Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника

1788
Как определить истинные причины школьных трудностей первоклассника

Все школьные трудности специалисты делят на неспецифические и специфические. Приведенные в статье примеры демонстрируют особенности их проявления при обучении письму, чтению и на занятиях математикой.

Умение видеть различия между этими двумя видами трудностей и выделять истинные причины появления проблем позволит разработать эффективную систему помощи ребенку.

Специфические и неспецифические школьные трудности

Неспецифическими называются трудности, причиной которых являются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость и школьные факторы риска. На начальном этапе причиной возникновения многих проблем с учебой может служить несформированность (недостаточное развитие) таких значимых функций, как организация деятельности, внимание, восприятие, речь, моторика и пр. Школьные проблемы, связанные с познавательным развитием ребенка, специалисты называют специфическими.

Основное различие неспецифических и специфических трудностей заключается не только в причинах их возникновения, а в сроках первого проявления тех или иных признаков возникновения школьных проблем.

Специфические трудности можно прогнозировать, они проявляются на начальных этапах (буквально с первых дней обучения письму, чтению, счету). На дальнейших этапах обучения проблемы накапливаются, к ним добавляются проблемы с учебой, психологический дискомфорт, стрессы от неудач. Трудности нарастают, их характер меняется, но они никогда не возникают неожиданно в процессе обучения.

Неспецифические трудности также в определенной мере могут быть спрогнозированы, например при выборе неадекватной нагрузки, программы обучения и т. п. Однако они, как правило, проявляются к концу первого полугодия (в 1-м классе), а в дальнейшем – на любом этапе обучения при увеличении учебных и внеучебных нагрузок, повышении требований, возникновении вторичных нарушений физического и психического здоровья.

Другое существенное различие специфических и неспецифических трудностей состоит в частоте их проявления. Специфические трудности проявляются всегда, меняться может лишь степень их выраженности. Неспецифические трудности могут исчезать при благоприятных условиях и улучшении функционального состояния ребенка и появляться вновь под воздействием неблагоприятных факторов и при ухудшении функционального состояния.

Для того чтобы увидеть различия неспецифических и специфических трудностей, проанализируем два примера. Следует заметить, что "чистые" варианты специфических и неспецифических трудностей встречаются довольно редко.Проанализируем причины школьных трудностей и определим, к какому типу они относятся.

ВАЖНО! Далее в статье, полностью опубликованной в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа", читайте примеры анализа школьных трудностей конкретного ученика. Также читайте о методах работы с детьми, имеющим неспецифические и специфические школьные трудности. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль