Азбука: обучение алфавиту с помощью песен

2194
Азбука: обучение алфавиту  с помощью песен

Рекомендации для музыкальных работников детских садов по взаимодействию с детьми в процессе обучения алфавиту. Каковы общие процедуры работы с песнями? Примерная схема знакомства с песнями, примерный сценарий освоения буквы. Ноты и слова песни Буква "А"

Представляем материалы инновационного учебно-методического комплекта "Азбука" из серии ВеДеДо. Комплект, который подготовили композитор С.С. ­Коренблит и поэт М.Г. Слуцкий вместе с коллективом педагогов, психологов, художников, звукорежиссёров и специалистов в области цифровых технологий, включает 35 песен про русский алфавит. Уже опробованные на практике предлагаемые детские песни позволят вам по-новому взглянуть на процесс изучения детьми букв, сделают его занимательным и продуктивным. Они помогут вашим малышам-дошкольникам выучить буквы в доброй и непринуждённой обстановке.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Музыка»


Знакомство с буквами – это необходимый этап обучения чтению, который превращается в задачу дошкольного возраста. Обучение буквам включено в программы работы детского сада. Большинство родителей, даже если они не пытаются научить ребёнка читать, знакомят его с буквами. Здесь главная задача взрослого – привить ребёнку интерес к буквам, сделать процесс знакомства с ними увлекательным и успешным. Без этого последующее овладение чтением не станет для малыша увлекательным занятием.

Психологические особенности позволяют дошкольникам делать лишь то, что вызывает у них интерес, доставляет удовольствие, поддерживает положительную мотивацию. Способность к произвольным действиям (умение выполнять скучные, неинтересные задания) начинает формироваться лишь к концу дошкольного возраста. Более того, как показывают исследования, даже у старших дошкольников эта способность в последние годы стала значительно ниже, чем это было 20–30 лет назад. Поэтому знакомство с буквами надо сделать как можно более интересным для ребёнка. Он легко выучит буквы, если его заинтересовать, вовлечь в эмоционально насыщенную деятельность.

Известно, что лучше всего ребёнок учит буквы в ходе своей активной работы. Поэтому недостаточно просто слушать песни.

Музыкальная форма изложения материала должна сочетаться с другими интересами дошкольника. Кто-то из детей любит рисовать, кто-то лепить и т. д. Зная интересы ребенка, можно решить, как преподнести ему ту или иную песню.

Особенностью серии «Азбука» является опора на развивающий потенциал музыки. Стихи, положенные на музыку, помогают ребёнку легче запоминать и отдельные буквы, и алфавит целиком. Песни серии "Азбука" помогают взрослым решить следующие задачи: заинтересовать ребёнка буквами; сделать процесс изучения букв увлекательным; развивать у ребёнка внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речевой слух и повысить культуру речи; учить ребёнка творчески слушать музыку; научить взаимодействовать со сверстниками; выработать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми, способствовать социализации ребёнка.

И, главное, песни серии "Азбука" позволят взрослым и детям получить удовольствие от содержательного общения.

Музыка – одно из наиболее действенных и доступных средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Однако прослушивания и пения на музыкальных занятиях недостаточно. Песни в детском саду могут и должны помогать детям на учебных занятиях, в режимных моментах в ходе досуговой и игровой деятельности. <Изучение азбуки – одна из работ, которую песни превращают в увлекательное занятие.

Главным действующим лицом при проведении работы по освоению песен этого выпуска является воспитатель. Мы рекомендуем обращаться к песням из "Азбуки" на музыкальных занятиях, а также на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. На всех этих занятиях песни из "Азбуки" можно использовать как полезный учебный материал.

Песни этого выпуска рассчитаны на детей, которые уже имеют представление о звуках. Они уже прошли добуквенный этап процесса обучения чтению. Как правило, эти дети посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Следует помнить, что приёмы работы с песнями и уровень сложности заданий при использовании материалов "Азбука" в разных возрастных группах будут различны. Общей для всех возрастов является игровая форма освоения материала.

Рекомендации по взаимодействию с детьми

  1. Старайтесь выстраивать с детьми отношения сотрудничества, совместного действия, общей радости от того, что стихи и песни помогают открыть удивительный мир букв.
  2. Создавайте и поддерживайте положительный эмоциональный фон в процессе общения с ребёнком.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок осваивал песни без принуждения, добровольно. Если по какой-то причине он не хочет выполнять упражнение, петь песню, рисовать и т. д., переключите его на другое занятие.
  4. Знакомьте детей с песнями живо и эмоционально. Постарайтесь воодушевить детей предлагаемым занятием, ярко преподносить материал. Помните, что стихия дошкольника - это игра. В игре и через игру можно его чему-то научить, заинтересовать, построить доверительные отношения с ним. Как использовать песни Приступая к освоению азбуки с помощью песен, помните, что это достаточно кропотливая работа. Прежде чем знакомить малыша с той или иной песней, взрослому нужно продумать, какое пособие, игру, упражнение или творческое задание он к ней подберёт.

Общая процедура работы с песнями

  1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
  2. Определитесь со схемой освоения песен. Решите, какие дополнительный пособия и материалы, упражнения и задания вы хотите использовать с каждой из песен.
  3. Выбрав букву и способ знакомства с нею, начинайте знакомить детей с песнями.

Примерная схема знакомства с песнями

  1. Прочитайте стих, познакомьте детей с буквой, если они её ещё не знают. Если дети уже знакомы с буквой, предложите им назвать букву, о которой говорится в стихотворении. Ещё раз назовите букву, покажите её изображение, предложите ребёнку обвести её пальцем.
  2. Прослушайте песню: слушаем песню. Затем спрашиваем детей, о чём поётся в песне, просим пересказать её содержание; после того, как ребёнок понял содержание, говорим с ним о характере музыки, соответствует ли мелодия содержанию текста: быстрая-медленная, весёлая-грустная, есть в ней скачки или она плавная. Слушать песню необходимо столько раз, сколько потребуется ребёнку для ответа на поставленные выше вопросы.
  3. Завершить работу с песней лучше всего творческой работой ребёнка: лепка, рисование, аппликация. Прежде чем перейти к описанию возможных вариантов работы с дополнительными материалами и пособиями (игры, упражнения и творческие задания), обратим внимание на следующее.

Приводимые задания носят рекомендательный характер. Какое именно упражнение или задание лучше использовать с каждой конкретной песней, взрослый должен решать, исходя из индивидуальных особенностей детей. Кому-то хорошо пойдут задания с кубиками, а кто-то любит собирать пазлы.

Некоторые дети не любят рисовать, отдавая предпочтения лепке, и т. д. Мы постарались привести как можно больше вариантов работы, чтобы ваша совместная деятельность с малышом стала занимательной и продуктивной. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация) в сочетании с песнями серии «Азбука» помогут детям лучше запомнить ту или иную букву, а также будут способствовать развитию воображения, творческих способностей, мелкой моторики руки, усидчивости, аккуратности.

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ

Конспект занятия "История необычных азбук"

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?
Примерные сценарии освоения букв, а также ноты песен см. в журнале Справочник музыкального руководителя, на который вы можете подписаться.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль