Ответственность за отравление детей в ДОУ лекарственными препаратами

6575

Как показывает практика, несмотря на строгие предписания закона и профилактические меры, принимаемые на всех уровнях управления образованием, зачастую в российских дошкольных образовательных учреждениях происходят случаи отравления воспитанников лекарственными средствами.

Трое воспитанников одного из детских садов Екатеринбурга были госпитализированы в городскую больницу с признаками отравления. Состояние детей врачи оценили как удовлетворительное.

В управлении здравоохранения администрации Екатеринбурга сообщили, что причиной отравления мог стать Клофелин, принесенный воспитанником из дома.

наверх

Причины отравления лекарственными средствами в дошкольных образовательных учреждениях

По результатам проверок, как правило, выясняется, что воспитанники дошкольных образовательных учреждений  получают отравления в результате употребления тех медицинских препаратов, которых нет в наличии в ДОУ.

Чаще всего дети приносят лекарства из дома, а потом не только съедают их сами, но и угощают ими других воспитанников.

В Пермском крае восемь шестилетних воспитанников детского сада отравились таблетками Нитроглицерина. При расследовании происшествия следственно-оперативной группой было установлено, что лекарство из дома принес один из пострадавших детей. Ребенок, который сам съел семь таблеток, угощал ими друзей.

Все пострадавшие были доставлены в больницу, где им оказали медицинскую помощь. После этого семерых детей отпустили домой. Виновник происшествия некоторое время находился на стационарном лечении.

Случается и так, что лекарства (для собственного потребления) приносят с собой работники дошкольных образовательных учреждений. Они по небрежности оставляют препараты в местах, доступных для детей, которые, в свою очередь, решают их попробовать, польстившись на яркую упаковку и красивый внешний вид. К сожалению, такие случаи не редкость.

Отравление лекарственным препаратом от диабета получили семеро воспитанников детского сада в Свердловской области. Они выпили препарат Диабетон, который оставила на столе одна из воспитательниц. Малыши старшей группы приняли половину упаковки.

Все 14 детей, присутствовавших в группе, были госпитализированы в соматическое отделение городской больницы, где у них проверили содержание сахара в крови.

Семерым малышам, принявшим таблетки, было проведено промывание желудка, двоим понадобилась инфузионная терапия. Одна девочка получила серьезное отравление и была доставлена в детскую областную клиническую больницу Екатеринбурга. Из­-за понижения сахара в крови ребенок впал в гипогликемическую кому и находился в тяжелом состоянии. Врачи всерьез опасались за жизнь 6-ти ­летней пациентки.

По факту отравления малышей центром госсанэпиднадзора города составлены административные протоколы о санитарном нарушении. Также рассматривался вопрос об увольнении воспитательницы, которая допустила отравление детей.

наверх

Расследование обстоятельств отравления

Какими бы ни были причины отравления воспитанников дошкольных образовательных учреждений лекарственными препаратами, каждый случай становится поводом для тщательного разбирательства со стороны компетентных органов, в первую очередь – прокуратуры. Согласно ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202­I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) работники прокуратуры рассматривают и проверяют любые сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Информация об отравлении детей в ДОУ лекарственными препаратами, безусловно, относится к категории таких сообщений, поскольку в результате отравления нарушаются права ребенка на жизнь и охрану здоровья, гарантированные Конституцией РФ, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266­I "Об образовании" (далее – Закон РФ об образовании) и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение).

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Аналогичное право дано работникам прокуратуры для привлечения виновных лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными Законом о прокуратуре, прокурорские работники по каждому факту отравления назначают специальную проверку. При выявлении признаков преступления или административного правонарушения соответствующие материалы направляются в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В июне 2010 г. три девочки в возрасте 3–4 лет заснули на скамейке во время прогулки на территории одного из детских садов Екатеринбурга. После осмотра медицинской сестрой дошкольного учреждения девочки были госпитализированы в больницу с диагнозом "острое медикаментозное отравление". В ходе осмотра места происшествия за оградой детского сада была обнаружена упаковка таблеток Клофелин (Клонидин). Через два дня пострадавшие были выписаны из больницы, в настоящее время они продолжают посещать детский сад.

В отношении заведующего ДОУ было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 13.12.2001 № 195­ФЗ (далее – КоАП РФ) (непредставление сведений), т. к. она своевременно не сообщила об инциденте в прокуратуру и региональное управление Роспотребнадзора. Кроме того, по результатам проверки, выявившей нарушения санитарных норм в дошкольных образовательных учреждениях, прокуратура возбудила дело по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства).

Согласно сообщению Следственного комитета при прокуратуре дать оценку обстоятельствам происшествия невозможно без проведения следственных действий. В связи с этим было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63­ФЗ (далее – УК РФ) (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Данная статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на два года.

Как видно из примера, по результатам проверки могут быть возбуждены и уголовное дело, и дело об административном правонарушении (к тому же каждое из них может быть возбуждено по нескольким основаниям). В связи с этим возникает вопрос об ответственности должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений, а также самого дошкольного учреждения за случаи отравления воспитанников лекарственными средствами.

наверх

Ответственность дошкольного образовательного учреждения в случае отравления воспитанников

Сразу же отметим, что дошкольному образовательному учреждению не удастся избежать ответственности (по крайней мере, материальной) в случае отравления воспитанников лекарственными препаратами. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ об образовании, а также п. 12 Типового положения именно дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса (т. е. во время нахождения воспитанников под надзором дошкольного образовательного учреждения). Кроме того, ч. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51­ФЗ (далее – ГК РФ) закрепляет правило, согласно которому именно юридическое лицо (в нашем случае – ДОУ) возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (т. е. несет материальную ответственность). Подтверждает данное правило и судебная практика – например, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина".

Согласно КоАП РФ дошкольное образовательное учреждение как юридическое лицо может быть привлечено и к административной ответственности (ст. 2.10). Например, по ст. 19.7 КоАП РФ за непредоставление сведений об отравлении в органы прокуратуры и органы Роспотребнадзора. В этом случае административный штраф составит уже от 3 тыс. до 5 тыс. руб., тогда как руководитель дошкольного образовательного учреждения заплатил бы за аналогичное правонарушение всего 300–500 руб.

наверх

Ответственность работников дошкольного образовательного учреждения в случае отравления воспитанников

Труднее установить виновное лицо при возбуждении по факту отравления уголовного дела, поскольку согласно УК РФ юридические лица (в т. ч. ДОУ) не подлежат уголовной ответственности.

В случае, когда лекарство, которым отравились воспитанники, по халатности оставлено в доступном для детей месте самим работником дошкольного образовательного учреждения, проблем у следственных органов будет меньше. К примеру, при причинении таким образом тяжкого вреда здоровью ребенка виновный работник дошкольного образовательного учреждения будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), а в случае смерти ребенка – по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

Гораздо сложнее найти виновного тогда, когда ребенок приносит лекарство из дома, а потом втайне от работников дошкольного образовательного учреждения принимает его сам и угощает других воспитанников.

С одной стороны, в таком случае нет прямой вины работников дошкольного образовательного учреждения. Лекарства принесены не ими, а проверка карманов и сумок воспитанников не только не входит в их компетенцию, но и является нарушением прав ребенка (личный досмотр согласно нормам российского законодательства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом, например, при административном задержании, в порядке таможенного контроля и т. д.).

С другой стороны, нормы п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона об образовании и п. 12 Типового положения позволяют однозначно утверждать, что в дошкольном образовательном учреждении в принципе не должно возникать ситуаций, при которых кто-либо из воспитанников остается без надзора его работников.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 (далее – Справочник), в должностные обязанности воспитателя (в т. ч. воспитателя дошкольного образовательного учреждения) входит охрана жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Аналогичные обязанности возложены и на других педагогических работников, помощника воспитателя, младшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, именно воспитатели в первую очередь обязаны осуществлять надзор за детьми во время нахождения последних в дошкольном образовательном учреждении, в т. ч. следить за тем, что и когда дети едят и пьют. Любой не предусмотренный предписаниями врача прием воспитанником лекарств и прочих препаратов должен своевременно пресекаться воспитателем или иным работником дошкольного образовательного учреждения, под надзором которого воспитанник в данный момент находится.

Как может пострадать воспитатель (иной работник дошкольного образовательного учреждения), допустивший неправомерное употребление поднадзорными ему воспитанниками лекарственных средств, видно из приведенных выше примеров. И хотя привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей) вряд ли будет связано с реальным лишением свободы (скорее всего, работник дошкольного образовательного учреждения заплатит штраф или получит условный срок), иметь судимость – не самая лучшая перспектива для любого нормального гражданина.

К тому же, не следует забывать, что в силу ст. 1081 ГК РФ ДОУ, возместившее родителям (законным представителям) воспитанника вред, причиненный работником дошкольного образовательного учреждения при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к данному работнику в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Поэтому на практике вполне может возникнуть ситуация, при которой виновный работник дошкольного образовательного учреждения помимо того, что будет осужден по статье УК РФ, еще и должен будет уплатить ДОУ денежные средства в размере возмещения, выплаченного родителям (законным представителям) воспитанника в связи с отравлением последнего лекарственными препаратами.

наверх

Ответственность родителей в случае отравления их детей лекарственными препаратами в дошкольном образовательном учреждении

У многих работников дошкольного образовательного учреждения зачастую возникает вопрос о том, как быть с родителями (законными представителями) воспитанников, допустившими пронос лекарственных средств в дошкольное учреждение. В силу положений ст. 28 ГК РФ малолетние воспитанники дошкольного образовательного учреждения обладают ограниченной дееспособностью и не вправе приобретать лекарства. Следовательно, они могут их взять только дома, когда родители (законные представители) оставляют лекарства в доступном для детей месте.

Теоретически таких родителей (законных представителей) можно привлечь и к административной (по ст. 5.35 КоАП РФ) и (при наличии определенных дополнительных условий) к уголовной (по ст. 156 УК РФ) ответственности. Однако сделать это непросто. даже при установлении вины родителей (законных представителей) в неправомерном завладении ребенком лекарствами снять ответственность за их употребление во время образовательного процесса с дошкольного образовательного учреждения и его работников будет невозможно. Ведь в момент употребления именно дошкольное образовательное учреждение, а не родители (законные представители) отвечали за жизнь и здоровье воспитанника. Поэтому ответственность родителей (законных представителей) в данном случае необходимо рассматривать как дополнительную (второстепенную), т. е. не влияющую в принципе на ответственность дошкольного образовательного учреждения и (или) его работников.

наверх

Нормативные документы

  • Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 13.12.2001 № 195-Ф3 (ред. от 01.07.2010)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2010)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.06.2010)
  • Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-Ф3 "Об обращении лекарственных средств"
  • Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 28.11.1999)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании" (ред. от 13.06.2010)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (ред. от 25.09.2009)

П.В. Гулидов,юридический консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль