Охрана здоровья дошкольников в период адаптации к детскому саду

2375

При первом посещении детского сада ребенок впервые разлучается с родителями, учится самостоятельно взаимодействовать с другими детьми, педагогами. В этот период он нуждается в поддержке своих родителей и сотрудников детского сада.

Психологи оценивают продолжительность периода адаптации к детскому саду в полгода, однако в зависимости от индивидуальных особенностей детей этот срок может составлять одну-три недели или два-три месяца.

Трудности у дошкольников в период адаптации к детскому саду

Проблемы с адаптацией ребенка в детском саду могут возникнуть в случае, если:

  • Дома привыкли потакать всем его капризам, а в детском саду ему не хотят делать поблажек.
  • Он стеснителен и робок, плохо идет на контакт со сверстниками, и поэтому не принимает наравне со всеми участие в играх, занятиях, становится объектом насмешек.
  • Педагог по отношению к нему ведет себя излишне строго, вызывая тем самым страх перед государственным учреждением.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


Столкнувшись с этими проблемами, ребенок испытывает сильное психоэмоциональное и физическое напряжение, стресс, а отсутствие своевременной поддержки может привести к полной его дезадаптации и ухудшению здоровья.

В период адаптации к детскому саду необходимо пристально следить за следующими признаками, по которым можно выявить нарушения в ходе этого процесса:

  • Регулярный отказ посещать детский сад;
  • Подавленное состояние, сопровождаемое вопросами ребенка к родителям о том, придется ему снова идти в детский сад;
  • Быстрая утомляемость;
  • Нарушения режима сна: ребенок долго не может уснуть, утром встает с трудом, его мучают кошмары;
  • Раздражительность, капризы;
  • Появление навязчивых состояний, тика и заиканий;
  • Отказ ходить в туалет в группе, появление запоров, частые и иногда болезненные мочеиспускания;
  • Потеря аппетита или, наоборот, потребность часто есть;
  • Снижение сопротивляемости организма, обострение хронических заболеваний, появление психосоматических реакций.
  • Отказ идти на контакт, проявление агрессии к себе и другим.

Рекомендации по охране здоровья дошкольников в период адаптации к детскому саду

Для того чтобы свести к минимуму проблемы, связанные с началом посещения детского сада, следует выполнять рекомендации специалистов:

  • Родители должны заблаговременно готовить ребенка к первому посещению детского сада еще до привода его в группу. Родителям необходимо сформировать у ребенка положительный образ детского сада и объяснить ему, что это нисколько не вредит его благополучию, а, наоборот, является признаком его взросления и самостоятельности. Лучше всего это можно сделать во время посещения детского сада с экскурсией, когда ребенок в присутствии родителей может задать любые интересующие его вопросы.
  • Время, проводимое ребенком в группе детского сада, лучше увеличивать постепенно. Начинать следует с одного-двух часов при первом посещении детского садаи в течение недели доводить до полного дня. Эти сроки могут варьироваться в зависимости от того, как реагирует дошкольник на новые условия.
  • Посещение детского сада лучше начинать, когда ребенок полностью здоров. Не рекомендуется приводить его после сильных эмоциональных  нагрузок, даже положительных.
  • Сборы в детский сад лучше начинать заранее, чтобы утром накануне выхода не возникало суеты и нервозности. Родителям рекомендуется дать ребенку столько времени на сборы, сколько ему необходимо. Они могут помогать ему, но не делать все за него. Также рекомендуется не отказывать ребенку в том, чтобы он взял с собой в детский сад любимую игрушку, символизирующую связь с домом.
  • В период адаптации к детскому саду необходимо помнить о соблюдении режима дня. Недосыпы, нерациональное питание и недостаточная физическая активность на свежем воздухе могут привести к снижению иммунитета.
  • После посещения детского сада родители должны обсудить с ребенком его впечатления, обсудить события конкретного дня. Лучше сделать это при помощи наводящих вопросов.

Если приведенные рекомендации не помогли, и в период адаптации в детском саду родители и ребенок столкнулись с более серьезными проблемами, требуется применение более кардинальных мер.

Во-первых, необходимо пересмотреть режим ребенка: раньше укладывать его спать, больше времени проводить с ним на открытом воздухе, свести к минимум просмотр телевизора и компьютерные игры, обеспечить достаточную физическую нагрузку.

При согласовании с педиатром возможен дополнительный прием поливитаминов в возрастной дозировке или специальных витаминных препаратов. В рационе ребенка в достаточном количестве должны присутствовать микроэлементы и полиненасыщенные жирные кислоты – фрукты, овощи, клетчатка, оливковое масло, рыба и др.

При сохранении признаков дезадаптации необходимо пройти комплексное обследование у врачей. До этого момента ребенку можно заваривать успокоительный травяной сбор, поить чаем с мятой и мелиссой, во время купания добавлять в воду ароматические масла мяты, лаванды и хмеля (при отсутствии аллергии). После прохождения обследования врач может назначить курс лечения и рекомендовать прием адаптогенов – веществ, которые расширяют адаптивные ресурсы организма, помогают справляться со стрессовой ситуацией. К адаптогенам природного происхождения относятся элеутерококк, лимонник, женьшень, эхинацея. Также допустимо применение медикаментозных средств: элькара, глицина, валерианы и др.

Начало посещения детского сада — важный этап в жизни ребенка. Однако в ряде случаев он может сопровождаться рядом сложностей, которые появляются в период адаптации к детскому саду. Приближение проблемы можно отследить по ряду признаков. Если дезадаптация уже наступила, родители должны выполнять ряд рекомендаций, чтобы устранить эту проблему. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль