Азбука: обучение алфавиту с помощью песен

2156
Азбука: обучение алфавиту  с помощью песен

Рекомендации для музыкальных работников детских садов по взаимодействию с детьми в процессе обучения алфавиту. Каковы общие процедуры работы с песнями? Примерная схема знакомства с песнями, примерный сценарий освоения буквы. Ноты и слова песни Буква "А"

Представляем материалы инновационного учебно-методического комплекта "Азбука" из серии ВеДеДо. Комплект, который подготовили композитор С.С. ­Коренблит и поэт М.Г. Слуцкий вместе с коллективом педагогов, психологов, художников, звукорежиссёров и специалистов в области цифровых технологий, включает 35 песен про русский алфавит. Уже опробованные на практике предлагаемые детские песни позволят вам по-новому взглянуть на процесс изучения детьми букв, сделают его занимательным и продуктивным. Они помогут вашим малышам-дошкольникам выучить буквы в доброй и непринуждённой обстановке.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Музыка»


Знакомство с буквами – это необходимый этап обучения чтению, который превращается в задачу дошкольного возраста. Обучение буквам включено в программы работы детского сада. Большинство родителей, даже если они не пытаются научить ребёнка читать, знакомят его с буквами. Здесь главная задача взрослого – привить ребёнку интерес к буквам, сделать процесс знакомства с ними увлекательным и успешным. Без этого последующее овладение чтением не станет для малыша увлекательным занятием.

Психологические особенности позволяют дошкольникам делать лишь то, что вызывает у них интерес, доставляет удовольствие, поддерживает положительную мотивацию. Способность к произвольным действиям (умение выполнять скучные, неинтересные задания) начинает формироваться лишь к концу дошкольного возраста. Более того, как показывают исследования, даже у старших дошкольников эта способность в последние годы стала значительно ниже, чем это было 20–30 лет назад. Поэтому знакомство с буквами надо сделать как можно более интересным для ребёнка. Он легко выучит буквы, если его заинтересовать, вовлечь в эмоционально насыщенную деятельность.

Известно, что лучше всего ребёнок учит буквы в ходе своей активной работы. Поэтому недостаточно просто слушать песни.

Музыкальная форма изложения материала должна сочетаться с другими интересами дошкольника. Кто-то из детей любит рисовать, кто-то лепить и т. д. Зная интересы ребенка, можно решить, как преподнести ему ту или иную песню.

Особенностью серии «Азбука» является опора на развивающий потенциал музыки. Стихи, положенные на музыку, помогают ребёнку легче запоминать и отдельные буквы, и алфавит целиком. Песни серии "Азбука" помогают взрослым решить следующие задачи: заинтересовать ребёнка буквами; сделать процесс изучения букв увлекательным; развивать у ребёнка внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речевой слух и повысить культуру речи; учить ребёнка творчески слушать музыку; научить взаимодействовать со сверстниками; выработать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми, способствовать социализации ребёнка.

И, главное, песни серии "Азбука" позволят взрослым и детям получить удовольствие от содержательного общения.

Музыка – одно из наиболее действенных и доступных средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Однако прослушивания и пения на музыкальных занятиях недостаточно. Песни в детском саду могут и должны помогать детям на учебных занятиях, в режимных моментах в ходе досуговой и игровой деятельности. <Изучение азбуки – одна из работ, которую песни превращают в увлекательное занятие.

Главным действующим лицом при проведении работы по освоению песен этого выпуска является воспитатель. Мы рекомендуем обращаться к песням из "Азбуки" на музыкальных занятиях, а также на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. На всех этих занятиях песни из "Азбуки" можно использовать как полезный учебный материал.

Песни этого выпуска рассчитаны на детей, которые уже имеют представление о звуках. Они уже прошли добуквенный этап процесса обучения чтению. Как правило, эти дети посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Следует помнить, что приёмы работы с песнями и уровень сложности заданий при использовании материалов "Азбука" в разных возрастных группах будут различны. Общей для всех возрастов является игровая форма освоения материала.

Рекомендации по взаимодействию с детьми

  1. Старайтесь выстраивать с детьми отношения сотрудничества, совместного действия, общей радости от того, что стихи и песни помогают открыть удивительный мир букв.
  2. Создавайте и поддерживайте положительный эмоциональный фон в процессе общения с ребёнком.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок осваивал песни без принуждения, добровольно. Если по какой-то причине он не хочет выполнять упражнение, петь песню, рисовать и т. д., переключите его на другое занятие.
  4. Знакомьте детей с песнями живо и эмоционально. Постарайтесь воодушевить детей предлагаемым занятием, ярко преподносить материал. Помните, что стихия дошкольника - это игра. В игре и через игру можно его чему-то научить, заинтересовать, построить доверительные отношения с ним. Как использовать песни Приступая к освоению азбуки с помощью песен, помните, что это достаточно кропотливая работа. Прежде чем знакомить малыша с той или иной песней, взрослому нужно продумать, какое пособие, игру, упражнение или творческое задание он к ней подберёт.

Общая процедура работы с песнями

  1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
  2. Определитесь со схемой освоения песен. Решите, какие дополнительный пособия и материалы, упражнения и задания вы хотите использовать с каждой из песен.
  3. Выбрав букву и способ знакомства с нею, начинайте знакомить детей с песнями.

Примерная схема знакомства с песнями

  1. Прочитайте стих, познакомьте детей с буквой, если они её ещё не знают. Если дети уже знакомы с буквой, предложите им назвать букву, о которой говорится в стихотворении. Ещё раз назовите букву, покажите её изображение, предложите ребёнку обвести её пальцем.
  2. Прослушайте песню: слушаем песню. Затем спрашиваем детей, о чём поётся в песне, просим пересказать её содержание; после того, как ребёнок понял содержание, говорим с ним о характере музыки, соответствует ли мелодия содержанию текста: быстрая-медленная, весёлая-грустная, есть в ней скачки или она плавная. Слушать песню необходимо столько раз, сколько потребуется ребёнку для ответа на поставленные выше вопросы.
  3. Завершить работу с песней лучше всего творческой работой ребёнка: лепка, рисование, аппликация. Прежде чем перейти к описанию возможных вариантов работы с дополнительными материалами и пособиями (игры, упражнения и творческие задания), обратим внимание на следующее.

Приводимые задания носят рекомендательный характер. Какое именно упражнение или задание лучше использовать с каждой конкретной песней, взрослый должен решать, исходя из индивидуальных особенностей детей. Кому-то хорошо пойдут задания с кубиками, а кто-то любит собирать пазлы.

Некоторые дети не любят рисовать, отдавая предпочтения лепке, и т. д. Мы постарались привести как можно больше вариантов работы, чтобы ваша совместная деятельность с малышом стала занимательной и продуктивной. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация) в сочетании с песнями серии «Азбука» помогут детям лучше запомнить ту или иную букву, а также будут способствовать развитию воображения, творческих способностей, мелкой моторики руки, усидчивости, аккуратности.

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ

Конспект занятия "История необычных азбук"

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?
Примерные сценарии освоения букв, а также ноты песен см. в журнале Справочник музыкального руководителя, на который вы можете подписаться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль