text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника

  • 27 августа 2014
  • 1820
Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника

Все школьные трудности специалисты делят на неспецифические и специфические. Приведенные в статье примеры демонстрируют особенности их проявления при обучении письму, чтению и на занятиях математикой.

Умение видеть различия между этими двумя видами трудностей и выделять истинные причины появления проблем позволит разработать эффективную систему помощи ребенку.

Специфические и неспецифические школьные трудности

Неспецифическими называются трудности, причиной которых являются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость и школьные факторы риска. На начальном этапе причиной возникновения многих проблем с учебой может служить несформированность (недостаточное развитие) таких значимых функций, как организация деятельности, внимание, восприятие, речь, моторика и пр. Школьные проблемы, связанные с познавательным развитием ребенка, специалисты называют специфическими.

Основное различие неспецифических и специфических трудностей заключается не только в причинах их возникновения, а в сроках первого проявления тех или иных признаков возникновения школьных проблем.

Специфические трудности можно прогнозировать, они проявляются на начальных этапах (буквально с первых дней обучения письму, чтению, счету). На дальнейших этапах обучения проблемы накапливаются, к ним добавляются проблемы с учебой, психологический дискомфорт, стрессы от неудач. Трудности нарастают, их характер меняется, но они никогда не возникают неожиданно в процессе обучения.

Неспецифические трудности также в определенной мере могут быть спрогнозированы, например при выборе неадекватной нагрузки, программы обучения и т. п. Однако они, как правило, проявляются к концу первого полугодия (в 1-м классе), а в дальнейшем – на любом этапе обучения при увеличении учебных и внеучебных нагрузок, повышении требований, возникновении вторичных нарушений физического и психического здоровья.

Другое существенное различие специфических и неспецифических трудностей состоит в частоте их проявления. Специфические трудности проявляются всегда, меняться может лишь степень их выраженности. Неспецифические трудности могут исчезать при благоприятных условиях и улучшении функционального состояния ребенка и появляться вновь под воздействием неблагоприятных факторов и при ухудшении функционального состояния.

Для того чтобы увидеть различия неспецифических и специфических трудностей, проанализируем два примера. Следует заметить, что "чистые" варианты специфических и неспецифических трудностей встречаются довольно редко.Проанализируем причины школьных трудностей и определим, к какому типу они относятся.

ВАЖНО! Далее в статье, полностью опубликованной в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа", читайте примеры анализа школьных трудностей конкретного ученика. Также читайте о методах работы с детьми, имеющим неспецифические и специфические школьные трудности. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.