Адаптация педагогов к стандартам в период введения ФГОС ДО

810
Адаптация педагогов к стандартам в период введения ФГОС ДО

М.А. Баранова, старший специалист по методическому обеспечению МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» г. Щекино Тульской области, почетный работник общего образования РФ

Профильные школы представляют собой районные профессиональные объединения педагогов образовательных организаций, которые формируются с целью популяризации, распространения и внедрения успешных образцов образовательной практики, повышения профессиональной компетентности педагогов по разным профилям.

Адаптация педагогов к стандартам в профильных школах

В условиях перехода к деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), профильные школы решают проблемы адаптации педагогов к стандартам и новым требованиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

На современном этапе совершенствование кадрового потенциала системы дошкольного образования – первостепенная задача районной методической службы. Поэтому деятельность районных профильных школ должна быть направлена не только на адаптацию педагогов к стандартам, но и на становление нового типа педагога дошкольного образования, инициативного, творческого, чувствующего ритм времени.

Направления профильных школ по адаптации педагогов к стандартам

В рамках муниципальной модели тьюторского сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в ДОО*, разработанной специалистами МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района», организованы профильные школы по следующим направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное развитие дошкольников;
  • познавательное и речевое развитие дошкольников;
  • «Ладушки» (для педагогов, работающих с детьми раннего возраста);
  • художественно-эстетическое развитие дошкольников (для воспитателей ДОО);
  • художественно-эстетическое развитие дошкольников (для музыкальных руководителей ДОО);
  • социально-коммуникативное развитие дошкольников.

* О муниципальной модели тьюторского сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в ДОО см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 6.

Данные направления профильных школ ориентированы на реализацию содержания образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования. Педагоги ДОО района имеют право выбирать любую профильную школу в зависимости от профессиональных образовательных потребностей и интересов. Руководитель профильной школы назначается приказом комитета по образованию из числа авторитетных педагогов, руководящих работников, имеющих успешный опыт освоения и реализации новых форм и методов образовательной практики.

Работа районных профессиональных объединений педагогов осуществляется на базе образовательных организаций, которые благодаря эффективному использованию образовательных технологий добились успехов. В рамках профильных школ представляется опыт педагогов-новаторов, педагогов, демонстрирующих стабильно высокие результаты образовательной деятельности.

Подготовка профильных специалистов для адаптации педагогов к стандартам в профильных школ

Основной ориентир деятельности профильных школ – подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности. Функциональная значимость профильных школ определяется спецификой задач: от повышения педагогической грамотности до развития педагогического творчества.

Так, в ходе работы профильных школ решаются следующие задачи:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам введения и методов реализации ФГОС дошкольного образования;
  • обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
  • организация инновационной экспериментальной работы;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
  • обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства;
  • организация взаимопосещений непосредственно образовательной деятельности разной тематики с последующим самоанализом;
  • представление отчетов о профессиональном самообразовании педагогов, работе на курсах повышения квалификации, творческих командировках.

Организация деятельности профильных школ предполагает разработку, а также ведение следующей документации:

  • приказ комитета по образованию о работе профильной школы в текущем учебном году;
  • положение о профильной школе;
  • нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие работу профильной школы в текущем учебном году;
  • анализ работы за прошедший учебный год;
  • план работы на текущий учебный год (с указанием темы методической работы, целей и задач);
  • банк данных об участниках профильной школы: их количественном и качественном составе;
  • сведения о профессиональных потребностях педагогов (результатах диагностики, анкетирования);
  • протоколы заседаний профильной школы;
  • материалы к заседаниям (выступления, доклады, отчеты, разработки НОД и т. п.).

На установочных заседаниях в рамках деятельности профильных школ подводятся итоги методической работы, формулируются задачи по ее совершенствованию, определяются проблемы и пути внедрения новых технологий.

На совещаниях с руководителями профильных школ, организуемых один раз в месяц, корректируются планы и содержание деятельности, подводятся промежуточные итоги работы, оперативно решаются возникшие проблемы, изучаются нормативные документы.

Дополнительные методы для обучения профильных специалистов для адаптации педагогов к стандартам в профильных школах

С целью эффективного практико-ориентированного взаимодействия педагогов в рамках профильных школ организуются различные методические мероприятия: педагогический лекторий, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы, консультации, неделя профессионального мастерства, неделя профессионального взаимодействия ДОО, педагогические марафоны, практикумы, работа в проблемных группах, дискуссии, семинары-брифинги, интерактивные игры и т. д.

В качестве примера в приложении представлен план работы районных профильных школ на 2013–2014 учебный год.

Каждая профильная школа выбирает методическую тему, ориентированную на государственную стратегию развития дошкольного образования, потребности педагогов и запросы ДОО. Срок реализации или разработки темы составляет от одного года до трех лет. Как правило, ожидаемый результат работы профильной школы – это образовательный продукт: методические рекомендации, пособия, реализованные проекты, публикации.

В период введения ФГОС дошкольного образования участники профильных школ выбирают тематику, позволяющую проанализировать специфику организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями.

Для более полного удовлетворения информационных и профессиональных потребностей педагогов работа профильных школ выстраивается на диагностической основе. Осуществление мониторинга позволяет прогнозировать процесс перехода с реальной модели функционирования профильных школ на перспективную.

В качестве результатов успешной деятельности профильных школ можно выделить: повышение профессионального мастерства педагогов, их профессиональных умений (рефлексивных, прогностических, диагностических, аналитических и др.); повышение качества образования в ДОО путем внедрения новых образовательных программ и технологий, использования разнообразных форм организации образовательного процесса; развитие опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в ДОО.

Но самое главное то, что деятельность профильных школ предоставляет возможность в адаптационном режиме обеспечить профессиональную методическую поддержку – «обучение действием», так необходимую педагогам в период введения ФГОС дошкольного образования.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль