Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

23 июля 2019
56397
Средний балл: 0 из 5

Период дошкольного детства для каждого из нас полнится невероятными открытиями, знаменующими знакомство с предметами, объектами и явлениями окружающего мира. От того, насколько быстро дошкольник сможет определять базовые свойства и характеристики составляющих зоны ближайшего окружения, которая будет последовательно расти и расширяться, настолько легко и эффективно будет проходить обучение.

Чтобы обеспечить оптимальные условия для гармоничного психофизического взросления, широко практикуется сенсорное развитие детей дошкольного возраста, предусматривающее создание условий для активного воздействия на малышей окружающей среды. Данная педагогическая практика, которая может быть успешно реализована в стенах детского сада, характеризуется:

  • необходимостью ведения систематической работы с отслеживанием индивидуальных показателей успеха, затруднений, интересов и потребностей;
  • значительной ролью педагога, направляющего действия дошколят во время сеансов сенсорного развития;
  • важностью последовательного усложнения заданий для сохранения высокой уровни мотивации и заинтересованности детского контингента.

Актуальность сенсорного развития детей дошкольного возраста

Одной из базовых педагогических задач в практике дошкольного воспитания является формирования у малышей базовых представлений о характеристиках различных предметов и объектов — размера, формы, фактуры, цвета. Данные работа входит в зону сенсорного развития детей дошкольного возраста, которая на данном этапе нуждается в активизации ввиду изменения реалий воспитательного процесса. В последние годы все большее количество дошкольников проявляет низкую познавательную активность, пассивность восприятия, что неизбежно ведет к формированию фрагментарных, ошибочных личностных ощущений и представлений о зоне ближайшего восприятия. Ввиду влияния ряда факторов (в т.ч. особенностей организации развивающего пространства, обустроенного в стиле минимализма по соображениям безопасности) детские анализаторы неизменно продолжают пребывать в «спящем» состоянии, что проявляется плохой ориентацией дошкольников даже в пространстве родного дома или группы детского сада, возникновением сложностью с запоминанием названий предметов, их идентификацией и дифференциацией.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по внедрению инновационных методов педагогической работы в детском саду читайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»:

- Новые адаптированные образовательные программы

 (как разработать и реализовать)

Дошкольное образование для детей с проблемами здоровья

 (с примерами проектов)

Все вышеперечисленные факторы указывают на то, что в повседневной образовательной практике ДОУ следует найти место, время и ресурсы для ведения специальной педагогической деятельности по развитию сенсорных способностей у воспитанников. Данный процесс является длительным, затратным по кадровым и материально-техническим ресурсом, но он жизненно необходим для формирования развивающей среды в широком понимании этого понятия. Последовательное сенсорное воспитание детей в ДОУ способствует накоплению «багажа» впечатлений, ежедневному совершению больших и маленьких открытий, результаты которых (звуковые, цветовые и осязательные) впоследствии станут надежным фундаментом для гармоничного возрастного развития.

Во всех видах детской деятельности, реализация которых предусмотрена ФГОС ДО в ходе образовательных практик, таиться сенсорная основа. На первом-втором году жизни она преобладает ввиду предметно-манипулятивной активности малыша, но со временем ее роль снижается ввиду расширения многообразия изучаемого материала. Исследования показывают, что большинство воспитанников детских садов демонстрируют средний и низкий уровень сенсорного развития по всем показателям, что требует пристального педагогического внимания и поиска прогрессивных педагогических решений. Многие отечественные детские сады уже успели опробовать идеи введения в учебно-воспитательный процесс специальных дидактических игр и тренингов, создание сенсорных комнат, что позволило улучшить динамику сенсорных умений дошкольников. В рамках деятельности по улучшению условий обучения и воспитания обязательно стоит изучить преимущества данного организационного опыта и рассмотреть возможность его интеграции с реализуемым программным содержанием.

Цели и задачи сенсорного развития дошкольников в ДОУ

В отечественной и зарубежной педагогической практике проблема формирования чувственного опыта ребенка не является новой. За последние десятилетия ведущими специалистами сферы (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. Тихеевой, Н. Подъяковым, С.Новоселовой, Ш. Абдуллаевой и другими) накоплен не только пласт методологических разработок, но и широкий круг практических решений, позволяющих обеспечить последовательное и гармоничное сенсорное развитие дошкольников.

Основное содержание воспитания по направлению в детском саду составляет формирование представлений в области адекватного восприятия величины, цвета, формы предметов и объектов, поскольку именно эти характеристики позволяют составить представление об элементах окружающей действительности, что необходимо для ведения учебной деятельности, производственного и бытового труда, творческой активности. Таким образом, одной из приоритетных целей учебно-воспитательного процесса должно стать развитие сенсорных представлений детей дошкольного возраста средствами обучающих игр и специальных упражнений.

Задачи сенсорного развития устанавливаются с учетом индивидуального фактора согласно возрастной группе, что отражено в таблице.

Возрастные группы  Задачи сенсорного развития дошкольников  Рекомендуемые методы педагогической работы
Первая младшая
  1. Совершенствование органов чувств, закрепление умения активно использовать при знакомстве с предметным миром зрение, слух, осязание.
  2. Обогащение индивидуального чувственного опыта воспитанников в различных видах деятельности.
  3. Изучение свойств разных предметов, отличающихся качественными характеристиками. 

Чтобы обеспечить сенсорное развитие детей в детском саду, воспитателю рекомендуется:

  1. Помогать малышам обследовать предметы разной формы, фактуры.
  2. Учить называть различные свойства предметов.
  3. Упражнять в установлении сходства, тождества и различия различий вещей из зоны ближайшего развития.
  4. Осуществлять сериацию (собирать матрешки, пирамидки).
  5. Тренироваться в различении количественного состава предметного ряда.
Вторая младшая
  1. Продолжение работы по созданию широкого круга условий для ознакомления воспитанников с понятиями цвета, формы, величины, а также дифференцированного и осмысленного восприятия родной речи, звука музыкальных инструментов.
  2. Создание условий для систематической фиксации в речи результатов чувственного опыта.
  3. Активизация всех органов чувств посредством увеличения способов обследования предметов. 
  1. Закрепление умений дошкольников выделять качественные, количественные и особые свойства предметов, группировать однородные вещи по одной характеристике — форме, цвету, величине.
  2. Совершенствование навыков установления схожести и различия отдельных элементов в ходе различных видов деятельности.
  3. Пополнение активного словаря названиями форм (круглый, квадратный, треугольный).
Средняя Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста предусматривает ведение деятельности по обогащению чувственного опыта в ходе специальной предметной и других видов деятельности. Также необходимо закреплять ранее полученные знания и умения различать вещи из зоны ближайшего окружения. 
  1. Упражнять в получении новых знаний о мире посредством использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
  2. Поощрять воспитанников отражать полученные чувственные ощущения в повседневном общении.
  3. Приветствовать попытки дошкольников самостоятельно изучать свойства предметов, используя знакомые и новые способы.
  4. Учить использовать свойства и качество предметов как эталоны, группировать предметы по одной-двум характеристикам.
Старшая 
  1. Обеспечение разнообразия активности дошкольников по получению чувственного опыта посредством введения новых упражнений и усложнения привычных видов деятельности.
  2. Формирование умения составлять группы и ряды предметов, соответствующих заданному признаку, в условиях доступности предметного разнообразия.
  3. Привитие навыка использования плоскостных и объемных форм в качестве эталонных.
  4. Совершенствование мелкой моторики, координации движений, глазомера. 

При взаимодействии со старшими дошкольниками необходимо:

  1. Продолжать знакомить их с разнообразием цветового ряда (хроматическими и ахроматическими цветами), учить различать оттенки по насыщенности и правильно называть их.
  2. Расширять представления о геометрических фигурах.
  3. Практическим путем формировать умение исследовать предметы разной формы с выделением наиболее крупной части.
Подготовительная

В качестве основных ориентиров практики сенсорного воспитания дошкольников целесообразно выбрать следующие:

  1. Развитие органов чувств в различных видах деятельности.
  2. Тренировка мелкой моторики, координации руки и органов зрения.
  3. Формирование умений созерцать и слушать в широком понимании (учить дошкольников всматриваться, вслушиваться).
  4. Развитие навыков группировки, классификации, дифференциации.
  5. Закрепление знаний эталонов. 
  1. Выполнение упражнений, тренинговых задач, предусматривающих определение различных качеств предметов с группировкой или классификацией последних, проведение сравнения по формам, цветам, фактурам.
  2. Составление цветовых сочетаний, приятных глазу.
  3. Упражнение в выделении различных цветов, назывании оттенков по предметному признаку (сливовый, малиновый).

При проектировании целей и задач разрабатываемой программы сенсорного воспитания дошкольников следует учитывать, что формирование чувственного опыта изначально ограничивается непосредственно предметной деятельностью, которую позднее можно разнообразить организацией продуктивной, конструкторской, художественно-эстетической, творческой активностью. Ввиду необходимости ведения последовательной и систематической работы по направлению в условиях современного детского сада важно найти такие организационные решения, которые обеспечат возможность использования выбранных методик на протяжении длительного времени с их обязательной доработкой и дополнением, а также пути интеграции сенсорного воспитания с инновационными педагогическими практиками — организацией поисковой, проектной, исследовательской деятельности дошкольников, использованием ИКТ.

Как реализовать программу сенсорного развития дошкольников

В условиях перехода на ФГОС и следования в образовании принципам системно-деятельностного подхода разработка программного содержания, включающего стимулирование непосредственной познавательной деятельности детей, которая, в свою очередь, содействует гармоничному развитию, сохраняет высокий приоритет. Сложность обеспечения сенсорного развития дошкольников заключается в том, что оно имеет основополагающий характер, но ввиду особенностей детского восприятия не может быть выделено как самостоятельная область учебно-воспитательной деятельности. Вместе с тем возможность разработки вариативного программного содержания, предоставленная регулятором, позволяет включить практики развития чувственного восприятия детей в повседневную педагогическую деятельность, опираясь на существующие методические разработки и авторские программы (например, «Развивайка» авторства Г. А. Воронцовой).

Значение сенсорного развития дошкольников не может быть переоценено, поскольку оно:

  1. Является базисом для гармоничного возрастного развития.
  2. Помогает упорядочить представления ребенка, полученные в хаотичном порядке, об окружающем мире и зоне ближайшего развития.
  3. Способствует развитию внимательности, наблюдательности, эстетичности, творческого начала.
  4. Стимулирует отработку мелкой моторики, глазомера.
  5. Готовит к последовательному переходу от игровой к продуктивной и непосредственно учебной активности, дает возможность успешно овладевать новыми способами предметно-познавательной деятельности.
  6. Обеспечивает расширение словарного запаса ребенка.
  7. Положительно влияет на развитие различных видов памяти — зрительной, слуховой, моторной, образной.

Содержание большинства авторских программ сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, разработанных воспитателями и методистами с учетом реалий образовательной практики, заключается преимущественно в создании условий для обучения младших дошкольников предметным действиям (выделение отдельных признаков, их соотнесение), которые впоследствии усложняются и становятся более разнообразными. После овладения эталонными представлениями чувственный опыт дополняют абстрактной составляющей, что способствует развитию творческого начала и воображения. Неоценимым является вклад сенсорного воспитания в процесс развития дошкольников с дефектами развития, испытывающими сложности адаптации и социализации. В таком случае развитие органов чувств может нести компенсаторную направленность или быть первой ступенькой на пути к образовательным успехам.

Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Программа сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В качестве средств сенсорного развития дошкольников можно использовать комплекс педагогических методов. Ввиду того, что в большинстве детских садов сенсорное воспитание детей только начинают практиковать активно, на начальном этапе лучше выбрать наиболее простые и доступные:

  1. Дидактические игры и упражнения, организуемые по принципу добровольности участия, свободы самовыражения с учетом возрастного фактора. Обучающая направленность в комплексе с игровым компонентом позволяет воспитателю с легкостью включить малышей в процесс специфической развивающей деятельности, действуя не открыто, а опосредовано. Систематическое проведение дидактических игр способствует развитию познавательной активности, инициативности, открывает широкие возможности для обогащения чувственного опыта, формирует самостоятельности при решении интеллектуальных задач.
  2. Конструирование — создание построек из материалов разной фактуры (деревянных кубиков, специальных пластмассовых блоков, тканевых модулей), изготовление поделок из природных материалов — обеспечивает возможность развития органов чувств в ходе увлекательной деятельности, которая, что немаловажно, обеспечивает комплексное, а не точечное влияние. Успех конструирования гарантирован только после того, когда ребенок научиться успешно различать свойства предметов, учитывать их характеристики (форму, размер, цвет) при создании цельной конструкции. В данном случае дошкольникам крайне важна поддержка и мотивация со стороны взрослых, поскольку при условии получения помощи на начальных этапах большинство малышей приобретает неподдельный интерес к данному виду продуктивной деятельности, систематически тренируя все навыки сенсорики.
  3. Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, валяние шерсти, скрапбукинг и т.д.) является приоритетным направлением сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в постановке новых приоритетных целей и задач возрастного развития. Процесс переноса образов и картин, рисуемых в воображении, на бумагу или иной материал, требует точного понимания пространственных отношений предметов, их свойств и характеристик. Для того чтобы красиво изобразить или вылепить какой-то объект, предварительно необходимо с ним детально познакомиться: запомнить размер, величину, форму, расположение его элементов. Преимущественно малыши изображают то, что им хорошо знакомо. Но если ребенок не в полной мере овладел сенсорными навыками, результаты творческой деятельности будут не устраивать его самого, поэтому переход к данному виду активности должен быть поступательный, последовательный и осуществляться при обширной педагогической поддержке, что в полной мере соответствует методическим рекомендациям и программному содержанию.

Сенсорная комната как эффективное средство развития дошкольников

Опыт организации комплексного развития детей дошкольного возраста, накопленный ведущими педагогами и психологами за последние десятилетия, подтверждает важность комплексного и целенаправленного влияния. Создание в рамках сенсорного воспитания дошкольников специального образовательного пространства, является новаторской идеей, отлично зарекомендовавшей себя и доступной для реализации даже в отсутствие значительных материально-технических и финансовых ресурсов. Пребывание в сенсорной комнате, наполненной специальным оборудованием, оказывающим влияние на все органы чувств, позволяет связать ощущения и эмоции детей, что особенно важно в рамках внедрения инклюзии. Апробация таких организованных пространств успешно прошла в Нидерландах еще в 70-х годах прошлого века, когда возникла необходимость поиска новых средств работы в психоневрологических клиниках. Позднее принципы организации сенсорных комнат были успешно адаптированы и пересмотрены, и сегодня использование пространств такого типа становится все более распространенным для достижения образовательных целей нового времени.

Предназначение сенсорной комнаты определяется в зависимости от целей и задач сенсорного воспитания дошкольников, возрастных и психоэмоциональных показателей развития детского контингента и сопутствующих факторов. Пространство, специально оборудованное для развития органов чувств воспитанников, может использоваться:

  1. Для проведения дидактических игр, имеющих сенсорную направленность, с детьми разных возрастных групп.
  2. В качестве нейтрального пространства при организации психологических консультаций, коррекционных занятий.
  3. Как место для активного взаимодействия дошкольников и родителей.
  4. В роли сказочного волшебного пространства (актуально для мини-садов и групп кратковременного пребывания).

Ведение педагогической работы в сенсорной комнате позволяет акцентировать максимум внимания на ощущениях, впечатлениях и эмоциях ребенка, что способствует осмысленному формированию чувственного опыта. Ввиду того, что гармоничное сенсорное развитие дошкольников предусматривает воздействие цветом, звуками и текстурами, пребывание в границах особого пространства позволяет снизить уровень тревожности и агрессивности малышей, в том числе испытывающих сложности адаптации, обеспечить душевную гармонию и положительный настрой. Многие педагоги дошкольного образования отмечают, что дошкольники разных возрастных групп с большим нетерпением ждут время посещения «волшебной комнаты», где можно совершать открытия и реализовывать самые смелые игровые фантазии.

Сенсорная комната обеспечивает выполнение ряда функций, а именно:

Коррекцию психоэмоциональных нарушений дошкольников в период возрастных и личностных кризисов. Снятие мышечного напряжения, активизацию различных функций нервной системы. Нейтрализацию интеллектуального утомления, возникающего из-за большого информационного потока (актуально для детей старшего дошкольного возраста). Создание атмосферы сотрудничества, гармонии, спокойствия и радости.

Во многом то, насколько успешно проходит развитие дошкольников в сенсорной комнате, зависит от оснащенности последней. Обязательными атрибутами данной зоны является оснащение и мебель, необходимая для принятия удобной позы — малое сенсорное кресло, детская подушка с гранулами, плотные набитые матрасы. Выбор именно этих элементов обоснован возможностью их использования для организации сеансов мышечного расслабления, релаксационных занятий, аутогенных тренировок, комплексных дидактических практик. Не менее важными составляющими сенсорной комнаты являются специальные приборы, представленные в таблице.

Ориентировочный перечень оборудования для сенсорной комнаты

Название оборудования для сенсорной комнаты  Предназначение и рекомендации по применению
Сухой бассейн с твердыми шарами  Используется для снятия эмоционального напряжение, улучшения общего самочувствия дошкольников в ходе игровой деятельности.
Зеркальный шар с мотором, профессиональный источник света

Применяется для создания классических световых дефектов в ходе решения общих задач сенсорного воспитания детей.

Стабилизирует состояние нервной системы.

При условии использования узкого светового луча высокой мощности легко создать волшебную атмосферу, наполнив пространство «бегущими зайчиками».

Прибор динамической заливки светом «Плазма»   Позволяет создавать динамичные световые картины для развития воображения, творческого мышления.
Навесная система «Мелодичный звон» Обеспечивает условия для знакомства с миром звуков, позволяет осознать принцип формирования музыкального ряда.
Сенсорная тропа для ног Необходима для проведения массажа ступней с целью повышения мышечного тонуса, профилактики плоскостопия, расширения чувственного опыта.

С целью коррекции нарушений сенсорного развития детей используют светлые и темные комнаты: первые предназначены для организации дыхательных и речевых практик, упражнений на релаксацию, а вторые за счет специально подобранного наполнения способствуют активизации всех органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата и других рецепторов. В группах кратковременного пребывания посещение «волшебной» сенсорной комнаты, где дети слушают сказки со свето-звуковым сопровождением, практикуется дважды в неделю с целью стимуляции органов чувств и восприятия дошкольников, развития положительных эмоциональных реакций. Независимо от характера педагогической работы, посещение сенсорной комнаты рождает ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и воспитателем.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.