131­ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и от 06.10.99 № 184­ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”) в некоторых регионах России были необоснованно ликвидированы или реорганизованы отдельные учреждения дополнительного образования детей, что нарушает права ребенка, его родителей (замещающих лиц), педагогов. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Закона РФ “Об образовании” создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов РФ согласно пункту 7 статьи 29 отнесены к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона РФ “Об образовании” федеральные органы исполнительной власти вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов управления образованием, касающиеся обеспечения “защиты прав и свобод граждан”.

Главам администраций субъектов РФ было направлено соответствующее письмо Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко от 19.08.04 № АФ­705 о необходимости сохранения и развития учреждений дополнительного образования детей. Аналогичное письмо в отношении учреждений дополнительного образования детей сферы культуры направлено в адрес руководителей субъектов РФ (от 06.06.06 № АФ­135/06, от 18.05.06 № 3171­01­49/05­АБ). В целях сохранения структуры системы дополнительного образования детей Федеральным законом от 29.12.04 № 199­ФЗ в Федеральный закон № 184­ФЗ внесены дополнения о предоставлении дополнительного образования детей в учреждениях регионального значения (подп. 14.1), что позволяет сохранить государственные учреждения дополнительного образования детей регионального уровня. Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” имущество, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, а также предназначенное для целей образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Одним из актуальных вопросов в организации работы учреждений дополнительного образования детей является оплата труда педагогов дополнительного образования при переходе на подушевое финансирование. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение самостоятельно в установлении заработной платы работников образовательного учреждения, в т. ч. надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Вместе с тем Минобрнауки России разработало и направило руководителям органов управления образованием субъектов РФ модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 19.10.06 № 06­1616 “О методических рекомендациях”). В соответствии с пунктом 26 Типового положения об учреждении дополнительного образования детей содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России в субъекты РФ направлено письмо от 11.12.06 № 06­1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании”: “Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю”. По вопросу, касающемуся режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, применяется приказ Минобрнауки России от 27.03.06 № 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений”. В соответствии с указанным приказом нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает в себя учебные занятия и короткие перерывы. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом требований СанПиНа. В Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей предел педагогической нагрузки не установлен. В соответствии с подпунктами 9, 10 статьи 32 Закона РФ “Об образовании” установление штатного расписания, распределение должностных обязанностей, а также установление заработной платы работников образовательного учреждения, в т. ч. надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования относится к компетенции образовательного учреждения.

Телефон для справок: (495) 629­66­65 В.А. Березина, отдел воспитания, охраны здоровья, психолого­педагогической поддержки и дополнительного образования детей.

Директор Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детейА. Левитская

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль