Урок "Права ребенка" и изучение Конвенции о правах ребенка в школе

11660

Урок "Права ребенка" в основной школе 

(Б.И.Хасан, К.Н.Поливанова)

Цель: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Дидактические материалы:

  • Синквей к слову "Ребенок" (4-5) Это могут синквейны, составленные учащимся к ранее изученным темам или написанные к уроку как домашнее задание. Желательно чтобы они были записаны на листах бумаги или выведены на Смарт доску;
  • Рисунки на тему "Права ребенка"

Методические рекомендации.

При изучении материала можно использовать технологию критического мышления.
Стадия вызова: на этой стадии можно, опираясь на характерные синквейны, обсудить с ребятами следующие вопросы:

  1. Кого мы считаем ребенком?
  2. Чем ребенок отличается от взрослого
  3. Какие существуют права у человека?
  4. Должны ли быть какие-то специальные права у ребенка? Какие Вы можете выделить?

По ходу ответа на последний вопрос учитель на доске составляет кластер "права ребенка"
Стадия осмысления: учитель сообщает информацию о Конвенции о правах ребенка (дата принятия, характеристика конвенции как международного документа),а затем предлагает познакомиться с основными положениями конвенции, используя методический прием "инсерт".
Условные обозначения для маркировки текста:

  1. Что уже знали ( V )
  2. Что нового узнали (+ )
  3. О чем думали иначе (-)
  4. Не поняли, есть вопросы (?)

Стадия рефлексии: соотнесение "новой" информации со "старой". Целесообразно провести беседу по условным обозначениям, а не заполнять таблицу.
После разбора информации, можно предложить рисунки, изображающие сюжеты по теме "Права ребенка", и предложить в группах, парах (зависит от количества рисунков, времени) определить о каком праве идет речь, придумать название рисунку.

наверх

Изучения Конвенции о правах ребенка в старшей школе

(В.В Башев., Б.И.Хасан)

Изучения Конвенции о правах ребенка в старшей школе возможно через тематический модуль "Права ребенка"

Основные задачи тематического модуля учебного курса.

В области опыта:

  • ученики получат опыт правотворческой деятельности (критический и сравнительный анализ школьных правовых, формальных и неформальных норм, участие в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы);
  • ученики получат опыт правозащитной деятельности (экспертная правовая оценка конфликтной ситуации в школе, разработка предложений по правовому разрешению этого конфликта, участие в обсуждении правовой проблемы, в совместном принятии решения по ней и социальном действии в связи с этим);
  • ученики получат опыт проведения исследования общественного мнения, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении проблемы, совместном принятии решения, аргументированного доказательства справедливости правозащитной позиции, общения с представителями властных структур по поводу получения интересующей информации, оценки собственных ценностных установок, уровня своей правовой культуры. 

В области знаний

В результате участия в обсуждении, исследовании, дискуссиях, подготовки индивидуальных заданий и т.д. ученики узнают:

  • о связи реальных прав в школе с естественными правами человека;
  • о своих правах в школе и вне её;
  • о правах других людей - взрослых и детей;
  • о том, какие есть основные документы по правам человека, правам ребёнка;
  • о том, какие есть школьные законы о правах, как, кем и почему они принимаются, изменяются и применяются;
  • о том, что основания принятия решений должны соответствовать правам человека, относительно детей - правам ребёнка;
  • какие есть примеры участия взрослых и учеников в школьном законотворчестве и правозащитных действиях в городе, крае, России и за рубежом;
  • о прогрессивном значении правозащитной деятельности, о личностях, выдающихся событиях истории борьбы за права человека в мире, в России, в школах России;
  • об отношении к праву у родителей, учеников, учителей, администрации школы;
  • получат представление о содержании понятий и терминов: социальные нормы, правовые нормы, нормы морали, права человека, основные категории прав, обязанности и ответственность человека, ребёнка, источники права, Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, право, норма права, правозаконность, гуманистическое право, правовая культура, правовой нигилизм, закон, правоотношения, правонарушения, правовая ответственность, правовое государство, законодательная власть, судебная власть, правоохранительные органы, назначение прокуратуры и адвокатуры, федеральные законы, региональные правовые акты, местное самоуправление, правомочия органов власти и самоуправления, общественные организации, школьное право, правотворческая и правозащитная деятельность. 

В области умений и навыков

Работая коллективно и индивидуально, ученики в рамках темы будут обучаться таким навыкам и умениям: 

  • устное и письменное выражение своих мыслей, включая умение дискутировать и активно слушать, задавать вопросы, оценивать и защищать своё мнение;
  • обращение к различным правовым источникам за информацией о механизмах разрешения ''правовых конфликтов, сравнительный и критический анализ различных правовых источников, формулирование взвешенных и объективных собственных суждений;
  • доказательное обоснование, интерпретация своих и чьих-либо действий, предрассудков с позиции прав человека, прав ребёнка, правозаконности, норм школьного права;
  • ответственное участие в разработке проектов школьных законов;
  • использование механизмов защиты прав ребёнка, человека на школьном уровне;
  • проведение исследования общественного мнения учеников, учителей, администрации и родителей о нормах школьного
    права, анализа полученной информации, её обобщения, проблематизации, презентации;
  • понимание смысла правозаконности для школьного уклада, для российского общества, граждан, государства;
  • понимания уровня своей правовой культуры.

В области ценностей

При изучении темы у учеников формируется интерес к принятию ценностей прав и свобод человека, достоинства, свободы, ответственности и правозаконности . Они начнут заботиться:

  • Об уважении достоинства и соблюдении прав, которыми наделены все люди, взрослые и дети;
  • О собственном участии в разработке и совершенствовании, принятии школьных законов на основании принципов прав ребёнка и прав человека, правозаконности; 
  • О собственном участии в соблюдении школьных законов; 
  • О защите норм прав человека и прав ребенка, если они нарушены.

Каждый модуль представляет собой серию из несколько уроков, посвященных одной общей теме "Права ребенка" 

Вводный модуль –– Тематический модуль –– Тематический модуль ––  Завершающий модуль

Вводный модуль

Тематическим модулям предшествует вводный модуль. Его задача – обеспечить пропедевтическое введение основных методических знаний, которые будут конкретизироваться и углубляться на протяжении курса.
В водном модуле даются общие понятия, определения темы.
В качестве вводного модуля можно провести несколько игр, тесно связанных с тематикой будущих занятий тематического модуля.

Тематический модуль

Пропедевтика –– Введение –– Обобщение –– Исследование –– Принятие решений –– Рефлексия

Пропедевтика

Пропедевтика- это необязательная часть структуры урока модуля.

Первый этап предназначен, как правило, для обозначения вводных данных, формирования общих представлений, которые становятся частью учебного языка школьника
Для решения этой задачи могут использоваться игры. Учитель может ввести здесь любой материал, который необходим для эффективной работы учащихся в рамках данного модуля.
Задача разработчика модуля и ведущего класс педагога состоит в ом, чтобы на первом этапе обеспечить разумный баланс между пропедевтическим сообщением школьникам готовой информации и их последующей самостоятельной работой.

Введение

Следующий этап модуля - специально подобранный "крючок" интеллектуальная приманка для школьника, которая вызывает удивление, создает необходимый эмоциональный фон для дальнейшей работы.
Примером такого крючка может служить газетная заметка о проблемах, с которыми может столкнуться учащийся.
Вводный этап служит "точкой удивления", в которой школьники начинают длинный путь к рациональному осмыслению и поиску путей разрешения проблем современного общества.

Обобщение

Школьники обсуждают случай, который послужил "крючком" для данного модуля, Здесь учитель обычно использует метод "сократовской беседы".
Вопросы могут носить более общий характер или быть узкими.

Исследование

Основную часть модуля составляет исследование.
Школьники берут на себя различные роли и, работая в группах сотрудничества, изучают отдельные аспекты выделенных проблем. Обычно исследование включает подготовительную фазу (планирование) и проведение и обработку результатов опросов общественного мнения разных групп населения, контакты с исполнительской властью и т.п. Анализ исторических и экономических корней и проблемы, поиск и обсуждение имевших место прецедентов – составная часть четвертого этапа.
Исследовательская работа может включать встречи с людьми, реально вовлеченными в данную проблему, определение причин, по которым они предпринимали или предпринимают те ли иные действия.

Принятие решений

Исследование – подготовительный шаг для обоснованного решения. Класс обсуждает полученные результаты и пытается прийти к соглашению о "справедливом" решении рассматривая ситуации. Обычно это проводиться в виде "слушаний" или научно-практической конференции, где каждая группа (участник) представляет результаты своей работы, рассказывает о проведенных исследований, отвечает на возникшие вопросы.
Приобретенные таким образом знания позволяет всем школьникам компетентно обсудить различные варианты действий, который учебный коллектив, как самостоятельное гражданское сообщество, может предпринять по результатом работы. Здесь возможны различные формы действия: учащиеся могут написать статью в газету, оформить собственную страничку в интернат, написать открытое письмо судебной, исполнительной, законодательной власти и т.п.
Крайне важен сам факт выполнения "социального действия" Это позволяет школьникам занимать "активную гражданскую позицию", пробовать себя в деле, а не оставаться пассивным "молчаливым большинством".

Рефлексия

Школьники в группах и всем классом, обязаны проанализировать основные аспекты своей работы в ходе всех пяти этапов. Рефлексируя, они отвечают на ряд типовых вопросов:

  • Что нового они узнали об изучаемой ситуации?

  • Что из того, что они делали, помогло вопросу изучения?

  • Что из того, что они делали, мешало процессу изучения?

  • Какие аспекты работы были наиболее интересными, а какие скучными?

  • Что нового они узнали о взаимодействии между системой государственного управления, системой права, самодеятельными группами граждан и бизнесом?

  • Насколько успешно они работали вместе, как сообщество и что надо сделать для того, чтобы работать успешнее в будущем?

В процессе рефлексии пройденный материал повторяется, происходит его кристаллизация, фиксируется использование процедур и техник учебного сотрудничества, позитивной коммуникации, критического мышления. Каждая рефлексия заканчивается подготовкой рекомендаций по совершенствованию учебной работы класса в будущем.

Завершающий модуль


Он включает в себя мета-рефлексию по всему изученному материалу. Предметным материалом для него служат материалы рефлексии, проводимой по итогам изучения каждого тематического модуля. Цель завершающего модуля – проследить вместе с учениками процесс становления их собственных мыслительных навыков. Рефлексируя этот процесс, школьники начинают осознавать основные элементы процесса изучения социальных феноменов и принятия управленческих решений. Материал данного модуля можно назвать "повторением пройденного".
Однако это не просто повторение. Учащиеся занимаются мета-рефлексией, соотнося процедуры и материалы рефлексии, которую они проводили, подводя итоги каждого модуля. В результате, им становятся ясно, как они проходили к тем или иным решениям, как они пытались направлять свое учение, что из этого, и в какой мере удалось осуществить. Таким образом, они сознательно осваивают приемы критического мышления, общую схему принятия решений, выявляют набор используемых для этого мыслительных средств.
Они осознают, что во многих практических случаях единое решение отсутствует, что оценки решений, и позиции оценщиков могут меняться со временем. Они начинают понимать, в какой степени принимаемые решения могут влиять на их жизнь и заботиться о собственной гражданской ответственности.

наверх

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль